logo
Учебник Математики и информатики

Предисловие

Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает, и с чем мы сталкиваемся ежедневно, относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все эти физические объекты находятся в состоянии непрерывного движении и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую.

Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов, которые имеют материальную энергетическую природу и сигнализируют о тех или иных изменениях в наблюдаемых материальных объектах. При взаимодействии сигналов с исследовательскими физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств — это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами — при этом образуются данные. Они несут в себе информацию о событиях, произо­шедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информа­ции. Наблюдая излучения далеких звезд, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией, зависит еще от очень многих обсто­ятельств. Вообще говоря, информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов обработки.

Для преобразования и качественного обустройства общества и окружающего нас мира человек стоит перед необходимостью изучения научных основ получения, измерения, обработки, хранения, преобразования информации, которые являются предметом информатики. Чтобы её качественно освоить и применять знания на практике, необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами обще­технических и специальных дисциплин и в частности математики, которая лежит в основе анализа информационных процессов.

На занятиях мы познакомимся с историей развития и современного состояния математики как науки, изучим основные понятия информации и общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Рассмотрим математические аппараты, используемые при распознавании исследуемых объектов. В последующем рассмотрим структуру персональной электронно-вычислительной машины, а также основы её использования при решении задач обработки информации.

Учебник состоит из девяти глав, соответствующих тематике курса учебной дисциплины «Математика и Информатика», предназначен для курсантов 8-го факультета, рассчитан на 130 часов аудиторных занятий и призван оказать помощь в освоении предмета.

Первая глава – Теоретические основы информатики, – посвящена изучению предмета и структуры информатики, как науки и сферы практической деятельности человека.

Вторая глава – Информация и её свойства, – освещает подходы к анализу важнейших свойств информации и общей характеристике процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

Анализу математических моделей решения функциональных и вычислительных задач посвящается 3-я глава. В ней рассматриваются основные определения математических моделей, а также математические аппараты, используемые при решении задач в процессе служебной деятельности.

Четвёртая глава характеризует архитектуру персонального компьютера. В ней рассматриваются история развития, принципы функционирования, основные характеристики вычислительных машин и принципы программного управления. Даётся классификация вычислительной техники и основные характеристики электронно-вычислительной техники, применяемой в войсках.

В пятой главе – Системное программное обеспечение – будут рассмотрены основы программного обеспечения ЭВМ, основные характеристики существующих операционных систем и пакетов прикладных программ.

Шестая глава – Компьютерная обработка текстовой и графической информации посвящается изучению вопросов создания и обработки текстовых, табличных и графических файлов.

В седьмой главе – Компьютерная обработка аудиоинформации, – изучается основы записи, обработки и преобразования звука, а также программное обеспечение компьютерной обработки аудиоинформации.

Компьютерная обработка видеоинформации, – восьмая глава учебника, в которой рассматриваются вопросы применения программного обеспечения ПЭВМ для записи, экспорта и импорта видео файлов и их компьютерной обработки.

Девятая глава – Информационные системы и компьютерные сети – посвящена изучению основных понятий общей теории систем и основ построения информационных систем и компьютерных сетей. Рассматриваются также вопросы безопасности информации на объектах вычислительной техники.

Отбор материала учебника выполнен на основе общих требований программы по дисциплине «Математика и Информатика» и в соответствии с Госу­дарственным образовательным стандартом по специализациям кафедры зарубежной информации. Рамки пособия не позволили рассмотреть массу других про­граммных продуктов. Ряд вопросов в ходе практической работы по­требуют обращения к другим изданиям. Поэтому данное пособие следует рассматривать как одну из первых книг по изучению программного обеспечения персональных ЭВМ.

Автор выражает признательность Дворнику Н.И. и Кулагину Е.С. за ценные рекомендации, а также курсанту Горелову В.О. за помощь в подготовке издания к печати.