27.1. Качество продукта и производства
Идея совершенствования производства основывается на том, что технологический процесс является критическим фактором, непосредственно влияющим на качество продукта. Автор этой идеи – американский инженер Деминг (W. Е. Deming), который работал над проблемой улучшения качества в промышленности Японии после второй мировой войны. Японцы в течение долгих лет самоотверженно трудились над совершенствованием процесса производства. Это, несомненно, стало основой высокого качества японских товаров.
Деминг ввел метод статистического контроля качества, который основан на простом подсчете недостатков продукта и соотнесении их с производственным процессом. Для устранения замеченных недостатков производственный процесс совершенствуется до тех пор, пока в конце концов не будут устранены все недоработки. Этим гарантируется предсказуемость результатов изменения процесса и снижение количества недоработок. Затем изменения проходят стадию стандартизации и начинается новый этап совершенствования.
В промышленности взаимосвязь "производство-продукт" прослеживается достаточно четко. Совершенствование производства само по себе ведет к повышению качества готовой продукции. Другое дело – неосязаемые и зависящие от интеллектуальной деятельности процессы производства ПО, которые к тому же не подлежат автоматизации. Ведь качество программного продукта зависит не только непосредственно от производственного процесса, но и от процесса проектирования, в котором главную роль играет человеческий фактор. Хотя для некоторых видов ПО ключевым в отношении качества является технологический процесс, однако при реализации новых задач люди, вовлеченные в процесс разработки, остаются ключевым фактором.
Существует четыре фактора, принципиальных для качества любой продукции, связанной так или иначе с интеллектуальной деятельностью, будь то программное обеспечение или же книги, фильмы и другие продукты, основой которых является проектирование. Эти факторы представлены на рис. 27.2.
Эти факторы могут оказывать различное воздействие, которое зависит от размера и вида программного проекта. Для очень больших систем, состоящих из отдельных подсистем и разрабатываемых разными командами программистов, технология разработки является ключевым фактором, влияющим на качество конечного продукта. Для таких проектов проблемными оказываются вопросы интеграции, управления и обеспечения взаимодействия. Так как разработка ПО продолжается несколько лет, состав рабочих групп может меняться, кроме того, они состоят из специалистов с самыми разными возможностями и опытом. Состав группы может полностью поменяться за период выполнения проекта. Из этого следует, что влияние талантливых специалистов, имеющих особые навыки, не является доминирующим.
Рис. 27.2. Основные факторы, влияющие на качество программного обеспечения
Однако, если говорить о небольших проектах, где над реализацией работает несколько профессионалов, качество работы членов команды более важно, чем качественный технологический процесс. Если все члены команды имеют высокую квалификацию и достаточно опытны, более вероятно получение высококачественного продукта. В том случае, если команда не имеет навыков и опыта, качество технологического процесса может способствовать повышению качества продукции, однако не устранит в полной мере все погрешности и недоработки.
С другой стороны, в небольших командах хорошо разработанная технология имеет особое значение. Ведь члены команды не могут посвятить все свое время кропотливой бумажной работе. Наоборот, они проводят основную часть времени за разработкой и программированием системы, поэтому хорошие средства поддержки окажутся удачным подспорьем и повысят производительность труда. В больших проектах базовый уровень технологического процесса важен для управления потоком информации. Парадоксально, но при этом снижается влияние средств поддержки высокого уровня. Члены команды, стараясь понять различные компоненты системы, больше времени тратят на общение, чем на сам процесс программирования. Именно это, а не средства разработки, оказывается доминирующим фактором, влияющим на их производительность.
Факторы, положенные в основу прямоугольника на рис, 27.2, наиболее критичны. Качество продукта пострадает в любом случае, как только будет неправильно произведен расчет средств на выполнение проекта (независимо от его размера) либо будет представлен нереальный график работ, что сделает невозможным своевременное выполнение проекта. Для успешной реализации проекта необходимо достаточное количество материальных и временных ресурсов. В противном случае проект может спасти только высококвалифицированный и преданный персонал. И даже тогда при остром дефиците средств может пострадать качество конечного продукта.
