24. Оценка стоимости программного продукта
Ранее был описан процесс планирования программного проекта. Под этим подразумевается разбивка проекта на ряд этапов, выполняемых параллельно или последовательно. Ранее процесс планирования рассматривался в аспекте определения этих этапов, их взаимозависимости и распределения специалистов по работам, выполняемым на каждом этапе.
Оценка стоимости проекта и планирование графика работ проводятся параллельно. Однако некоторые предварительные расчеты должны быть выполнены на ранней стадии, еще до начала разработки точного плана проекта. Такие расчеты необходимы для утверждения бюджета проекта или для выставления цены заказчику.
Как только проект начинает действовать, все расчеты должны регулярно обновляться. Это помогает планировать работу и содействует эффективному использованию средств. Если фактические расходы значительно превышают планируемые, менеджеру необходимо предпринять какие-либо действия. Это может быть перечисление дополнительных средств на проект либо изменение будущих этапов работ в соответствии с фактическим бюджетом.
Обычно для оценки проекта по разработке программного обеспечения используются три параметра:
• Стоимость аппаратных средств и программного обеспечения, включая их обслуживание.
• Расходы на командировки и обучение.
• Расходы на персонал, в основном на привлечение со стороны специалистов по программному обеспечению.
В большинстве проектов доминируют расходы на персонал. Компьютеры, имеющие достаточно мощности для разработки программного продукта, в наше время относительно дешевые. Значительными могут быть затраты на командировки, если проект разрабатывается в разных местах, однако для большинства проектов они все же не очень существенны. Более того, расходы на командировки можно сократить, используя вместо них электронную почту, факс или телеконференции.
Расходы на персонал - это не только оплата труда работников. В них могут включаться накладные расходы, т.е. все расходы, которые касаются работы организации, деленные на количество работающего персонала. Таким образом, общая сумма расходов на персонал состоит из нескольких статей расходов:
1. Расходы на содержание, отопление и освещение офисов.
2. Расходы на содержание вспомогательного персонала – бухгалтеров, секретарей, уборщиц и технического персонала.
3. Расходы на содержание компьютерной сети и средств связи.
4. Расходы на централизованные услуги – библиотеки, места отдыха и развлечения и т.д.
5. Расходы на социальное обеспечение и выплаты служащим (например, пенсии и медицинская страховка).
Обычно накладные расходы приравниваются к удвоенной зарплате программиста, в зависимости от размера компании и расходов на ее содержание. Например, если специалист по программному обеспечению получает 90 000 долларов в год, расходы организации на этот год составляют сумму 180 000 долларов, или 15 000 долларов в месяц.
Оценка стоимости должна быть объективной, чтобы дать компании-разработчику достаточно точный прогноз себестоимости проекта. Если себестоимость рассчитывается для включения в коммерческое предложение заказчику, следует принять решение о том, какую цену назначить за проект. Традиционно в цену продукта включают издержки производства плюс предлагаемая прибыль. Однако определить соотношение себестоимости проекта и цены, выставляемой заказчику, не всегда просто.
На определение цены программного продукта могут повлиять организационные, экономические, политические и коммерческие соображения. Эти факторы показаны в табл. 24.1. Таким образом, взаимоотношения цены и себестоимости совсем не так просты, как может показаться. Кроме того, необходимо учитывать глобальные цели организации, поэтому назначением цены за программный продукт вместе с менеджерами проектов занимается и старший руководящий состав компании.
