Сортировка методом Шелла
Метод Шелла является усовершенствованием метода простого включения, который основан на том, что включение использует любой частичный порядок. Но недостатком простого включения является то, что во внутреннем цикле элемент A[i] фактически сдвигается на одну позицию. И так до тех пор, пока он не достигнет своего места в отсортированной части. (На самом деле передвигалось место, оставленное под A[i]). Метод Шелла позволяет преодолеть это ограничение следующим интересным способом.
Вместо включения A[i] в подмассив предшествующих ему элементов, его включают в подсписок, содержащий элементы A[i-h], A[i-2h], A[i-3h] и так далее, где h – положительная константа. Таким образом, формируется массив, в котором «h – серии» элементов, отстоящих друг от друга на h, сортируются отдельно.
Конечно, этого недостаточно: процесс возобновляется с новым значением h, меньшим предыдущего. И так до тех пор, пока не будет достигнуто значение h=1.
В настоящее время неизвестна последовательность hi, hi-1, hi-2, ..., h1, оптимальность которой доказана. Для достаточно больших массивов рекомендуемой считается такая последовательность, что hi+1=3hi+1, а h1=1. Начинается процесс с hm, что hm[n/9]. Иногда значение h вычисляют проще: hi+1=hi/2, h1=1, hm=n/2. Это упрощенное вычисление h и будем использовать далее.
Теперь запишем алгоритм.
procedure ShellSort(n: integer;
var A: array[1..n] of integer);
{Процедура сортировки Шелла}
var
h, i, j, Tmp: integer;
begin
{Вычисляем величину h}
h := n div 2;
{Собственно сортировка}
while h > 0 do begin
for i := 1 to n-h do begin
j := i;
while j > 0 do begin
{Сравниваем элементы, отстоящие друг от друга}
{на расстояние, кратное h}
if A[j] > A[j+h] then begin
{Меняем элементы}
Tmp := A[j+h];
A[j+h] := A[j];
A[j] := Tmp;
j := j - h;
end else begin
{Досрочно завершаем цикл с параметром j}
j := 0;
end;
end;
end;
{Уменьшаем размер серии}
h := h div 2;
end;
end;
Рисунок 42. Сортировка Шелла
Как показывают теоретические выкладки, которые здесь приводить не будем, сортировке методом Шелла требуется в среднем 1,66n1,25 перемещений. Порядок элементов влияет на количество итераций внутреннего цикла while. Дополнительной памяти данный алгоритм не требует, но и не гарантирует сохранение порядка элементов с одинаковыми значениями.
- Содержание
- Основные сведения
- Понятия алгоритма и структуры данных
- Анализ сложности и эффективности алгоритмов и структур данных
- Структуры данных
- Элементарные данные
- Данные числовых типов
- Данные целочисленного типа
- Данные вещественного типа
- Операции над данными числовых типов
- Данные символьного типа
- Данные логического типа
- Данные типа указатель
- Линейные структуры данных
- Множество
- Линейные списки
- Линейный однонаправленный список
- Линейный двунаправленный список
- Циклические списки
- Циклический однонаправленный список
- Циклический двунаправленный список
- Разреженные матрицы
- Матрицы с математическим описанием местоположения элементов
- Матрицы со случайным расположением элементов
- Очередь
- Нелинейные структуры данных
- Мультисписки
- Слоеные списки
- Спецификация
- Реализация
- Деревья
- Общие сведения
- Обходы деревьев
- Спецификация двоичных деревьев
- Реализация
- Основные операции
- Организация
- Представление файлов b-деревьями
- Основные операции
- Общая оценка b-деревьев
- Алгоритмы обработки данных
- Методы разработки алгоритмов
- Метод декомпозиции
- Динамическое программирование
- Поиск с возвратом
- Метод ветвей и границ
- Метод альфа-бета отсечения
- Локальные и глобальные оптимальные решения
- Алгоритмы поиска
- Поиск в линейных структурах
- Последовательный (линейный) поиск
- Бинарный поиск
- Хеширование данных
- Функция хеширования
- Открытое хеширование
- Закрытое хеширование
- Реструктуризация хеш-таблиц
- Поиск по вторичным ключам
- Инвертированные индексы
- Битовые карты
- Использование деревьев в задачах поиска
- Упорядоченные деревья поиска
- Случайные деревья поиска
- Оптимальные деревья поиска
- Сбалансированные по высоте деревья поиска
- Поиск в тексте
- Прямой поиск
- Алгоритм Кнута, Мориса и Пратта
- Алгоритм Боуера и Мура
- Алгоритмы кодирования (сжатия) данных
- Общие сведения
- Метод Хаффмана. Оптимальные префиксные коды
- Кодовые деревья
- Алгоритмы сортировки
- Основные сведения. Внутренняя и внешняя сортировка
- Алгоритмы внутренней сортировки
- Сортировка подсчетом
- Сортировка простым включением
- Сортировка методом Шелла
- Сортировка простым извлечением.
- Древесная сортировка
- Сортировка методом пузырька
- Быстрая сортировка (Хоара)
- Сортировка слиянием
- Сортировка распределением
- Сравнение алгоритмов внутренней сортировки
- Алгоритмы внешней сортировки
- Алгоритмы на графах
- Алгоритм определения циклов
- Алгоритмы обхода графа
- Поиск в глубину
- Поиск в ширину (Волновой алгоритм)
- Нахождение кратчайшего пути
- Алгоритм Дейкстры
- Алгоритм Флойда
- Переборные алгоритмы
- Нахождение минимального остовного дерева
- Алгоритм Прима
- Алгоритм Крускала
- 190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67