logo search
lekciya_8

13.2. Взаимодействие с пользователем

Разработчику интерфейса пользователя вычислительных систем необходимо решить две главные задачи: каким образом пользователь будет вводить данные в систему и как данные будут представлены пользователю. "Правильный" интерфейс должен обеспечивать и взаимодействие с пользователем, и представление информации.

В этом разделе обсуждаются вопросы взаимодействия системы с пользователем. Интерфейс пользователя обеспечивает ввод команд и данных в вычислительную систему. На первых вычислительных машинах был только один способ ввода данных – через интерфейс командной строки, причем для взаимодействия с машиной использовался специальный командный язык. Такой способ годился только для опытных пользователей, поэтому позже были разработаны более упрощенные способы ввода данных. Все эти виды взаимодействия можно отнести к одному из пяти основных стилей взаимодействия.

1. Непосредственное манипулирование. Пользователь взаимодействует с объектами на экране. Например, для удаления файла пользователь просто перетаскивает его в корзину.

2. Выбор из меню. Пользователь выбирает команду из списка пунктов меню. Очень часто выбранная команда воздействует только на тот объект, который выделен (выбран) на экране. При таком подходе для удаления файла пользователь сначала выбирает файл, а затем команду на удаление.

3. Заполнение форм. Пользователь заполняет поля экранной формы. Некоторые поля могут иметь свое меню (выпадающее меню или списки). В форме могут быть командные кнопки, при щелчке мышью на которых инициируют некоторое действие. Чтобы удалить файл с помощью интерфейса, основанного на форме, надо ввести в поле формы имя файла и затем щелкнуть на кнопке удаления, присутствующей в форме.

4. Командный язык. Пользователь вводит конкретную команду с параметрами, чтобы указать системе, что она должна дальше делать. Чтобы удалить файл, пользователь вводит команду удаления с именем файла в качестве параметра этой команды.

5. Естественный язык. Пользователь вводит команду на естественном языке. Чтобы удалить файл, пользователь может ввести команду "удалить файл с именем XXX".

Каждый из этих стилей взаимодействия имеет преимущества и недостатки и наилучшим образом подходит разным типам приложений и различным категориям пользователей. В табл. 13.3 перечислены основные преимущества и недостатки перечисленных стилей взаимодействия и указаны типы приложений, в которых они обычно используются.

Конечно, стили взаимодействия редко используются в чистом виде, в одном приложении может использоваться одновременно несколько разных стилей. Например, в операционной системе Microsoft Window поддерживается несколько стилей: прямое манипулирование пиктограммами, представляющими файлы и папки, выбор команд из меню, ручной ввод некоторых команд, таких как команды конфигурирования системы, использование форм (диалоговых окон).

Таблица 13.3. Преимущества и недостатки стилей взаимодействия пользователя с системой

Стиль взаимодействия

Основные преимущества

Основные недостатки

Примеры приложений

Прямое манипулирование

Быстрое и интуитивно понятное взаимодействие.

Легок в изучении

Сложная реализация. Подходит только там, где есть зрительный образ задач и объектов

Видеоигры; системы автоматического проектирования

Выбор из меню

Сокращение количества ошибок пользователя.

Ввод с клавиатуры минимальный

Медленный вариант для опытных пользователей. Может быть сложным, если меню состоит из большого количества вложенных пунктов

Главным образом системы общего назначения

Заполнение форм

Простой ввод данных.

Легок в изучении

Занимает пространство на экране

Системы управления запасами; обработка финансовой информации

Командный язык

Мощный и гибкий

Труден в изучении. Сложно предотвратить ошибки ввода

Операционные системы; библиотечные системы

Естественный язык

Подходит неопытным пользователям.

Легко настраивается

Требует большого ручного набора

Системы расписания; системы хранения данных WWW

Пользовательские интерфейсы приложений World Wide Web базируются на средствах, предоставляемых языком HTML (язык разметки Web-страниц) вместе с другими языками, например Java, который связывает программы с компонентами Web-страниц. В основном интерфейсы Web-страниц проектируются для случайных пользователей и представляют собой интерфейсы в виде форм. В Web-приложениях можно создавать интерфейсы, в которых применялся бы стиль прямого манипулирования, однако к моменту написания книги проектирование таких интерфейсов представляло достаточно сложную в аспекте программирования задачу.

В принципе необходимо применять различные стили взаимодействия для управления разными системными объектами. Данный принцип составляет основу модели Сихейма (Seeheim) пользовательских интерфейсов. В этой модели разделяются представление информации, управление диалоговыми средствами и управление приложением. На самом деле такая модель является скорее идеальной, чем практической, однако почти всегда есть возможность разделить интерфейсы для разных классов пользователей (например, начинающих и опытных). На рис. 13.2 изображена подобная модель с разделенными интерфейсом командного языка и графическим интерфейсом, лежащая в основе некоторых операционных систем, в частности Linux.

Рис. 13.2. Множественный интерфейс

Разделение представления, взаимодействия и объектов, включенных в интерфейс пользователя, является основным принципом подхода "модель-представление-контроллер", который обсуждается в следующем разделе. Эта модель сравнима с моделью Сихейма, однако используется при реализации отдельных объектов интерфейса, а не всего приложения.