27. Совершенствование производства программного обеспечения
За последние несколько лет значительно возрос интерес специалистов, работающих в сфере инженерии ПО, к процессу совершенствования технологии разработки программных систем. Под совершенствованием технологии разработки программных систем подразумевается изучение существующего производства и внесение изменений в целях улучшения качества продукта и/или снижения издержек и времени разработки. Литература по данной тематике в основном рассматривает совершенствование производства как способ улучшения качества продукта, что подразумевает снижение количества недостатков в готовом продукте. Только после этого задачами изменения производства ПО становится снижение себестоимости или сокращение продолжительности работы над продуктом.
Повышение качества производства непосредственно влечет за собой получение более качественного продукта. Процесс разработки сам по себе достаточно сложен и состоит из целого ряда этапов. Как программный продукт, так и процесс его разработки, можно охарактеризовать (и оценить) определенными свойствами или параметрами; некоторые из них приведены в табл. 27.1.
Таблица 27.1. Параметры производства ПО
Параметр | Описание |
Понятность
| Четкое и доступное для понимания описание технологии разработки ПО |
Наглядность результат | Оценка реализации проекта по ясным и ощутимым результатам |
Наличие средств поддержки | Насколько производство ПО поддерживается CASE-средствами |
Приемлемость | Степень одобрения и применяемости разработчиками данного процесса создания ПО |
Безотказность | Организация работы таким образом, чтобы избежать или исправить те ошибки технологического процесса, которые вызовут неполадки в готовом продукте |
Устойчивость к сбоям | Стабильное функционирование производства при возникновении непредусмотренных проблем |
Удобство сопровождения | Способность технологического процесса к развитию при изменении системных требований и степень возможности внесения необходимых изменений |
Скорость | Время, за которое будет завершен процесс разработки системы, соответствующий данной спецификации |
Практически невозможно сразу довести до совершенства все без исключения параметры производства. Например, если необходимо быстро завершить разработку и ускорить работу, следует "снизить" параметр наглядности результата, поскольку это свойство требует регулярной подготовки документации через определенные интервалы времени, что замедляет процесс создания программного продукта.
Совершенствование производства – понятие сложное и означает не только выбор методов, средств или самой модели технологического процесса. Правы окажутся те, кто укажет на определенное сходство в деятельности всех организаций, разрабатывающих похожие типы программного обеспечения. Однако не следует забывать об организационных факторах, нормативах и стандартах организации-разработчика, которые также влияют на ход производства. В процессе совершенствования производства всегда должна быть учтена специфика организации, более того, этот процесс должен стать частью ее деятельности.
Исходная модель процесса совершенствования производства показана на рис. 27.1. Этот процесс требует времени и осуществляется поэтапно. Каждый этап может иметь продолжительность до нескольких месяцев. Условием успеха совершенствования производства является приверженность организации поставленной цели, а также готовность вложить для ее реализации определенное количество ресурсов. Такая деятельность невозможна без утверждения высшего руководства организации и наличия бюджета, достаточного для проведения необходимых изменений в организации.
Рис. 27.1. Процесс совершенствования производства
Процесс совершенствования производства состоит из нескольких ключевых этапов:
1. Анализ производства. Этот этап включает исследование используемого процесса создания ПО и разработку его модели для подготовки и изучения соответствующей документации. В некоторых случаях можно ввести количественные параметры процесса, что позволит получить дополнительную информацию для исследования. Количественные измерения до и после внедрения изменений помогут дать более объективную оценку преимуществ или проблем, возникших в результате изменения производства.
2. Определение необходимых изменений. Здесь результаты анализа производства используются для определения критических параметров качества, графика работ и себестоимости, которые могут оказать влияние на качество готового продукта. Деятельность по совершенствованию производства должна сконцентрироваться на ослаблении влияния этих параметров путем выбора новых методов и средств технологического процесса.
3. Введение изменений в производство. На этом этапе новые методы и средства внедряются в существующий технологический процесс. Здесь особенно важно иметь достаточно времени для внесения изменений в технологический процесс, а также обеспечить совместимость этих изменений с существующими производственными процессами и организационными стандартами.