Таблица 24.1. Факторы, влияющие на стоимость программного продукта
Фактор | Описание |
Возможности рынка ПО | Организация-разработчик может выставить низкие цены на программный продукт из-за намерения переместиться в другой сегмент рынка ПО. Даже если организация примет более низкую прибыль в первом проекте, это все равно может привести к более высоким доходам в будущем, поскольку полученный опыт позволит заниматься разработкой подобных программных продуктов и в дальнейшем |
Невозможно учесть все факторы, влияющие на стоимость | Если организация примет фиксированную величину стоимости, издержки производства могут возрасти из-за непредвиденных расходов |
Условия контракта | Заказчик может позволить разработчику сохранить за собой право владения программным кодом с последующим его использованием в других проектах. При этом назначенная цена может быть ниже, чем в том случае, если право на программный код передано заказчику |
Изменение требований | При изменении требований к ПО организация может снизить цену с тем, чтобы выиграть контракт. Если контракт уже заключен, за изменение требований можно назначить дополнительную цену |
Финансовая стабильность | Фирмы, испытывающие финансовые затруднения, для получения заказа могут снизить цены на свои разработки. Как правило, лучше сегодня получить более низкую прибыль или даже работать на уровне самоокупаемости, чем обанкротиться в будущем |
- З курсу
- З курсу
- Содержание
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения 10
- Часть II. Требования к программному обеспечению 33
- Часть III. Моделирование программного обеспечения 52
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения 124
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения 145
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения 192
- Предисловие
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения
- 1. Введение в программную инженерию
- 1.1. Вопросы и ответы об инженерии программного обеспечения
- 1.2. Профессиональные и этические требования к специалистам по программному обеспечению
- 2. Системотехника вычислительных систем
- 2.1. Интеграционные свойства систем
- 2.2. Система и ее окружение
- 2.3. Моделирование систем
- 2.4. Процесс создания систем
- 2.5. Приобретение систем
- 3. Процесс создания программного обеспечения
- 3.1. Модели процесса создания программного обеспечения
- 3.2. Итерационные модели разработки программного обеспечения
- 3.3. Спецификация программного обеспечения
- 3.4. Проектирование и реализация программного обеспечения
- 3.5. Эволюция программных систем
- 3.6. Автоматизированные средства разработки программного обеспечения
- 4. Технологии производства программного обеспечения
- Часть II. Требования к программному обеспечению
- 5. Требования к программному обеспечению
- 5.1. Функциональные и нефункциональные требования
- 5.2. Пользовательские требования
- 5.3. Системные требования
- 5.4. Документирование системных требований
- 6. Разработка требований
- 6.1. Анализ осуществимости
- 6.2. Формирование и анализ требований
- 6.3. Аттестация требований
- 6.4. Управление требованиям
- 7. Матрица требований. Разработка матрицы требований
- Часть III. Моделирование программного обеспечения
- 8. Архитектурное проектирование
- 8.1. Структурирование системы
- 8.2. Модели управления
- 8.3. Модульная декомпозиция
- 8.4. Проблемно-зависимые архитектуры
- 9. Архитектура распределенных систем
- 9.1. Многопроцессорная архитектура
- 9.2. Архитектура клиент/сервер
- 9.3. Архитектура распределенных объектов
- 9.4. Corba
- 10. Объектно-ориентированное проектирование
- 10.1. Объекты и классы объектов
- 10.2. Процесс объектно-ориентированного проектирования
- 10.2.1. Окружение системы и модели ее использования
- 10.2.2. Проектирование архитектуры
- 10.2.3. Определение объектов
- 10.2.4. Модели архитектуры
- 10.2.5. Специфицирование интерфейсов объектов
- 10.3. Модификация системной архитектуры
- 11. Проектирование систем реального времени
- 11.1. Проектирование систем реального времени
- 11.2. Управляющие программы
- 11.3. Системы наблюдения и управления
- 11.4. Системы сбора данных
- 12. Проектирование с повторным использованием компонентов
- 12.1. Покомпонентная разработка
