logo
УП_САОД_2003

Очередь

Очередь – это структура данных, представляющая собой последовательность элементов, образованная в порядке их поступления. Каждый новый элемент размещается в конце очереди; элемент, стоящий в начале очереди, выбирается из нее первым. Здесь используется принцип «первым пришел – первым вышел» (FIFO: First Input – First Output).

Очередь можно реализовывать как статическую структуру данных в виде одномерного массива, а можно как динамическую структуру – в виде линейного списка.

При реализации очереди в виде статического массива необходимо резервировать массив, длина которого равна максимально возможной длине очереди, что приводит к неэффективному использованию памяти.

При такой реализации начало очереди будет располагаться в первом элементе массива, а рост очереди будет осуществляться в сторону увеличения индексов. Однако, поскольку добавление элементов происходит в один конец, а выборка – из другого конца очереди, то с течением времени будет происходить миграция элементов очереди из начала массива в сторону его конца. Это может привести к быстрому исчерпанию массива и невозможности добавлении новых элементов в очередь при наличии свободных мест в начале массива. Предотвратить это можно двумя способами:

С точки зрения экономии вычислительных ресурсов более предпочтителен второй способ. Однако здесь усложняется проверка на пустоту очереди и контроль переполнения очереди – индекс конца очереди не должен «набегать» на индекс начала.

Очередь как динамическую структуру данных легко организовать на основе линейного списка. Поскольку работа идет с обоими концами очереди, то предпочтительно будет использовать линейный двунаправленный список. Хотя, как уже говорилось при описании этого списка, для работы с ним достаточно иметь один указатель на любой элемент списка, здесь целесообразно хранить два указателя – один на начало списка (откуда извлекаем элементы) и один на конец списка (куда добавляем элементы). Если очередь пуста, то списка не существует, и указатели принимают значение nil.

Поскольку очередь, по своей сути, является структурой с изменяемым количеством элементов, то основное внимание уделим динамической реализации очереди. Как уже говорилось выше, для такой реализации целесообразно использовать линейный двунаправленный список. Поэтому, при описании динамической реализации будем использовать определения и операции, приведенные в п. 2.2.6.2.

Рисунок 9. Очередь и ее организация

Описание элементов очереди аналогично описанию элементов линейного двунаправленного списка, где DataType является типом элементов очереди. Поэтому здесь приводить его не будем, но введем дополнительно два указателя на начало и конец очереди:

var

ptrBeginQueue,

ptrEndQueue: PElement;

Основные операции, производимые с очередью:

Реализацию этих операций приведем в виде соответствующих процедур, которые, в свою очередь, используют процедуры операций с линейным двунаправленным списком.

procedure InQueue(NewElem: TypeData;

var ptrBeginQueue, ptrEndQueue: PElement);

{Добавление элемента в очередь}

begin

Ins_LineDoubleList(NewElem, ptrBeginQueue, ptrEndQueue);

end;

procedure FromQueue(var NewElem: TypeData;

var ptrBeginQueue: PElement);

{Извлечение элемента из очереди}

begin

if ptrBeginQueue <> nil then begin

NewElem := ptrEndQueue^.Data;

Del_LineDoubleList(ptrBeginQueue, ptrBeginQueue);

end;

end;

procedure ClearQueue(var ptrBeginQueue,

ptrEndQueue: PElement);

{Очистка очереди}

begin

while ptrBeginQueue <> nil do

Del_LineDoubleList(ptrBeginQueue, ptrBeginQueue);

ptrEndQueue := nil;

end;

function EmptyQueue(var ptrBeginQueue: PElement): boolean;

{Проверка пустоты очереди}

begin

if ptrBeginQueue = nil then EmptyQueue := true

else EmptyQueue := false;

end;

      1. Дек

Дек – это структура данных, представляющая собой последовательность элементов, в которой можно добавлять и удалять в произвольном порядке элементы с двух сторон. Первый и последний элементы дека соответствуют входу и выходу дека.

Выделяют ограниченные деки:

Данная структура является наиболее универсальной из рассмотренных выше линейных структур. Накладывая дополнительные ограничения на операции с началом и/или концом дека, можно осуществлять моделирование стека и очереди.

Дек также можно реализовывать как статическую структуру данных в виде одномерного массива, а можно как динамическую структуру – в виде линейного списка.

Поскольку в деке, как и в очереди, осуществляется работа с обоими концами структуры, то целесообразно использовать те же подходы к организации дека, что применялись и для очереди (см. п. 2.2.10).

Рисунок 10. Дек и его организация

Описание элементов дека аналогично описанию элементов линейного двунаправленного списка, где DataType является типом элементов дека. Поэтому здесь приводить его не будем. Но, как и для очереди, введем дополнительно два указателя на начало и конец дека:

var

ptrBeginDeck,

ptrEndDeck: PElement;

Основные операции, производимые с деком:

Реализацию этих операций приведем в виде соответствующих процедур, которые, в свою очередь, используют процедуры операций с линейным двунаправленным списком.

procedure InBeginDeck(NewElem: TypeData;

var ptrBeginDeck: PElement);

{Добавление элемента в начало дека}

begin

InsFirst_LineDoubleList(NewElem, ptrBeginDeck);

end;

procedure InEndDeck(NewElem: TypeData;

var ptrBeginDeck, ptrEndDeck: PElement);

{Добавление элемента в конец дека}

begin

Ins_LineDoubleList(NewElem, ptrBeginDeck, ptrEndDeck);

end;

procedure FromBeginDeck(NewElem: TypeData;

var ptrBeginDeck: PElement);

{Извлечение элемента из начала дека}

begin

if ptrBeginDeck <> nil then begin

NewElem := ptrBeginDeck^.Data;

Del_LineDoubleList(ptrBeginDeck, ptrBeginDeck); {удал-м 1-ый}

end;

end;

procedure FromEndDeck(NewElem: TypeData,

var ptrBeginDeck, ptrEndDeck: PElement);

{Извлечение элемента из конца дека}

begin

if ptrBeginDeck <> nil then begin

NewElem := ptrEndDeck^.Data;

Del_LineDoubleList(ptrBeginDeck, ptrEndDeck); {удаляем конец}

end;

end;

procedure ClearDeck(var ptrBeginDeck: PElement);

{Очистка дека}

begin

while ptrBeginDeck <> nil do

Del_LineDoubleList(ptrBeginDeck, ptrBeginDeck);

ptrEndDeck := nil;

end;

function EmptyDeck(var ptrBeginDeck: PElement): boolean;

{Проверка пустоты дека}

begin

if ptrBeginDeck = nil then EmptyDeck := true

else EmptyDeck := false;

end;