12.1. Покомпонентная разработка
Метод покомпонентной разработки ПО с повторным использованием компонентов появился в конце 1990-х годов как альтернатива объектно-ориентированному подходу к разработке систем, который не привел к повсеместному повторному использованию программных компонентов, как предполагалось изначально. Отдельные классы объектов оказались слишком детализированными и специфическими: их требовалось связывать с приложением либо во время компиляции, либо при компоновке системы. Использование классов обычно предполагает наличие детальных данных о классах, что делает доступным исходный код, но для коммерческих продуктов исходный код открыт очень редко. Несмотря на ранние оптимистические прогнозы, значительное развитие рынка отдельных программных объектов и компонентов так и не состоялось.
Компоненты более абстрактны, чем классы объектов. Поэтому их можно считать независимыми поставщиками сервисов. Если система запрашивает какой-либо сервис, вызывается компонент, предоставляющий этот сервис независимо от того, где выполняется компонент и на каком языке написан. Примером простейшего компонента может быть отдельная математическая функция, вычисляющая, например, квадратный корень числа. Для вычисления квадратного корня программа вызывает компонент, который может выполнить данное вычисление. На другом конце масштабной линейки компонентов находятся системы, которые предоставляют полный вычислительный сервис.
Взгляд на компонент как на поставщика сервисов определяется двумя основными характеристиками компонентов, допускающими их повторное использование.
1. Компонент – это независимо выполняемый программный объект. Исходный код компонента может быть недоступен, поэтому такой компонент не компилируется совместно с другими компонентами системы.
2. Компоненты объявляют свой интерфейс и все взаимодействия с ними осуществляются с его помощью. Интерфейс компонента описывается в терминах параметризованных операций, а внутреннее состояние компонента всегда скрыто.
Компоненты определяются через свои интерфейсы. В большинстве случаев компоненты можно описать в виде двух взаимосвязанных интерфейсов, как показано на рис. 12.2.
• Интерфейс поставщика сервисов, который определяет сервисы, предоставляемые компонентом.
• Интерфейс запросов, который определяет, какие сервисы доступны компоненту из системы, использующей этот компонент.
Рис. 12.2. Интерфейсы компонента
В качестве примера рассмотрим компонент (рис. 12.3), который предоставляет сервисы вывода документов на печать. В нашем примере поддерживаются следующие сервисы: печать документов, просмотр состояния очереди на конкретном принтере, регистрация и удаление принтеров из системы, передача документа с одного принтера на другой и удаление документа из очереди на печать. Очень важно, чтобы компьютерная платформа, на которой исполняется компонент, предоставляла сервис (назовем его ФайлОпПринтер), позволяющий извлечь файл описания принтера, и сервис КомПринтер, передающий команды на конкретный принтер.
Рис. 12.3. Компонент службы печати
Компоненты могут существовать на разных уровнях абстракции – от простой библиотечной подпрограммы до целых приложений, таких как Microsoft Excel.
1. Функциональная абстракция. Компонент реализует отдельную функцию, например математическую. В сущности, интерфейсом поставщика сервисов здесь является сама функция.
2. Бессистемная группировка. В данном случае компонент – это набор слабо связанных между собой программных объектов и подпрограмм, например объявлений данных, функций и т.п. Интерфейс поставщика сервисов состоит из названий всех объектов в группировке.
3. Абстракции данных. Компонент является абстракцией данных или классом, описанным на объектно-ориентированном языке. Интерфейс поставщика сервисов состоит из методов (операций), обеспечивающих создание, изменение и получение доступа к абстракции данных.
4. Абстракции кластеров. Здесь компонент – это группа связанных классов, работающих совместно. Такие компоненты иногда называют структурой. Интерфейс поставщика сервисов является композицией всех интерфейсов объектов, составляющих структуру (см. раздел 12.1.1).
5. Системные абстракции. Компонент является полностью автономной системой. Повторное использование абстракций системного уровня иногда называют повторным использованием коммерческих продуктов. Интерфейсом поставщика сервисов на этом уровне является так называемый программный интерфейс приложений (Application Programming Interface – API), который предоставляет доступ к системным командам и методам.
Подход покомпонентной разработки систем можно интегрировать в общий процесс создания ПО путем добавления специальных этапов, на которых отбираются и адаптируются повторно используемые компоненты (рис. 12.4). Проектировщики системы разрабатывают системную архитектуру на высоком уровне абстракции, составляя спецификации системных компонентов. В дальнейшем эти спецификации используются для поиска повторно используемых компонентов. Они включаются в систему либо на уровне системной архитектуры, либо на более низких детализированных уровнях.
Рис. 12.4. Интеграция повторного использования компонентов в процесс разработки ПО
Хотя такой подход может привести к значительному увеличению количества повторно используемых компонентов, он, в сущности, противоположен подходу, применяемому в других инженерных дисциплинах, где процесс проектирования подчинен идее повторного использования. Перед началом этапа проектирования разработчики выполняют поиск компонентов, подходящих для повторного использования. Системная архитектура строится на основе уже имеющихся (готовых) компонентов (рис. 12.5).
