27.4. Модель оценки уровня развития
Институт инженерии программного обеспечения (Software Engineering Institute – SEI) при университете Карнеги-Меллон, получающий финансирование от Министерства обороны США, занимается распространением технологий создания ПО. Институт был учрежден с целью расширить возможности индустрии программного обеспечения в США, особенно для организаций, финансируемых Министерством обороны. В середине 80-х годов институт начал исследования по оценке возможностей компаний – разработчиков ПО. Особое внимание было уделено тем компаниям, которые подали заявки на финансирование проектов от Министерства обороны.
Результатом такой работы явилась модель оценки уровня развития в создании ПО. Модель оказалась чрезвычайно эффективным средством, сумевшим убедить сообщество программистов отнестись более серьезно к вопросу совершенствования процесса разработки ПО. Модель разбивает процесс создания ПО на пять этапов (рис. 27.5).
Рис. 27.5. Модель оценки уровня развития SEI
1. Начальный уровень. На этом уровне компания не имеет установленных процедур управления персоналом и планирования проектов. Даже если формальные процедуры для контроля над проектами и существуют, нет действующих механизмов проверки правильности использования этих процедур. Такая компания может успешно заниматься разработкой ПО, однако качество конечного продукта, а также ход выполнения проекта (соблюдение бюджета и графика работ) предсказать трудно.
2. Уровень повторения. В компании уже сложился определенный стиль управления, имеются системы управления качеством и конфигурацией. Название уровня обусловлено тем, что на данной стадии организация уже способна повторять проекты одного типа. Однако все-таки чувствуется недостаток организационной модели технологического процесса. Успех проекта зависит в основном от умения менеджеров вдохновить команду разработчиков и от возможности формализовать интуитивно понятный процесс разработки.
3. Уровень становления. Компания вводит стандартную технологию создания ПО, обеспечивая возможность совершенствования производственного процесса на количественном уровне. Приводятся в действие процессуальные нормы, которые гарантируют выполнение стандартного процесса во всех проектах.
4. Уровень управления. Компания уже имеет стандартную технологию создания ПО и программу сбора количественных данных. Накапливаются данные о показателях программных продуктов и процесса производства, которые впоследствии используются для совершенствования технологии разработки ПО.
5. Уровень оптимизации, которым предусматривается определенная приверженность организации-разработчика делу непрерывного совершенствования процесса создания ПО. Это означает, что совершенствование заложено в бюджете и плане деятельности организации и является ее неотъемлемой частью.
Первая версия модели оценки уровня развития подверглась жесткой критике за свою неопределенность. После приобретения опыта применения этой модели была разработана ее новая версия. В ней были сохранены все пять уровней, однако теперь они более строго соотносились с ключевыми составляющими процесса создания ПО (рис. 27.6.). Результатом совершенствования процесса должно быть внедрение в производство этих ключевых составляющих, а не достижение некоторого уровня, определенного моделью. Такой подход был использован при разработке модели оценки уровня развития системы управления требованиями.
Рис. 27.6. Ключевые составляющие процесса создания ПО 1993 IEЕЕ)
Работа над моделью оценки уровня развития в SEI проводилась с учетом методов статистического контроля качества в промышленности. Допуская некоторое сходство между промышленным производством и производством программного обеспечения, я все же не думаю, что возможен простой перенос результатов, полученных в промышленности, в сферу разработки ПО. Как уже упоминалось ранее, качество программного продукта может испытывать на себе влияние личностных факторов, например опыта и знаний программистов. В этой области деятельности такие факторы не менее важны, чем производственные.
Модель SEI оценки уровня развития достаточно весома и важна, не стоит применять ее как единственную основу, определяющую весь процесс создания ПО. Она предназначена в основном для компаний, которые занимаются разработкой программных систем для Министерства обороны, и служб, с ним связанных. Эти системы отличаются большими размерами и длительным сроком эксплуатации, а также сложностью интерфейса с аппаратным обеспечением и другими системами ПО. Над созданием таких систем работают достаточно большие команды программистов, которые должны подчиняться требованиям и стандартам, разработанным Министерством обороны США.
Первые три уровня модели SEI относительно легки для понимания. Среди основных составляющих процесса создания ПО есть и те, которые часто применяются в промышленном производстве. Некоторые организации-разработчики в состоянии достигнуть высших уровней модели, однако стандарты и процедуры, используемые на этих уровнях, не всегда понятны широкому кругу специалистов. Известны случаи, когда успешно работающая компания не соответствует модели SEI, что вызвано обстоятельствами, присущими только данной организации.
