7.1.2. Корректность
Основная задача оценивания корректности ПС – формально и максимально достоверно установить степень соответствия комплекса реализованных программ исходным требованиям контракта, ТЗ и спецификаций на ПС и его компоненты.
В стандартах, регламентирующих ЖЦ ПС, значительное внимание уделяется процессам упорядоченного иерархического анализа корректности, исходящего от требований к информационной системе и к ПС. Этот процесс включает анализ, просмотр (обзор) и тестирование корректности выполнения требований. Он проводится сверху вниз, начиная от общих требований в ТЗ и/или спецификации на всю информационную систему до детальных требований на отдельные модули программ и их взаимодействие. Тестирование снизу вверх должно обеспечивать проверку степени корректности реализации всей совокупности требований.
Назначение оценивания корректности ПС состоит в том, чтобы обнаружить, зарегистрировать и устранить дефекты и ошибки, которые могут быть внесены во время разработки или модификации программ, проверить и установить, что (см. табл. 4.1):
общие требования к информационной системе корректно переработаны в требования высокого уровня к ПС, удовлетворяющие исходным системным требованиям;
требования высокого уровня корректно переработаны в архитектуру ПС и в требования к функциональным компонентам низкого уровня, которые удовлетворяют требованиям высокого уровня к ПС;
архитектура ПС и требования к компонентам низкого уровня корректно переработаны в удовлетворяющий им исходный текст программ;
исполняемый объектный код полностью и точно удовлетворяет требованиям к исходному тексту программ;
результаты анализа прослеживаемости и анализа покрытия исходных требований и структуры показывают, что каждое требование к ПС является трассируемым к объектному коду, который его реализует, а выполненные просмотры, анализы и сгенерированные тестовые наборы достоверно проверяют эти требования.
Цели оценивания и обеспечения корректности ПС достигаются посредством последовательного выполнения комбинаций из просмотров, анализов, разработки тестовых сценариев и процедур и последующего выполнения этих процедур.
Просмотры и анализы требований высокого уровня должны обнаружить, зарегистрировать и устранить дефекты, которые внесены в процессе разработки и преобразования требований к ПС. Эти просмотры и анализы должны оценивать корректность и согласованность требований высокого уровня.
Просмотры и анализы требований низкого уровня предназначены для выявления дефектов и ошибок детализированных требований, которые могут быть внесены в процессе проектирования компонентов ПС. Анализы должны гарантировать, что требования низкого уровня полностью удовлетворяют требованиям высокого уровня, что правильно определены формируемые из них требования и обоснована их необходимость. Эти требования реализуются полностью через потоки управления и потоки данных между ними.
Просмотры и анализы исходного текста программ должны подтверждать, что выходные результаты программирования являются точными и полными. Анализ обычно ограничивается исходным текстом программ, при котором проверяется, что он является корректным, полным и соответствует требованиям к компонентам низкого уровня. Должно быть проверено, что процесс разработки программ осуществляется полностью в соответствии со стандартами на программирование и отклонения от этих стандартов обоснованы, особенно в случаях ограничения сложности, использования типовых конструкций программ, вложенности управляющих структур, сложности логических или числовых выражений.
Следует проверить и оценить корректность и непротиворечивость исходного текста, включая реализацию стеков, переполнение и разрешающую способность для арифметики с фиксированной точкой, конкуренцию ресурсов, обработку особых ситуаций, использование неинициализированных переменных или констант, а также возможность нарушения целостности данных из-за конфликтов прерываний.
Тестирование программ, основанное на требованиях в процессе всего ЖЦ должно охватывать функционирование ПС во всей доступной области варьирования исходных данных и режимов применения. Тестирование ПС имеет две взаимодополняющие цели:
показать, что ПС и его компоненты полностью и корректно удовлетворяют заданным требованиям к ним;
показать с высокой степенью доверия, что устранены дефекты и ошибки, которые могли бы привести к возникновению недопустимых отказных ситуаций, влияющих на корректность функционирования ПС.
Тестирование интеграции программных компонентов, основанное на требованиях, должно сосредотачиваться на оценивании корректности взаимосвязей между требованиями к ПС и на реализации требований к его архитектуре. Цель такого тестирования – гарантировать, что программные компоненты взаимодействуют друг с другом корректно и удовлетворяют требованиям к ПС и к его архитектуре.
Анализ тестового покрытия включает применение двух методов: анализ покрытия, основанного на требованиях; анализ структурного покрытия.
Анализ покрытия, основанного на требованиях, анализирует исходные тестовые данные относительно требований к ПС, чтобы подтвердить, что выбранные наборы тестов полностью и корректно удовлетворяют установленным критериям и исходным требованиям. Метод анализа должен оценивать, насколько полно тестирование проверило реализацию каждого требования к ПС и выявить, какие требования не были охвачены при тестировании.
Анализ структурного покрытия должен подтверждать, что процедуры тестирования, основанные на требованиях, в остаточной степени покрыли структуру программы. Анализ структурного покрытия должен определить, не пропущены ли компоненты структуры программы, которые не проверены тестовыми процедурами, основанными на требованиях.
В стандарте ISO 9126:1–4 выделяются понятия и атрибуты внутренней и внешней корректности.
Внутренняя корректность программ сводится к полноте соответствия функций, реализуемых программными компонентами, их спецификациям, а также точности реализованных элементов данных.
Внешнюю корректность программ рекомендуется отражать степенью соответствия действительных результатов функционирования программ ожидаемым эталонным данным, а также контрольным примерам, описанным в эксплуатационной документации. Кроме того, предлагается сопоставлять реальные результаты вычислений и данные с требуемыми спецификациями, как по содержанию, так и по точности, оценивать возможное количество некорректных результатов.
- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29