Линейный двунаправленный список
В этом линейном списке любой элемент имеет два указателя, один из которых указывает на следующий элемент в списке или является пустым указателем у последнего элемента, а второй указывает на предыдущий элемент в списке или является пустым указателем у первого элемента.
Рисунок 3. Линейный двунаправленный список
Основные операции, осуществляемые с линейным двунаправленным списком те же, что и с однонаправленным линейным списком:
-
вставка элемента;
-
просмотр
-
поиск;
-
удаление элемента.
Следует обратить внимание на то, что в отличии от однонаправленного списка здесь нет необходимости обеспечивать позиционирование какого-либо указателя именно на первый элемент списка, так как благодаря двум указателям в элементах можно получить доступ к любому элементу списка из любого другого элемента осуществляя переходы в прямом или обратном направлении. Однако часто бывает полезно иметь указатель на заголовок списка.
Для описания алгоритмов этих основных операций используем следующие объявления:
type
PElement = ^TypeElement;{указатель на тип элемента}
TypeElement = record {тип элемента списка}
Data: TypeData; {поле данных элемента}
Next, {поле указателя на следующий элемент}
Last: PElement; {поле указателя на предыдующий элемент}
end;
var
ptrHead: PElement; {указатель на первый элемент списка}
ptrCurrent: PElement; {указатель на текущий элемент}
Операция вставки реализовывается с помощью двух процедур, аналогичных процедурам вставки для линейного однонаправленного списка: InsFirst_LineDubleList и Ins_LineDubleList. Однако, при вставке последующего элемента придется учитывать особенности добавления элемента в конец списка.
procedure Ins_LineDubleList(DataElem: TypeData;
var ptrHead, ptrCurrent: PElement);
{Вставка непервого элемента в линейный двунаправленный список}
{справа от элемента, на который указывает ptrCurrent}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
New(ptrAddition);
ptrAddition^.Data := DataElem;
if ptrHead = nil then begin {список пуст}
{создаем первый элемент списка}
ptrAddition^.Next := nil;
ptrAddition^.Last := nil;
ptrHead := ptrAddition;
end else begin {список не пуст}
{вставляем элемент списка справа от элемента,}
{на который указывает ptrCurrent}
if ptrCurrent^.Next <> nil then {вставляем не последний}
ptrCurrent^.Next^.Last := ptrAddition;
ptrAddition^.Next := ptrCurrent^.Next;
ptrCurrent^.Next := ptrAddition;
ptrAddition^.Last := ptrCurrent;
end;
ptrCurrent := ptrAddition;
end;
procedure InsFirst_LineDubleList(DataElem: TypeData;
var ptrHead: PElement);
{Вставка первого элемента в линейный двунаправленный список}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
New(ptrAddition);
ptrAddition^.Data := DataElem;
ptrAddition^.Last := nil;
if ptrHead = nil then begin {список пуст}
{создаем первый элемент списка}
ptrAddition^.Next := nil;
end else begin {список не пуст}
{вставляем новый элемент слева (перед) первым элементом}
ptrAddition^.Next := ptrHead;
ptrHead^.Last := ptrAddition;
end;
ptrHead := ptrAddition;
end;
Порядок следования операторов присваивания обеих процедур здесь также очень важен. При неправильном переопределении указателей возможен разрыв списка или потери указателя на первый элемент, что приводит к потере доступа к части или всему списку.
Операция просмотра и операция поиска для линейного двунаправленного списка реализуются абсолютно аналогично соответствующим процедурам для линейного однонаправленного списка, и приводить их не будем. Отметим только, что просматривать и искать здесь можно в обоих направлениях.