- 12.2. Семейства приложений
- 12.3. Проектные паттерны
- 13. Проектирование интерфейса пользователя
- 13.1. Принципы проектирования интерфейсов пользователя
- 13.2. Взаимодействие с пользователем
- 13.3. Представление информации
- 13.4. Средства поддержки пользователя
- 13.5. Оценивание интерфейса
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения
- 14. Жизненный цикл программного обеспечения: модели и их особенности
- 14.1. Каскадная модель жизненного цикла
- 14.2. Эволюционная модель жизненного цикла
- 14.2.1. Формальная разработка систем
- 14.2.2. Разработка программного обеспечения на основе ранее созданных компонентов
- 14.3. Итерационные модели жизненного цикла
- 14.3.1 Модель пошаговой разработки
- 14.3.2 Спиральная модель разработки
- 15. Методологические основы технологий разработки программного обеспечения
- 16. Методы структурного анализа и проектирования программного обеспечения
- 17. Методы объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения. Язык моделирования uml
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения
- 18. Документирование этапов разработки программного обеспечения
- 19. Планирование проекта
- 19.1 Уточнение содержания и состава работ
- 19.2 Планирование управления содержанием
- 19.3 Планирование организационной структуры
- 19.4 Планирование управления конфигурациями
- 19.5 Планирование управления качеством
- 19.6 Базовое расписание проекта
- 20. Верификация и аттестация программного обеспечения
- 20.1. Планирование верификации и аттестации
- 20.2. Инспектирование программных систем
- 20.3. Автоматический статический анализ программ
- 20.4. Метод "чистая комната"
- 21. Тестирование программного обеспечения
- 21.1. Тестирование дефектов
- 21.1.1. Тестирование методом черного ящика
- 21.1.2. Области эквивалентности
- 21.1.3. Структурное тестирование
- 21.1.4. Тестирование ветвей
- 21.2. Тестирование сборки
- 21.2.1. Нисходящее и восходящее тестирование
- 21.2.2. Тестирование интерфейсов
- 21.2.3. Тестирование с нагрузкой
- 21.3. Тестирование объектно-ориентированных систем
- 21.3.1. Тестирование классов объектов
- 21.3.2. Интеграция объектов
- 21.4. Инструментальные средства тестирования
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения
- 22. Управление проектами
- 22.1. Процессы управления
- 22.2. Планирование проекта
- 22.3. График работ
- 22.4. Управление рисками
- 23. Управление персоналом
- 23.1. Пределы мышления
- 23.1.1. Организация человеческой памяти
- 23.1.2. Решение задач
- 23.1.3. Мотивация
- 23.2. Групповая работа
- 23.2.1. Создание команды
- 23.2.2. Сплоченность команды
- 23.2.3. Общение в группе
- 23.2.4. Организация группы
- 23.3. Подбор и сохранение персонала
- 23.3.1. Рабочая среда
- 23.4. Модель оценки уровня развития персонала
- 24. Оценка стоимости программного продукта
- 24.1. Производительность
- 24.2. Методы оценивания
- 24.3. Алгоритмическое моделирование стоимости
- 24.3.1. Модель сосомо
- 24.3.2. Алгоритмические модели стоимости в планировании проекта
- 24.4. Продолжительность проекта и наем персонала
- 25. Управление качеством
- 25.1. Обеспечение качества и стандарты
- 25.1.1. Стандарты на техническую документацию
- 25.1.2. Качество процесса создания программного обеспечения и качество программного продукта
- 25.2. Планирование качества
- 25.3. Контроль качества
- 25.3.1. Проверки качества
- 25.4. Измерение показателей программного обеспечения
- 25.4.1. Процесс измерения
- 25.4.2. Показатели программного продукта
- 26. Надежность программного обеспечения
- 26.1. Обеспечение надежности программного обеспечения
- 26.1.1 Критические системы
- 26.1.2. Работоспособность и безотказность
- 26.1.3. Безопасность
- 26.1.4. Защищенность
- 26.2. Аттестация безотказности
- 26.3. Гарантии безопасности
- 26.4. Оценивание защищенности программного обеспечения
- 27. Совершенствование производства программного обеспечения
- 27.1. Качество продукта и производства
- 27.2. Анализ и моделирование производства
- 27.2.1. Исключения в процессе создания по
- 27.3. Измерение производственного процесса
- 27.4. Модель оценки уровня развития
- 27.4.1. Оценивание уровня развития
- 27.5. Классификация процессов совершенствования