Словарь основных терминов
АККРЕДИТАЦИЯ (ЛАБОРАТОРИИ) – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.
АККРЕДИТОВАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ – логическое и систематическое исследование объекта с целью идентификации и анализа вероятностей возникновения причин и последствий потенциальных неисправностей.
АТТЕСТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИИ – проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям.
БЕЗОТКАЗНОСТЬ – свойство объекта выполнять требуемую функцию при заданных условиях в течение заданного интервала времени.
БРАК – продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.
ВАЛИДАЦИЯ –
ВЕРИФИКАЦИЯ –
ВЕРОЯТНОСТЬ БЕЗОТКАЗНОСТИ – вероятность того, что объект сможет выполнить требуемую функцию при установленных условиях в течение заданного интервала времени.
ВЕРОЯТНОСТЬ ОТКАЗА – вероятность того, что объект, выполняющий требуемую функцию при установленных условиях, откажет в течение заданного интервала времени.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ – способность объекта быть использованным без модификации вместо другого для выполнения тех же требований. В зависимости от конкретных условий следует использовать определитель «функциональная взаимозаменяемость» или «размерная взаимозаменяемость»
ВСЕОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ – подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ – контроль материалов или изготовленной продукции при их получении от поставщика, проводимый заказчиком.
ВЫБОРКА – группа изделий (объектов) или экземпляров, которая берется из большого массива или совокупности (множества) и дает информацию, необходимую для оценки характеристики совокупности, или служит основанием для определенного действия по данной совокупности или процессу, в результате которого эта совокупность была получена.
ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ – контроль продукции, процессов или услуг с использованием выборок (в отличие от сплошного контроля).
ДЕФЕКТ – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.
ДЕФЕКТНОЕ ИЗДЕЛИЕ – изделие, содержащее один или несколько дефектов.
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ – операции, проводимые с целью установления наличия неисправностей, установления места неисправности и определения причин ее появления.
ДОПУСКАЕМЫЙ НЕДОСТАТОК – недостаток, степень значимости которого достаточно известна, но который не должен вызвать какого-либо существенной ухудшения характеристик качества в отношении номинальных и целесообразно прогнозируемых эксплуатационных требований.
ДОСТОВЕРНОСТЬ – степень соответствия среднего значения, полученного в ходе проведения большого числа наблюдений, базовому значению.
ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ – затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество.
ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ (ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
ЗНАЧИМОСТЬ ОТКАЗА – серьезность последствия отказа.
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ДЕФЕКТ – дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и/или на ее долговечность, но не является критическим.
ИСПРАВИМЫЙ БРАК – брак, в котором все дефекты, обусловившие забраковывание продукции, являются устранимыми.
ИСПРАВНОЕ СОСТОЯНИЕ – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно–технической и/или проектной документации.
ИСПЫТАНИЕ – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – лаборатория, которая проводит испытания.
КАЧЕСТВО – совокупность характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
КОНТРАКТ – связанное юридическими обязательствами соглашение двух или более сторон.
КОНТРОЛЬ – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.
КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ – действие, предпринятое для устранения причин существующего несоответствия, дефекта или другой нежелательной ситуации с тем, чтобы предотвратить их повторное возникновение.
КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ ЛАБОРАТОРИИ – совокупность требований, используемых органом по аккредитации, которым должна отвечать испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной.
КРИТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ – дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.
КРИТИЧЕСКИЙ ОТКАЗ – отказ, который может создать опасность для людей или привести к повреждению материальных ценностей.
ЛИЦЕНЗИЯ (ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ) (СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ) – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации.
МЕТОД ИСПЫТАНИЯ – установленные технические правила проведения испытаний.
МЕТОДИКА – установленный способ осуществления деятельности.
НАРАБОТКА – интервал времени, в течение которого объект находится в состоянии нормального функционирования.
НАРАБОТКА НА ОТКАЗ – полная продолжительность наработки объекта с момента его первого ввода работоспособное состояние до отказа или с момента его восстановления до следующего отказа.
НЕДОСТАТОК – отклонение характеристики качества от номинального уровня или состояния, никак не связанное с соответствием техническим требованиям (техническим условиям) или состоянию эксплуатационной готовности продукции или услуги.
НЕИСПРАВНОЕ СОСТОЯНИЕ – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно–технической и/или проектной документации.
НЕСООТВЕТСТВИЕ – невыполнение установленного требования.
