logo search
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

1.4. Основные субъекты информационного права

Субъект информационного права - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него информационным правом.

Субъект общественных отношений в информационной сфере - это физическое лицо или организация, являющиеся участником информационных отношений, наделенные определенными правами и обязанностями в информационной сфере и способные их осуществлять.

Субъект информационного права и субъект общественных отношений в информационной сфере два равно взаимосвязанных по значению понятия. Условия, при которых субъект информационного права может стать субъектом общественных отношений в информационной сфере, это:

- наличие необходимых информационно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

- наличие оснований возникновения, изменения и прекращения общественных отношений в информационной сфере;

- правоспособность и дееспособность в информационном праве.

Понятие правоспособности в информационном праве несколько отличается от общепринятого. Конечно, правоспособность в данном случае - это установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в общественные отношения в информационной сфере, иметь юридические права и нести соответствующие юридические обязанности. Следует подчеркнуть, что еще предстоит решить проблемы взаимодействия субъектов в информационной сфере, поскольку существует необходимость установления не только юридических, но также моральных, этических и иных прав и обязанностей.

Дееспособность в информационном праве - способность субъекта своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и создавать для себя обязанности (в том числе морально-этические) и реализовывать их в рамках конкретных информационных отношений.

Возраст, с которого наступает полная дееспособность у физического лица практически во всех отраслях права, составляет 18 лет. Но реально существует дееспособность малолетних, которая наступает поэтапно, по мере достижения ребенком определенного возраста. Если за информацией обращается гражданин, необходимо иметь в виду, что различные категории граждан имеют неодинаковый объем дееспособности. Так, от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), действуют родители, усыновители или опекуны, поскольку малолетние могут самостоятельно совершать очень ограниченный круг сделок (ст. 28 ГК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать любые юридические действия, но с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя, однако некоторые сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают самостоятельно (ст. 26 ГК). Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК).

В науке субъекты информационного права (общественных отношений в информационной сфере) классифицируются по следующим видам:

- индивидуальные субъекты (физические лица) - гражданин, индивид, человек, личность, лицо;

- коллективные субъекты - органы государственной власти, организации и учреждения <*>.

--------------------------------

<*> См.: Бачило И.Л., Лопатина В.Н., Федотова М.А. Указ. раб. С. 199 - 218.

Учет основных принципов правового регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, позволяет определять основные особенности информационных отношений. Поскольку информационный объект состоит из информации (содержание) и материального носителя, то правомочия владения, пользования и распоряжения такой сложной вещью должны реализовываться при условии применения дополнительных, так называемых информационных правомочий, определяющих порядок использования информации, отображенной в этой вещи, на основе юридических свойств информации.

Информационные правомочия можно определить как право:

- создавать информацию;

- знать содержание информации (владение информацией);

- применять информацию в собственной деятельности (пользование информацией);

- тиражировать и распространять информацию (распоряжение информацией).

Здесь участвуют три субъекта:

1) производитель информации - обладает всеми информационными правомочиями по факту создания информации;

2) обладатель информации (пользователь по авторскому праву) - приобретает информационные правомочия (например, по авторскому договору);

3) потребитель информации - имеет только право знать содержание информации и применять в личной деятельности, ему запрещается распространять информацию.

Отсюда следует, что собственники информационных объектов могут быть двух видов:

- производитель или обладатель информации, отображенной в этом информационном объекте;

- потребитель информации, содержащейся в приобретенном им информационном объекте.

Собственник имеет исключительные (для производителя информации) или неисключительные (для обладателя информации) права на тиражирование и распространение информации, отображенной в этом объекте. При этом он имеет все правомочия вещного собственника по отношению к своему экземпляру информационного объекта (оригиналу, копии объекта), т.е. может этот объект продать, передать, подарить, сдать в аренду и т.п.

Собственник второго вида имеет право лишь применять в своей деятельности информацию, отображенную в этом объекте, а не включать ее в гражданский оборот. Он также обладает всеми вещными правами на законно приобретенный им информационный объект и может включать его в состав своего имущества <*>.

--------------------------------

<*> См.: Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. С. 105 - 107; Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал российского права. 1999. N 9.