Данные типа указатель
Тип указателя представляет собой адрес ячейки памяти. Физическое представление адреса существенно зависит от аппаратной архитектуры вычислительной системы.
В языках программирования высокого уровня определена специальная константа nil, которая означает пустой указатель или указатель, не содержащий какой-либо конкретный адрес.
При решении прикладных задач с использованием языков высокого уровня наиболее частые случаи, когда могут понадобиться указатели, следующие:
-
при необходимости представить одну и ту же область памяти, а, следовательно, одни и те же физические данные, как данные разной логической структуры. В этом случае вводятся два или более указателей, которые содержат адрес одной и той же области памяти, но имеют разный тип. Обращаясь к этой области памяти по тому или иному указателю, можно обрабатывать ее содержимое как данные того или иного типа;
-
при работе с динамическими структурами данных. Память под такие структуры выделяется в ходе выполнения программы, стандартные процедуры/функции выделения памяти возвращают адрес выделенной области памяти - указатель на нее. К содержимому динамически выделенной области памяти можно обращаться только через такой указатель.
В языках высокого уровня указатели могут быть типизированными и нетипизированными. При объявлении типизированного указателя определяется и тип данного в памяти, адресуемого этим указателем. Приведем пример объявления в языке Паскаль различных типизированных указателей:
var
ipt: ^integer;
cpt: ^char;
Здесь переменная ipt представляет собой адрес области памяти, в которой хранится целое число, а cpt - адрес области памяти, в которой хранится символ. Хотя физическая структура адреса не зависит от типа и значения данных, хранящихся по этому адресу, считается, что указатели ipt и cpt имеют разный тип.
Нетипизированный указатель служит для представления адреса, по которому содержатся данные неизвестного типа. В Паскале это тип pointer. Работа с нетипизированными указателями существенно ограничена, они могут использоваться только для сохранения адреса, а обращение по адресу, задаваемому нетипизированным указателем, невозможно.
Основными операциями, в которых участвуют указатели, являются присваивание, получение адреса, выборка.
Присваивание является двухместной операцией, оба операнда которой указатели. Как и для других типов, операция присваивания копирует значение одного указателя в другой, в результате оба указателя будут содержать один и тот же адрес памяти. Если оба указателя, участвующие в операции присваивания типизированные, то оба они должны указывать на данные одного и того же типа.
Операция получения адреса – одноместная, ее операнд может иметь любой тип. Результатом является типизированный (в соответствии с типом операнда) указатель, содержащий адрес операнда.
Операция выборки – одноместная, ее операндом является типизированный указатель. Результатом этой операции являются данные, выбранные из памяти по адресу, заданному операндом. Тип результата определяется типом указателя.
Перечисленных операций достаточно для решения задач прикладного программирования, поэтому набор операций над указателями, допустимых в языке Паскаль, этим и ограничивается. Системное программирование требует более гибкой работы с адресами, поэтому, например, в языке Си доступны также операции адресной арифметики.
- Содержание
- Основные сведения
- Понятия алгоритма и структуры данных
- Анализ сложности и эффективности алгоритмов и структур данных
- Структуры данных
- Элементарные данные
- Данные числовых типов
- Данные целочисленного типа
- Данные вещественного типа
- Операции над данными числовых типов
- Данные символьного типа
- Данные логического типа
- Данные типа указатель
- Линейные структуры данных
- Множество
- Линейные списки
- Линейный однонаправленный список
- Линейный двунаправленный список
- Циклические списки
- Циклический однонаправленный список
- Циклический двунаправленный список
- Разреженные матрицы
- Матрицы с математическим описанием местоположения элементов
- Матрицы со случайным расположением элементов
- Очередь
- Нелинейные структуры данных
- Мультисписки
- Слоеные списки
- Спецификация
- Реализация
- Деревья
- Общие сведения
- Обходы деревьев
- Спецификация двоичных деревьев
- Реализация
- Основные операции
- Организация
- Представление файлов b-деревьями
- Основные операции
- Общая оценка b-деревьев
- Алгоритмы обработки данных
- Методы разработки алгоритмов
- Метод декомпозиции
- Динамическое программирование
- Поиск с возвратом
- Метод ветвей и границ
- Метод альфа-бета отсечения
- Локальные и глобальные оптимальные решения
- Алгоритмы поиска
- Поиск в линейных структурах
- Последовательный (линейный) поиск
- Бинарный поиск
- Хеширование данных
- Функция хеширования
- Открытое хеширование
- Закрытое хеширование
- Реструктуризация хеш-таблиц
- Поиск по вторичным ключам
- Инвертированные индексы
- Битовые карты
- Использование деревьев в задачах поиска
- Упорядоченные деревья поиска
- Случайные деревья поиска
- Оптимальные деревья поиска
- Сбалансированные по высоте деревья поиска
- Поиск в тексте
- Прямой поиск
- Алгоритм Кнута, Мориса и Пратта
- Алгоритм Боуера и Мура
- Алгоритмы кодирования (сжатия) данных
- Общие сведения
- Метод Хаффмана. Оптимальные префиксные коды
- Кодовые деревья
- Алгоритмы сортировки
- Основные сведения. Внутренняя и внешняя сортировка
- Алгоритмы внутренней сортировки
- Сортировка подсчетом
- Сортировка простым включением
- Сортировка методом Шелла
- Сортировка простым извлечением.
- Древесная сортировка
- Сортировка методом пузырька
- Быстрая сортировка (Хоара)
- Сортировка слиянием
- Сортировка распределением
- Сравнение алгоритмов внутренней сортировки
- Алгоритмы внешней сортировки
- Алгоритмы на графах
- Алгоритм определения циклов
- Алгоритмы обхода графа
- Поиск в глубину
- Поиск в ширину (Волновой алгоритм)
- Нахождение кратчайшего пути
- Алгоритм Дейкстры
- Алгоритм Флойда
- Переборные алгоритмы
- Нахождение минимального остовного дерева
- Алгоритм Прима
- Алгоритм Крускала
- 190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67