Проблемы, с которыми организация может столкнуться на высших уровнях модели, никоим образом не ставят под сомнение полезность самой модели SEI. Однако на три основные проблемы все же стоит обратить внимание. Именно они могут снизить возможности организации в создании высококачественных продуктов.
1. Модель сосредоточена исключительно на управлении проектом, а не на процессе создания программного продукта. В модели не учтены такие важные факторы, как использование определенных технологий, например прототипирования, формальных и структурных методов, средств статического анализа и т.п.
2. В модели отсутствует анализ рисков и решений. В главе 1 отмечалась важность оценки рисков, что позволяет обнаруживать проблемы прежде, чем они окажут воздействие на процесс разработки.
3. Не определена область применения модели, хотя авторы признают, что модель не является универсальной и подходящей всем организациям. Однако авторы не дают четкого разграничения организаций, которые могут или не могут внедрять модель в свою деятельность. Небольшие компании находят эту модель слишком бюрократичной. В ответ на эту критику были разработаны стратегии совершенствования технологического процесса для малых организаций.
Институт SEI разработал несколько других моделей оценки уровня развития, например: модель оценки уровня развития процесса разработки программных систем, модель оценки приобретения, предназначенная для оценки приобретенного организацией программного и аппаратного обеспечения, модель оценки уровня развития персонала и др.
- З курсу
- З курсу
- Содержание
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения 10
- Часть II. Требования к программному обеспечению 33
- Часть III. Моделирование программного обеспечения 52
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения 124
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения 145
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения 192
- Предисловие
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения
- 1. Введение в программную инженерию
- 1.1. Вопросы и ответы об инженерии программного обеспечения
- 1.2. Профессиональные и этические требования к специалистам по программному обеспечению
- 2. Системотехника вычислительных систем
- 2.1. Интеграционные свойства систем
- 2.2. Система и ее окружение
- 2.3. Моделирование систем
- 2.4. Процесс создания систем
- 2.5. Приобретение систем
- 3. Процесс создания программного обеспечения
- 3.1. Модели процесса создания программного обеспечения
- 3.2. Итерационные модели разработки программного обеспечения
- 3.3. Спецификация программного обеспечения
- 3.4. Проектирование и реализация программного обеспечения
- 3.5. Эволюция программных систем
- 3.6. Автоматизированные средства разработки программного обеспечения
- 4. Технологии производства программного обеспечения
- Часть II. Требования к программному обеспечению
- 5. Требования к программному обеспечению
- 5.1. Функциональные и нефункциональные требования
- 5.2. Пользовательские требования
- 5.3. Системные требования
- 5.4. Документирование системных требований
- 6. Разработка требований
- 6.1. Анализ осуществимости
- 6.2. Формирование и анализ требований
- 6.3. Аттестация требований
- 6.4. Управление требованиям
- 7. Матрица требований. Разработка матрицы требований
- Часть III. Моделирование программного обеспечения
- 8. Архитектурное проектирование
- 8.1. Структурирование системы
- 8.2. Модели управления
- 8.3. Модульная декомпозиция
- 8.4. Проблемно-зависимые архитектуры
- 9. Архитектура распределенных систем
- 9.1. Многопроцессорная архитектура
- 9.2. Архитектура клиент/сервер
- 9.3. Архитектура распределенных объектов
- 9.4. Corba
- 10. Объектно-ориентированное проектирование
- 10.1. Объекты и классы объектов
- 10.2. Процесс объектно-ориентированного проектирования
- 10.2.1. Окружение системы и модели ее использования
- 10.2.2. Проектирование архитектуры
- 10.2.3. Определение объектов
- 10.2.4. Модели архитектуры
- 10.2.5. Специфицирование интерфейсов объектов
- 10.3. Модификация системной архитектуры
- 11. Проектирование систем реального времени
- 11.1. Проектирование систем реального времени
- 11.2. Управляющие программы
- 11.3. Системы наблюдения и управления
- 11.4. Системы сбора данных