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ – документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
ОБЛАДАТЕЛЬ (ЛИЦЕНЗИИ) (ЛИЦЕНЗИАТ) – лицо или орган, которому органом по сертификации выдана лицензия.
ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО КАЧЕСТВОМ (Административное управление качеством) – те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества.
ОБЪЕКТ – то что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например: деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.
ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ (ЛАБОРАТОРИЙ) – орган, который управляет системой аккредитации лабораторий и проводит аккредитацию.
ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ – орган, проводящий сертификацию соответствия.
ОРГАНИЗАЦИЯ – компания, корпорация, фирма, предприятие или учреждение или их подразделения, объединенные или нет, общественные или частные, выполняющие самостоятельные функции и имеющие администрацию.
ОТКАЗ – утрата объектом способности выполнять требуемую функцию.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА – систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования.
ОШИБКА – действия человека или машины, приведшие к непреднамеренному ошибочному результату.
ПЕРЕДЕЛКА – действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, с тем, чтобы она удовлетворяла исходным установленным требованиям.
ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА – документ, отражающий конкретные практические методы обеспечения качества и определяющий ресурсы и последовательность работ применительно к конкретной продукции, услуге, контракту или проекту.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.
ПОДРЯДЧИК – поставщик в контрактной ситуации.
ПОКУПАТЕЛЬ – потребитель в контрактной ситуации.
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
ПОСТАВЩИК – организация, предоставляющая продукцию потребителю.
ПОТРЕБИТЕЛЬ – получатель продукции, предоставляемой поставщиком.
ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ – контроль с целью определения, являются ли поставленные или предложенные к поставке изделия, партия изделий или предоставленная услуга приемлемыми.
ПРОВЕРКА – подтверждение путем экспертизы и предоставления объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.
ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА – систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективности внедрения мероприятий и их пригодности поставленным целям.
ПРОВЕРКА (ЛАБОРАТОРИИ) НА КАЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ – установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний.
ПРОГРАММА КАЧЕСТВА – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (средство) – продукт интеллектуальной деятельности, включающий в себя информацию, выраженную через средства поддержки. Программное обеспечение может быть в форме концепции, протоколов или методик. Компьютерная программа является конкретным примером программного обеспечения.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ МЕЖДУ ОТКАЗАМИ – продолжительность времени между двумя последовательными отказами восстанавливаемого объекта.
ПРОДУКЦИЯ – результат деятельности или процессов.
ПРОЕКТ – скоординированная и управляемая деятельность, предпринятая (в рамках определенных сроков начала и/или завершения) для того, чтобы уникальное изделие отвечало установленным требованиям.
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям.
ПРОЦЕСС – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
РИСК – совокупный фактор вероятности возникновения нежелательного события и его последствий.
РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации.
СЕМЕЙСТВО СТАНДАРТОВ ИСО 9000 – все международные стандарты, разработанные Техническим комитетом ИСО/ТК 176. В настоящее время семейство ИСО 9000 включает: все международные стандарты с номерами ИСО 9000–9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004; все международные стандарты с номерами ИСО 10001–10020, в том числе все их части; ИСО 8402.
СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
СЕРТИФИКАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
СИСТЕМА КАЧЕСТВА – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ – система, располагающая собственными правилами, процедуры и управления, для проведения сертификации соответствия.
СОИСКАТЕЛЬ (ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ) – лицо или орган, добивающийся получения лицензии от органа по сертификации.
СООТВЕТСТВИЕ – выполнение установленных требований.
СТАНДАРТ – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ – документ, устанавливающий требования.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – любая деятельность, направленная на поддержание или восстановление такого состояния, в котором функциональный блок может выполнять требуемые функции.
ТОЧНОСТЬ – степень соответствия наблюдаемого значения или результата испытания базовому значению.
ТРЕБОВАНИЕ – положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ – выражение отдельных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
ТРЕТЬЯ СТОРОН – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности.
УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА – мера качества, выражаемая через такую количественную величину, как доля годных изделий, процент дефектных изделий, доли на миллион и т.д.
УСЛУГА – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
УСТРАНЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ – действие, предпринимаемое в отношении несоответствующего объекта с целью устранения несоответствия.
ЭКСПЕРТ ПО АТТЕСТАЦИИ ЛАБОРАТОРИИ – лицо, которое осуществляет все или некоторые функции, относящиеся к аттестации лаборатории.
ЯВНЫЙ ОТКАЗ – отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29