7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
Документирование в процессах ЖЦ ПС определяется стандартами ГОСТ серий 19 и 34, ISO/IEC 8631, ISO 9127, ISO/IEC 9294, ISO 15910, ISO 18019 (рис.2.2).
ЖЦ ПС должен отражаться набором отчетных и результирующих документов в последовательности выполнения и взаимосвязи работ, обеспечивающих регламентированное ведение разработки и применения комплекса программ на всех стадиях от подготовки ТЗ до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПС. Выполнение этих требований следует контролировать путем оценивания соответствия качества всего комплекта документов программным компонентам, процессам и стандартам ЖЦ ПС. Эти оценивания должны сводиться к регулярной поэтапной регистрации характеристик и атрибутов их качества, к сопоставлению содержания документов с заданными требованиями.
Организация работ по документированию ПС и ее оценивание в значительной степени определяют достигаемое качество документов, самих комплексов программ, трудоемкость и длительность их создания. Она должна определять стратегию, стандарты, процедуры, распределение ресурсов и планы создания, изменения и применения документов на программы и данные информационных систем.
В процессе установления стратегии, стандартов и руководств по документированию необходимо осуществить и оценить:
выбор модели ЖЦ ПС, состава и назначения его документов;
типы, содержание и степень детализации каждого документа;
необходимое качество и технологию создания и оформления документов;
содержание форматов и системы обозначения документов;
распределение ресурсов: персонала; технических средств; финансов; на планирование документирования.
Официальная, описанная и утвержденная стратегия документирования должна устанавливать дисциплину для эффективного создания высококачественных документов на объекты и процессы в ЖЦ ПС. Для этого организаторы документирования должны обеспечить специалистов, создающих ПС:
официальными отчетами и руководствами по принятой стратегии документирования конкретного проекта ПС;
стандартами и нормативными документами, определяющими все аспекты документирования программ и данных;
опубликованными описаниями инструментальных средств и рекомендуемыми процедурами автоматизированного документирования ПС, его компонентов и процессов;
вычислительными, трудовыми и временными ресурсами для реализации документирования программ и данных;
планами документирования как органической части всего ЖЦ конкретного ПС.
Организация, реализация и оценивание работ по созданию документов должны распределяться между специалистами, ведущими непосредственное создание программ, и специалистами, осуществляющими в основном разработку, контроль и издание документов. Детальную структуру каждого документа целесообразно разрабатывать или уточнять предприятием или ведомством на основе стандартов в соответствии с их традициями, используемой технологией и особенностями проектируемого ПС.
Для оценивания качества документирования на каждом этапе ЖЦ ПС необходимо фиксировать и документально оформлять:
исходные данные, требующиеся для успешного выполнения данного этапа документирования;
контролируемые и документируемые данные о состоянии объекта и процесса ЖЦ ПС, регистрируемые после завершения этапа;
содержание процедур оценивания состояния проекта и документов в процессе выполнения работ этапа;
критерии оценивания результатов выполненных работ и качества отчетных документов при завершении этапа;
состав и содержание отчетных документов, представляемых для оценивания состояния проекта, результатов завершенного этапа и для использования на следующем этапе или при завершении проекта ПС.
Базой эффективного управления и оценивания качества документирования ПС является план, в котором задачи исполнителей частных работ согласованы с выделяемыми для них ресурсами, а также между собой по результатам и срокам их достижения. В плане обеспечения характеристик качества ПС целесообразно выделять разделы, отражающие:
цели обеспечения качества;
оцениваемые характеристики, субхарактеристики и атрибуты объекта разработки;
контролируемые показатели процесса выполнения плана;
методы управления реализацией плана;
состав отчетной документации о результатах выполнения плана и достигнутых характеристиках качества.
Документация управления качеством должна формализовать требования к документам, сопровождающим весь ЖЦ ПС. Наличие плана обеспечения качества ПС и документирования еще не гарантирует его выполнения и достижения заданных характеристик. Реальные ограничения ресурсов квалификация специалистов, изменения внешней среды и требований заказчика приводят к отклонениям процесса реализации плана. Величина таких отклонений в значительной степени зависит от принятой технологии разработки, от уровня и характеристик средств разработки, от средств автоматизации создания программ и документов. Для своевременного обнаружения отклонений от плана необходимо регулярно регистрировать результаты выполненных работ и качество документов.
Для адаптации состава, содержания и требований к качеству документации должны быть определены характеристики окружения проекта, которые могут воздействовать на процессы и объекты документирования:
процессы ЖЦ создаваемой информационной системы;
требования к системе и к ПС;
организационные процедуры и стратегии документирования;
размер, критичность и типы компонентов системы;
количество задействованного персонала.
Должны быть учтены особенности:
пользователей;
поддерживающего персонала;
руководителей контракта;
потенциальных покупателей.
Все исходные данные и решения по адаптации номенклатуры, структуры и содержания документов должны быть документированы и утверждены руководством проекта вместе с обоснованием их целесообразности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29