- 12. Проектирование с повторным использованием компонентов
- 12.1. Покомпонентная разработка
- 12.2. Семейства приложений
- 12.3. Проектные паттерны
- 13. Проектирование интерфейса пользователя
- 13.1. Принципы проектирования интерфейсов пользователя
- 13.2. Взаимодействие с пользователем
- 13.3. Представление информации
- 13.4. Средства поддержки пользователя
- 13.5. Оценивание интерфейса
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения
- 14. Жизненный цикл программного обеспечения: модели и их особенности
- 14.1. Каскадная модель жизненного цикла
- 14.2. Эволюционная модель жизненного цикла
- 14.2.1. Формальная разработка систем
- 14.2.2. Разработка программного обеспечения на основе ранее созданных компонентов
- 14.3. Итерационные модели жизненного цикла
- 14.3.1 Модель пошаговой разработки
- 14.3.2 Спиральная модель разработки
- 15. Методологические основы технологий разработки программного обеспечения
- 16. Методы структурного анализа и проектирования программного обеспечения
- 17. Методы объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения. Язык моделирования uml
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения
- 18. Документирование этапов разработки программного обеспечения
- 19. Планирование проекта
- 19.1 Уточнение содержания и состава работ
- 19.2 Планирование управления содержанием
- 19.3 Планирование организационной структуры
- 19.4 Планирование управления конфигурациями
- 19.5 Планирование управления качеством
- 19.6 Базовое расписание проекта
- 20. Верификация и аттестация программного обеспечения
- 20.1. Планирование верификации и аттестации
- 20.2. Инспектирование программных систем
- 20.3. Автоматический статический анализ программ
- 20.4. Метод "чистая комната"
- 21. Тестирование программного обеспечения
- 21.1. Тестирование дефектов
- 21.1.1. Тестирование методом черного ящика
- 21.1.2. Области эквивалентности
- 21.1.3. Структурное тестирование
- 21.1.4. Тестирование ветвей
- 21.2. Тестирование сборки
- 21.2.1. Нисходящее и восходящее тестирование
- 21.2.2. Тестирование интерфейсов
- 21.2.3. Тестирование с нагрузкой
- 21.3. Тестирование объектно-ориентированных систем
- 21.3.1. Тестирование классов объектов
- 21.3.2. Интеграция объектов
- 21.4. Инструментальные средства тестирования
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения
- 22. Управление проектами
- 22.1. Процессы управления
- 22.2. Планирование проекта
- 22.3. График работ
- 22.4. Управление рисками
- 23. Управление персоналом
- 23.1. Пределы мышления
- 23.1.1. Организация человеческой памяти
- 23.1.2. Решение задач
- 23.1.3. Мотивация
- 23.2. Групповая работа
- 23.2.1. Создание команды
- 23.2.2. Сплоченность команды
- 23.2.3. Общение в группе
- 23.2.4. Организация группы
- 23.3. Подбор и сохранение персонала
- 23.3.1. Рабочая среда
- 23.4. Модель оценки уровня развития персонала
- 24. Оценка стоимости программного продукта
- 24.1. Производительность
- 24.2. Методы оценивания
- 24.3. Алгоритмическое моделирование стоимости
- 24.3.1. Модель сосомо
- 24.3.2. Алгоритмические модели стоимости в планировании проекта
- 24.4. Продолжительность проекта и наем персонала
- 25. Управление качеством
- 25.1. Обеспечение качества и стандарты
- 25.1.1. Стандарты на техническую документацию
- 25.1.2. Качество процесса создания программного обеспечения и качество программного продукта
- 25.2. Планирование качества
- 25.3. Контроль качества
- 25.3.1. Проверки качества
- 25.4. Измерение показателей программного обеспечения
- 25.4.1. Процесс измерения
- 25.4.2. Показатели программного продукта
- 26. Надежность программного обеспечения
- 26.1. Обеспечение надежности программного обеспечения
- 26.1.1 Критические системы
- 26.1.2. Работоспособность и безотказность
- 26.1.3. Безопасность
- 26.1.4. Защищенность
- 26.2. Аттестация безотказности
- 26.3. Гарантии безопасности
- 26.4. Оценивание защищенности программного обеспечения
- 27. Совершенствование производства программного обеспечения
- 27.1. Качество продукта и производства
- 27.2. Анализ и моделирование производства
- 27.2.1. Исключения в процессе создания по
- 27.3. Измерение производственного процесса
- 27.4. Модель оценки уровня развития
- 27.4.1. Оценивание уровня развития
- 27.5. Классификация процессов совершенствования