4. Обучение измененному процессу производства. Успешное изменение производства невозможно без предварительного обучения персонала, поскольку разработчики и менеджеры, ответственные за выполнение проекта, могут не принять изменений. Часто изменения производства без необходимого обучения персонала приводят скорее к снижению качества продукта, чем к его повышению.
5. Отработка параметров производства. Введенные изменения никогда не дадут полного эффекта, на который вы могли бы надеяться. Вслед за реализацией нововведений должна произойти своего рода настройка, при которой обнаруживаются самые мелкие проблемы и неполадки и делаются необходимые поправки. Этот процесс может продолжаться в течение нескольких месяцев, пока разработчики не будут удовлетворены результатами.
После внесения одного или нескольких изменений процесс совершенствования можно повторить, включая этап анализа, определение "узких" мест и т.д. Это более практичный способ, чем введение всех изменений сразу. Кроме проблем в обучении, при многочисленных изменениях будет трудно оценить эффективность каждого из них.
- З курсу
- З курсу
- Содержание
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения 10
- Часть II. Требования к программному обеспечению 33
- Часть III. Моделирование программного обеспечения 52
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения 124
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения 145
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения 192
- Предисловие
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения
- 1. Введение в программную инженерию
- 1.1. Вопросы и ответы об инженерии программного обеспечения
- 1.2. Профессиональные и этические требования к специалистам по программному обеспечению
- 2. Системотехника вычислительных систем
- 2.1. Интеграционные свойства систем
- 2.2. Система и ее окружение
- 2.3. Моделирование систем
- 2.4. Процесс создания систем
- 2.5. Приобретение систем
- 3. Процесс создания программного обеспечения
- 3.1. Модели процесса создания программного обеспечения
- 3.2. Итерационные модели разработки программного обеспечения
- 3.3. Спецификация программного обеспечения
- 3.4. Проектирование и реализация программного обеспечения
- 3.5. Эволюция программных систем
- 3.6. Автоматизированные средства разработки программного обеспечения
- 4. Технологии производства программного обеспечения
- Часть II. Требования к программному обеспечению
- 5. Требования к программному обеспечению
- 5.1. Функциональные и нефункциональные требования
- 5.2. Пользовательские требования
- 5.3. Системные требования
- 5.4. Документирование системных требований
- 6. Разработка требований
- 6.1. Анализ осуществимости
- 6.2. Формирование и анализ требований
- 6.3. Аттестация требований
- 6.4. Управление требованиям
- 7. Матрица требований. Разработка матрицы требований
- Часть III. Моделирование программного обеспечения
- 8. Архитектурное проектирование
- 8.1. Структурирование системы
- 8.2. Модели управления
- 8.3. Модульная декомпозиция
- 8.4. Проблемно-зависимые архитектуры
- 9. Архитектура распределенных систем
- 9.1. Многопроцессорная архитектура
- 9.2. Архитектура клиент/сервер
- 9.3. Архитектура распределенных объектов
- 9.4. Corba
- 10. Объектно-ориентированное проектирование
- 10.1. Объекты и классы объектов
- 10.2. Процесс объектно-ориентированного проектирования
- 10.2.1. Окружение системы и модели ее использования
- 10.2.2. Проектирование архитектуры
- 10.2.3. Определение объектов
- 10.2.4. Модели архитектуры
- 10.2.5. Специфицирование интерфейсов объектов
- 10.3. Модификация системной архитектуры
- 11. Проектирование систем реального времени
- 11.1. Проектирование систем реального времени
- 11.2. Управляющие программы
- 11.3. Системы наблюдения и управления
- 11.4. Системы сбора данных
- 12. Проектирование с повторным использованием компонентов
- 12.1. Покомпонентная разработка
- 12.2. Семейства приложений
- 12.3. Проектные паттерны
- 13. Проектирование интерфейса пользователя
- 13.1. Принципы проектирования интерфейсов пользователя