Операция удаления элемента также осуществляется во многом аналогично удалению из линейного однонаправленного списка.
procedure Del_LineDubleList(var ptrHead,
ptrCurrent: PElement);
{Удаление элемента из линейного двунаправленного списка}
var
ptrAddition: PElement; {вспомогательный указатель}
begin
if ptrCurrent <> nil then begin {вх.параметр корректен}
if ptrCurrent = ptrHead then begin {удаляем первый}
ptrHead := ptrHead^.Next;
dispose(ptrCurrent);
ptrHead^.Last := nil;
ptrCurrent := ptrHead;
end else begin { удаляем не первый }
if ptrCurrent^.Next = nil then begin {удаляем последний}
ptrCurrent^.Last^.Next := nil;
dispose(ptrCurrent);
ptrCurrent := ptrHead;
end else begin {удаляем не последний и не первый}
ptrAddition := ptrCurrent^.Next;
ptrCurrent^.Last^.Next := ptrCurrent^.Next;
ptrCurrent^.Next^.Last := ptrCurrent^.Last;
dispose(ptrCurrent);
ptrCurrent := ptrAddition;
end;
end;
end;
end;
Использование двух указателей в линейном двунаправленном списке позволяет ускорить операции, связанные с передвижением по списку за счет двунаправленности этого движения. Однако, элементы списка за счет дополнительного поля занимают больший объем памяти. Кроме того, усложнились операции вставки и удаления элементов за счет необходимости манипулирования большим числом указателей.
- Содержание
- Основные сведения
- Понятия алгоритма и структуры данных
- Анализ сложности и эффективности алгоритмов и структур данных
- Структуры данных
- Элементарные данные
- Данные числовых типов
- Данные целочисленного типа
- Данные вещественного типа
- Операции над данными числовых типов
- Данные символьного типа
- Данные логического типа
- Данные типа указатель
- Линейные структуры данных
- Множество
- Линейные списки
- Линейный однонаправленный список
- Линейный двунаправленный список
- Циклические списки
- Циклический однонаправленный список
- Циклический двунаправленный список
- Разреженные матрицы
- Матрицы с математическим описанием местоположения элементов
- Матрицы со случайным расположением элементов
- Очередь
- Нелинейные структуры данных
- Мультисписки
- Слоеные списки
- Спецификация
- Реализация
- Деревья
- Общие сведения
- Обходы деревьев
- Спецификация двоичных деревьев
- Реализация
- Основные операции
- Организация
- Представление файлов b-деревьями
- Основные операции
- Общая оценка b-деревьев
- Алгоритмы обработки данных
- Методы разработки алгоритмов
- Метод декомпозиции
- Динамическое программирование
- Поиск с возвратом
- Метод ветвей и границ
- Метод альфа-бета отсечения
- Локальные и глобальные оптимальные решения
- Алгоритмы поиска
- Поиск в линейных структурах
- Последовательный (линейный) поиск
- Бинарный поиск
- Хеширование данных
- Функция хеширования
- Открытое хеширование
- Закрытое хеширование
- Реструктуризация хеш-таблиц
- Поиск по вторичным ключам
- Инвертированные индексы
- Битовые карты
- Использование деревьев в задачах поиска
- Упорядоченные деревья поиска
- Случайные деревья поиска
- Оптимальные деревья поиска
- Сбалансированные по высоте деревья поиска
- Поиск в тексте
- Прямой поиск
- Алгоритм Кнута, Мориса и Пратта
- Алгоритм Боуера и Мура
- Алгоритмы кодирования (сжатия) данных
- Общие сведения
- Метод Хаффмана. Оптимальные префиксные коды
- Кодовые деревья
- Алгоритмы сортировки
- Основные сведения. Внутренняя и внешняя сортировка
- Алгоритмы внутренней сортировки
- Сортировка подсчетом
- Сортировка простым включением
- Сортировка методом Шелла
- Сортировка простым извлечением.
- Древесная сортировка
- Сортировка методом пузырька
- Быстрая сортировка (Хоара)
- Сортировка слиянием
- Сортировка распределением
- Сравнение алгоритмов внутренней сортировки
- Алгоритмы внешней сортировки
- Алгоритмы на графах
- Алгоритм определения циклов
- Алгоритмы обхода графа
- Поиск в глубину
- Поиск в ширину (Волновой алгоритм)
- Нахождение кратчайшего пути
- Алгоритм Дейкстры
- Алгоритм Флойда
- Переборные алгоритмы
- Нахождение минимального остовного дерева
- Алгоритм Прима
- Алгоритм Крускала
- 190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67