7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
В данной главе рассмотрены методы преимущественно независимого оценивания отдельных характеристик и атрибутов качества ПС. Внимание было сосредоточено на определении значений показателей качества готового ПС и проверке его соответствия заданным требованиям. Каждая характеристика и атрибут анализировались независимо от других. Это может использоваться в качестве исходных данных для их сопоставления с характеристиками аналогичных ПС или для представления как составляющей вектора в многомерном пространстве стандартизированных атрибутов характеристик качества.
Обычно заказчик и разработчики устанавливают требования к каждой характеристике качества без учета относительных затрат на их достижение, без анализа их совместного влияния на полную функциональную пригодность. Это может приводить к значительным перекосам и несбалансированным значениям отдельных характеристик качества, на которые нерационально используются ограниченные ресурсы проектирования ПС. В проектах сложных ПС это угрожает повышением стоимости и/или снижением конкурентоспособности создаваемого программного продукта из-за недостаточного уровня отдельных показателей качества.
Атрибуты качества имеют различные меры и шкалы. Вследствие этого они в большинстве своем не сопоставимы между собой. Они предварительно выбираются и согласовываются с заказчиком при последовательном почти независимом анализе каждого атрибута качества в соответствии с их мерами и шкалами для последующего использования в контракте и ТЗ (рис.7.2). При этом не всегда учитываются ресурсы, необходимые для их реализации в конкретном ПС. Для интегральных оценок качества ПС необходим учет относительного влияния каждого атрибута на функциональную пригодность.
Рис.7.2. Этапы интегрального оценивания характеристик качества ПС
Д ля целенаправленного эффективного управления качеством ПС при проектировании желательно иметь механизм объединения разнородных характеристик в некоторый интегральный скалярный показатель, отражающий их совокупное влияние на функциональную пригодность конкретного ПС. Таким образом, при выборе характеристик качества выявилась проблема анализа системной эффективности ПС и обобщения его характеристик, а также оценивания совместного влияния различных характеристик и атрибутов качества на функциональную пригодность ПС с учетом затрат на их реализацию.
Определение отдельных характеристик качества программного продукта может быть в значительной степени объективным даже при их экспертном анализе. Однако оценивание важности или приоритета каждой характеристики или ее атрибута для компонента или проекта ПС в целом более субъективный процесс, который зависит от мнений экспертов и потребителей. Для сопоставительного оценивания выбранных атрибутов качества целесообразно каждому из них присваивать коэффициент или приоритет влияния на функциональную пригодность. Эти приоритеты могут формироваться:
неформализованно, интуитивно специалистами из среды заказчика и/или потенциальных пользователей с 2–4 уровнями приоритета;
полуформально группой специальных экспертов путем анализа и оценивания влияния каждой характеристики или атрибута качества на назначение и выполнение основных функций программным продуктом;
формализованным экспертным оцениванием и детальным установлением влияния каждого атрибута качества на функциональную пригодность с учетом относительных затрат на реализацию соответствующего атрибута.
В последнем случае группа квалифицированных экспертов из состава заказчика, потенциальных пользователей и разработчиков должны оценивать и устанавливать значения таких коэффициентов (приоритетов) для каждого атрибута качества конкретного проекта ПС в пределах унифицированной шкалы, например, от 0 до 1. Точность определения коэффициентов вряд ли может превышать 10%, поэтому количество градаций шкалы может не превышать 10.
Аналогично по такой же шкале экспертами следует оценивать относительные затраты ресурсов, которые целесообразно выделять на реализацию выбранных значений атрибутов качества.
Для каждого атрибута качества отношение коэффициента влияния на функциональную пригодность к относительным затратам на его достижение можно рассматривать как уровень приоритета требований к этому атрибуту качества для конкретного потребителя. Этот показатель наглядно отражает взаимосвязь требуемых значений атрибутов качества и затрат на их реализацию в конкретном проекте ПС.
Набор значений уровней приоритетов для выбранных атрибутов качества конкретного проекта ПС полезно делить на три группы:
доминирующие характеристики или атрибуты, оказывающие наибольшее влияние на функциональную пригодность при допустимых затратах;
показатели, имеющие достаточное влияние на функциональную пригодность и значительные затраты на реализацию;
характеристики качества, выбранные требования к которым не соответствуют их влиянию и затратам на реализацию.
Эти данные могут использоваться для выбора и исключения из требований атрибутов с особенно низкими приоритетами, которые в наименьшей степени влияют на функциональную пригодность ПС и не оправдывают больших затрат на реализацию (рис.7.2). Анализ оставшихся атрибутов качества может проводиться для выделения завышенных требований, а также, возможно, для снижения их значений и приближения их влияния к средним значениям.
Сумму откорректированных уровней приоритетов атрибутов качества с учетом затрат можно использовать как обобщенную скалярную характеристику для сравнения качества при выборе из конкурирующих проектов ПС при одинаковом или подобном содержании функциональной пригодности.
Для такого сравнения в зависимости от содержания проекта и характеристик качества ПС может также использоваться отношение суммы экспертных оценок, коэффициентов влияния атрибутов качества к сумме затрат на эти атрибуты. Это отношение и/или сумма приоритетов в некоторой степени отражают дополнительный полезный эффект от реализованного качества ПС при соответствующих затратах и могут рассматриваться как интегральный критерий качество/затраты. Этот интегральный критерий близок к традиционному понятию критерия качества продукции по показателю эффективность/стоимость.
Такие интегральные оценки нецелесообразно помещать в контракт и ТЗ вследствие их субъективности и относительности. Однако они могут быть полезными ориентирами при системном анализе и управлении проектированием сложных ПС в условиях ограниченных ресурсов.
Оценки ПС по этому критерию целесообразно использовать для уточнения и корректировки конкретных значений при выборе атрибутов качества, которые затем помещаются в требования ТЗ (рис.7.2). Тем самым можно минимизировать затраты или максимизировать обобщенное качество и достигнуть некоторого баланса между рациональными значениями атрибутов качества по их влиянию на функциональную пригодность.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29