- 13.2. Взаимодействие с пользователем
- 13.3. Представление информации
- 13.4. Средства поддержки пользователя
- 13.5. Оценивание интерфейса
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения
- 14. Жизненный цикл программного обеспечения: модели и их особенности
- 14.1. Каскадная модель жизненного цикла
- 14.2. Эволюционная модель жизненного цикла
- 14.2.1. Формальная разработка систем
- 14.2.2. Разработка программного обеспечения на основе ранее созданных компонентов
- 14.3. Итерационные модели жизненного цикла
- 14.3.1 Модель пошаговой разработки
- 14.3.2 Спиральная модель разработки
- 15. Методологические основы технологий разработки программного обеспечения
- 16. Методы структурного анализа и проектирования программного обеспечения
- 17. Методы объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения. Язык моделирования uml
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения
- 18. Документирование этапов разработки программного обеспечения
- 19. Планирование проекта
- 19.1 Уточнение содержания и состава работ
- 19.2 Планирование управления содержанием
- 19.3 Планирование организационной структуры
- 19.4 Планирование управления конфигурациями
- 19.5 Планирование управления качеством
- 19.6 Базовое расписание проекта
- 20. Верификация и аттестация программного обеспечения
- 20.1. Планирование верификации и аттестации
- 20.2. Инспектирование программных систем
- 20.3. Автоматический статический анализ программ
- 20.4. Метод "чистая комната"
- 21. Тестирование программного обеспечения
- 21.1. Тестирование дефектов
- 21.1.1. Тестирование методом черного ящика
- 21.1.2. Области эквивалентности
- 21.1.3. Структурное тестирование
- 21.1.4. Тестирование ветвей
- 21.2. Тестирование сборки
- 21.2.1. Нисходящее и восходящее тестирование
- 21.2.2. Тестирование интерфейсов
- 21.2.3. Тестирование с нагрузкой
- 21.3. Тестирование объектно-ориентированных систем
- 21.3.1. Тестирование классов объектов
- 21.3.2. Интеграция объектов
- 21.4. Инструментальные средства тестирования
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения
- 22. Управление проектами
- 22.1. Процессы управления
- 22.2. Планирование проекта
- 22.3. График работ
- 22.4. Управление рисками
- 23. Управление персоналом
- 23.1. Пределы мышления
- 23.1.1. Организация человеческой памяти
- 23.1.2. Решение задач
- 23.1.3. Мотивация
- 23.2. Групповая работа
- 23.2.1. Создание команды
- 23.2.2. Сплоченность команды
- 23.2.3. Общение в группе
- 23.2.4. Организация группы
- 23.3. Подбор и сохранение персонала
- 23.3.1. Рабочая среда
- 23.4. Модель оценки уровня развития персонала
- 24. Оценка стоимости программного продукта
- 24.1. Производительность
- 24.2. Методы оценивания
- 24.3. Алгоритмическое моделирование стоимости
- 24.3.1. Модель сосомо
- 24.3.2. Алгоритмические модели стоимости в планировании проекта
- 24.4. Продолжительность проекта и наем персонала
- 25. Управление качеством
- 25.1. Обеспечение качества и стандарты
- 25.1.1. Стандарты на техническую документацию
- 25.1.2. Качество процесса создания программного обеспечения и качество программного продукта
- 25.2. Планирование качества
- 25.3. Контроль качества
- 25.3.1. Проверки качества
- 25.4. Измерение показателей программного обеспечения
- 25.4.1. Процесс измерения
- 25.4.2. Показатели программного продукта
- 26. Надежность программного обеспечения
- 26.1. Обеспечение надежности программного обеспечения
- 26.1.1 Критические системы
- 26.1.2. Работоспособность и безотказность
- 26.1.3. Безопасность
- 26.1.4. Защищенность
- 26.2. Аттестация безотказности
- 26.3. Гарантии безопасности
- 26.4. Оценивание защищенности программного обеспечения
- 27. Совершенствование производства программного обеспечения
- 27.1. Качество продукта и производства
- 27.2. Анализ и моделирование производства
- 27.2.1. Исключения в процессе создания по
- 27.3. Измерение производственного процесса
- 27.4. Модель оценки уровня развития
- 27.4.1. Оценивание уровня развития
- 27.5. Классификация процессов совершенствования