Довольно часто оказывается, что причина появления на рынке программных продуктов низкого качества кроется отнюдь не в слабом управлении, плохо налаженном производстве или необученном персонале. Причина в другом: компании борются за выживание. Чтобы заполучить контракт на разработку программного продукта, многие компании дают заниженную оценку затрат. Назначение заниженной "выигрышной" цены – это необратимое следствие системы конкуренции. Поэтому неудивительно, что контроль качества товаров в таких условиях оказывается нелегкой задачей.
- З курсу
- З курсу
- Содержание
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения 10
- Часть II. Требования к программному обеспечению 33
- Часть III. Моделирование программного обеспечения 52
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения 124
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения 145
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения 192
- Предисловие
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения
- 1. Введение в программную инженерию
- 1.1. Вопросы и ответы об инженерии программного обеспечения
- 1.2. Профессиональные и этические требования к специалистам по программному обеспечению
- 2. Системотехника вычислительных систем
- 2.1. Интеграционные свойства систем
- 2.2. Система и ее окружение
- 2.3. Моделирование систем
- 2.4. Процесс создания систем
- 2.5. Приобретение систем
- 3. Процесс создания программного обеспечения
- 3.1. Модели процесса создания программного обеспечения
- 3.2. Итерационные модели разработки программного обеспечения
- 3.3. Спецификация программного обеспечения
- 3.4. Проектирование и реализация программного обеспечения
- 3.5. Эволюция программных систем
- 3.6. Автоматизированные средства разработки программного обеспечения
- 4. Технологии производства программного обеспечения
- Часть II. Требования к программному обеспечению
- 5. Требования к программному обеспечению
- 5.1. Функциональные и нефункциональные требования
- 5.2. Пользовательские требования
- 5.3. Системные требования
- 5.4. Документирование системных требований
- 6. Разработка требований
- 6.1. Анализ осуществимости
- 6.2. Формирование и анализ требований
- 6.3. Аттестация требований
- 6.4. Управление требованиям
- 7. Матрица требований. Разработка матрицы требований
- Часть III. Моделирование программного обеспечения
- 8. Архитектурное проектирование
- 8.1. Структурирование системы
- 8.2. Модели управления
- 8.3. Модульная декомпозиция
- 8.4. Проблемно-зависимые архитектуры
- 9. Архитектура распределенных систем
- 9.1. Многопроцессорная архитектура
- 9.2. Архитектура клиент/сервер
- 9.3. Архитектура распределенных объектов
- 9.4. Corba
- 10. Объектно-ориентированное проектирование
- 10.1. Объекты и классы объектов
- 10.2. Процесс объектно-ориентированного проектирования
- 10.2.1. Окружение системы и модели ее использования
- 10.2.2. Проектирование архитектуры
- 10.2.3. Определение объектов
- 10.2.4. Модели архитектуры
- 10.2.5. Специфицирование интерфейсов объектов
- 10.3. Модификация системной архитектуры
- 11. Проектирование систем реального времени
- 11.1. Проектирование систем реального времени
- 11.2. Управляющие программы
- 11.3. Системы наблюдения и управления
- 11.4. Системы сбора данных
- 12. Проектирование с повторным использованием компонентов
- 12.1. Покомпонентная разработка
- 12.2. Семейства приложений
- 12.3. Проектные паттерны
- 13. Проектирование интерфейса пользователя
- 13.1. Принципы проектирования интерфейсов пользователя
- 13.2. Взаимодействие с пользователем
- 13.3. Представление информации
- 13.4. Средства поддержки пользователя
- 13.5. Оценивание интерфейса
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения
- 14. Жизненный цикл программного обеспечения: модели и их особенности
