logo search
Учебник Математики и информатики

Структура и виды команд

Решение задач на ЭВМ реализуется программным способом, то есть путём выполнения последовательно во времени отдельных операций над информацией, предусмотренных алгоритмом решения задачи.

Алгоритм решения задачи, заданный в виде последовательности команд на языке вычислительной машины (в кодах машины), называется машинной программой.

Команда машинной программы (иначе, машинная команда) – это элементарная инструкция машине, выполняемая ею автоматически без каких-либо дополнительных указаний и пояснений.

Машинная команда состоит из двух частей: операционной и адресной.

Операционная часть команды – это группа разрядов в команде, предназначенная для представления кода операции машины.

Адресная часть команды – это группа разрядов в команде, в которых записываются коды адреса (адресов) ячеек памяти машины, предназначенных для оперативного хранения информации, или иных объектов, задействованных при выполнении команды. Часто эти адреса называются адресами операндов, т.е. чисел участвующих в операции.

По количеству адресов, записываемых в команде, команды делятся на: безадресные, одно-, двух- и трёхадресные.

Типовая структура трёхадресной программы:

КОП

А1

А2

А3

Где: КОП – код операции;

А1 и А2 – адреса ячеек (регистров), где расположены соответственно первое и второе числа, участвующие в операции.

А3 – адрес ячейки (регистра), куда следует поместить число полученное в результате выполнения операции.

Типовая структура двухадресной программы:

КОП

А1

А2

Где: А1 – это обычно адрес ячейки (регистра), где хранится первое из чисел, участвующих в операции, и куда после завершения операции должен быть записан результат операции;

А2 – обычно адрес ячейки (регистра), где хранится второе участвующее в операции число.

Типовая структура одноадресной программы:

КОП

А1

Где: А1 – в зависимости от модификации команды может обозначать либо адрес ячейки (регистра), где хранится одно из чисел, участвующих в операции, либо адрес ячейки (регистра), куда следует поместить число – результат операции.

Безадресная команда содержит только код операции, а информация для неё должна быть заранее помещена в определённые регистры машины (безадресные команды могут использоваться только совместно с командами другой адресности).

Пример. Поступила представленная на языке символического кодирования команда:

СЛ 0103 5102

Такую команду следует расшифровать как: «сложить число записанное в ячейке 0103 памяти, с числом записанным в ячейке 5102, а затем результат (т.е. сумму) поместить в ячейку 0103».

Примечание. В кодах машины такая команда содержит только двоичные цифры записанных выше объектов.