4.3.2. Эффективность
Эффективность – свойство ПС, отражающее требуемую производительность с учетом количества используемых вычислительных ресурсов в установленных условиях. Эти ресурсы могут включать другие программные продукты, аппаратные средства, средства телекоммуникации и т.п.. Эффективность также характеризуется долей времени использования ЭВМ для решения основных функциональных задач ПС.
В стандарте ISO 9126:2 выделены две субхарактеристики качества, которые рекомендуется описывать в совокупности 22–мя в основном количественными атрибутами, отражающими динамику функционирования компонентов ПС на конкретной ЭВМ.
Временная эффективность – свойства ПС, характеризующие требуемые времена отклика и обработки заданий, а также пропускную способность при выполнении функций ПС в заданных условиях. Временная эффективность ПС определяется длительностью выполнения заданных функций и ожидания результатов в средних и наихудших случаях с учетом приоритетов задач. Она зависит от скорости обработки данных и от пропускной способности – производительности (табл.4.2).
Эти показатели качества тесно связаны с дисциплиной диспетчеризации и временем реакции (отклика) ПС на запросы при решении различных функциональных задач. Величина этого времени зависит от длительности решения совокупности задач центральным процессором ЭВМ, от затрат времени на обмен с внешней памятью, на ввод и вывод данных и от длительности ожидания в очереди до начала решения задачи. Эта субхарактеристика тесно связана с длительностью обработки типового запроса или с интервалом времени решения типовых или наиболее часто вызываемых функциональных задач ПС.
Пропускная способность комплекса программ на конкретной ЭВМ отражается числом сообщений или запросов на решение определенных задач, обрабатываемых в единицу времени, зависящую от характеристик внешней среды. Она зависит от функционального содержания ПС и конструктивной его реализации, тем самым может рассматриваться как один из внутренних показателей качества программ.
Используемость ресурсов – степень загрузки доступных вычислительных ресурсов в течение заданного времени при выполнении функций ПС в установленных условиях. Ресурсная экономичность отражается полнотой занятости ресурсов центрального процессора, оперативной, внешней и виртуальной памяти, каналов ввода–вывода, терминалов и каналов сетей связи.
Этот критерий определяется структурой и функциями ПС, а также архитектурными особенностями и доступными ресурсами ЭВМ. В зависимости от конкретных особенностей ПС и ЭВМ при выборе атрибутов может доминировать либо величина абсолютной занятости ресурсов различных видов, либо относительная величина использования ресурсов каждого вида при нормальном функционировании ПС.
Ресурсная экономия влияет не только на стоимость решения функциональных задач, но зачастую, особенно для встраиваемых ЭВМ, определяет принципиальную возможность полноценного функционирования конкретного ПС в условиях реально ограниченных вычислительных ресурсов. Несмотря на быстрый рост доступных ресурсов памяти и производительности ЭВМ, часто потребности в них для решения конкретных задач ПС обгоняют их техническое увеличение, и задача оценки и эффективного использования вычислительных ресурсов остается актуальной.
Качественным анализом с учетом влияния на функциональную пригодность можно определить предельные значения для основных атрибутов конструктивной характеристики – эффективность.
Используемость вычислительных ресурсов памяти и производительности ЭВМ ниже 50–70% нерентабельна и позволяет перейти на более дешевую ЭВМ с меньшими ресурсами. В то же время использование ресурсов более чем на 95% может приводить к значительным задержкам или отказам при решении низкоприоритетных задач. При нестационарных потоках заданий на решение основных функциональных задач ПС необходимы некоторые резервы памяти и производительности ЭВМ, что определяет рациональные значения используемости ресурсов в диапазоне 80–90% от максимальных значений.
Атрибут временной эффективности – время отклика на задание пользователя – непосредственно зависит от решаемых функциональных задач и в общем случае может устанавливаться в диапазоне от 0,1 секунды до нескольких десятков секунд. Эти значения зависят от динамических характеристик объектов внешней среды, для которых решаются функциональные задачи ПС. В административных, организационных системах может быть допустимо среднее время отклика в несколько секунд, а для оперативного управления динамическими объектами (самолетами, ракетами, АЭС) оно сокращается до десятых и сотых долей секунды. В соответствии с этими значениями времени отклика для пропускной способности может быть установлен диапазон 1 – 1000 заданий в минуту.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29