- 14.1. Каскадная модель жизненного цикла
- 14.2. Эволюционная модель жизненного цикла
- 14.2.1. Формальная разработка систем
- 14.2.2. Разработка программного обеспечения на основе ранее созданных компонентов
- 14.3. Итерационные модели жизненного цикла
- 14.3.1 Модель пошаговой разработки
- 14.3.2 Спиральная модель разработки
- 15. Методологические основы технологий разработки программного обеспечения
- 16. Методы структурного анализа и проектирования программного обеспечения
- 17. Методы объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения. Язык моделирования uml
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения
- 18. Документирование этапов разработки программного обеспечения
- 19. Планирование проекта
- 19.1 Уточнение содержания и состава работ
- 19.2 Планирование управления содержанием
- 19.3 Планирование организационной структуры
- 19.4 Планирование управления конфигурациями
- 19.5 Планирование управления качеством
- 19.6 Базовое расписание проекта
- 20. Верификация и аттестация программного обеспечения
- 20.1. Планирование верификации и аттестации
- 20.2. Инспектирование программных систем
- 20.3. Автоматический статический анализ программ
- 20.4. Метод "чистая комната"
- 21. Тестирование программного обеспечения
- 21.1. Тестирование дефектов
- 21.1.1. Тестирование методом черного ящика
- 21.1.2. Области эквивалентности
- 21.1.3. Структурное тестирование
- 21.1.4. Тестирование ветвей
- 21.2. Тестирование сборки
- 21.2.1. Нисходящее и восходящее тестирование
- 21.2.2. Тестирование интерфейсов
- 21.2.3. Тестирование с нагрузкой
- 21.3. Тестирование объектно-ориентированных систем
- 21.3.1. Тестирование классов объектов
- 21.3.2. Интеграция объектов
- 21.4. Инструментальные средства тестирования
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения
- 22. Управление проектами
- 22.1. Процессы управления
- 22.2. Планирование проекта
- 22.3. График работ
- 22.4. Управление рисками
- 23. Управление персоналом
- 23.1. Пределы мышления
- 23.1.1. Организация человеческой памяти
- 23.1.2. Решение задач
- 23.1.3. Мотивация
- 23.2. Групповая работа
- 23.2.1. Создание команды
- 23.2.2. Сплоченность команды
- 23.2.3. Общение в группе
- 23.2.4. Организация группы
- 23.3. Подбор и сохранение персонала
- 23.3.1. Рабочая среда
- 23.4. Модель оценки уровня развития персонала
- 24. Оценка стоимости программного продукта
- 24.1. Производительность
- 24.2. Методы оценивания
- 24.3. Алгоритмическое моделирование стоимости
- 24.3.1. Модель сосомо
- 24.3.2. Алгоритмические модели стоимости в планировании проекта
- 24.4. Продолжительность проекта и наем персонала
- 25. Управление качеством
- 25.1. Обеспечение качества и стандарты
- 25.1.1. Стандарты на техническую документацию
- 25.1.2. Качество процесса создания программного обеспечения и качество программного продукта
- 25.2. Планирование качества
- 25.3. Контроль качества
- 25.3.1. Проверки качества
- 25.4. Измерение показателей программного обеспечения
- 25.4.1. Процесс измерения
- 25.4.2. Показатели программного продукта
- 26. Надежность программного обеспечения
- 26.1. Обеспечение надежности программного обеспечения
- 26.1.1 Критические системы
- 26.1.2. Работоспособность и безотказность
- 26.1.3. Безопасность
- 26.1.4. Защищенность
- 26.2. Аттестация безотказности
- 26.3. Гарантии безопасности
- 26.4. Оценивание защищенности программного обеспечения
- 27. Совершенствование производства программного обеспечения
- 27.1. Качество продукта и производства
- 27.2. Анализ и моделирование производства
- 27.2.1. Исключения в процессе создания по
- 27.3. Измерение производственного процесса
- 27.4. Модель оценки уровня развития
- 27.4.1. Оценивание уровня развития
- 27.5. Классификация процессов совершенствования