Рис. 12.5. Процесс проектирования с повторным использованием компонентов
В данном случае требования к системе изменяются с учетом имеющихся компонентов, выбранных для повторного использования. Системная архитектура также базируется на имеющихся компонентах. Конечно, такой подход предполагает определенные компромиссы в реализации требований. Хотя такая система может оказаться менее эффективной, чем система, разработанная без повторного использования компонентов, этот недостаток компенсируется более низкой стоимостью разработки, более высокими темпами создания системы и ее повышенной надежностью.
Обычно покомпонентный процесс реализации системы является либо процессом макетирования (прототипирования), либо процессом пошаговой разработки. Вместе с библиотеками компонентов можно использовать стандартные языки программирования, например Java. Альтернативой ему (и более распространенным языком) является язык сценариев, который специально разработан для интегрирования повторно используемых компонентов и обеспечивает быструю разработку программ.
Первым языком сценариев, разработанным для интеграции повторно используемых компонентов, был Unix shell. После него разработано множество других языков сценариев, например Visual Basic и TCL/TK. Пожалуй, главной проблемой, связанной с покомпонентной разработкой систем, является их сопровождение и модернизация. При изменении требований к системе часто в компоненты необходимо внести изменения, соответствующие новым требованиям, однако в большинстве случаев это невозможно, поскольку исходный код компонентов недоступен. Также, как правило, не подходит альтернативный вариант: замена одного компонента другим. Таким образом, необходима дополнительная работа по адаптации повторно используемых компонентов, что приводит к повышению стоимости обслуживания системы. Однако, поскольку разработка с повторным использованием компонентов позволяет быстрее создавать ПО, организации согласны оплачивать дополнительные расходы на сопровождение и модернизацию систем.
- З курсу
- З курсу
- Содержание
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения 10
- Часть II. Требования к программному обеспечению 33
- Часть III. Моделирование программного обеспечения 52
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения 124
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения 145
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения 192
- Предисловие
- Часть I. Инженерные основы программного обеспечения
- 1. Введение в программную инженерию
- 1.1. Вопросы и ответы об инженерии программного обеспечения
- 1.2. Профессиональные и этические требования к специалистам по программному обеспечению
- 2. Системотехника вычислительных систем
- 2.1. Интеграционные свойства систем
- 2.2. Система и ее окружение
- 2.3. Моделирование систем
- 2.4. Процесс создания систем
- 2.5. Приобретение систем
- 3. Процесс создания программного обеспечения
- 3.1. Модели процесса создания программного обеспечения
- 3.2. Итерационные модели разработки программного обеспечения
- 3.3. Спецификация программного обеспечения
- 3.4. Проектирование и реализация программного обеспечения
- 3.5. Эволюция программных систем
- 3.6. Автоматизированные средства разработки программного обеспечения
- 4. Технологии производства программного обеспечения
- Часть II. Требования к программному обеспечению
- 5. Требования к программному обеспечению
- 5.1. Функциональные и нефункциональные требования
- 5.2. Пользовательские требования
- 5.3. Системные требования
- 5.4. Документирование системных требований
- 6. Разработка требований
- 6.1. Анализ осуществимости
- 6.2. Формирование и анализ требований
- 6.3. Аттестация требований
- 6.4. Управление требованиям
- 7. Матрица требований. Разработка матрицы требований
- Часть III. Моделирование программного обеспечения
- 8. Архитектурное проектирование
- 8.1. Структурирование системы
- 8.2. Модели управления
- 8.3. Модульная декомпозиция
- 8.4. Проблемно-зависимые архитектуры
- 9. Архитектура распределенных систем
- 9.1. Многопроцессорная архитектура
- 9.2. Архитектура клиент/сервер
- 9.3. Архитектура распределенных объектов
- 9.4. Corba
- 10. Объектно-ориентированное проектирование
- 10.1. Объекты и классы объектов
- 10.2. Процесс объектно-ориентированного проектирования
- 10.2.1. Окружение системы и модели ее использования
- 10.2.2. Проектирование архитектуры
- 10.2.3. Определение объектов
- 10.2.4. Модели архитектуры
- 10.2.5. Специфицирование интерфейсов объектов
- 10.3. Модификация системной архитектуры
- 11. Проектирование систем реального времени
- 11.1. Проектирование систем реального времени
- 11.2. Управляющие программы
- 11.3. Системы наблюдения и управления
- 11.4. Системы сбора данных
- 12. Проектирование с повторным использованием компонентов
- 12.1. Покомпонентная разработка
- 12.2. Семейства приложений
- 12.3. Проектные паттерны
- 13. Проектирование интерфейса пользователя
- 13.1. Принципы проектирования интерфейсов пользователя
- 13.2. Взаимодействие с пользователем
- 13.3. Представление информации
- 13.4. Средства поддержки пользователя
- 13.5. Оценивание интерфейса
- Часть IV. Технологии разработки программного обеспечения
- 14. Жизненный цикл программного обеспечения: модели и их особенности
- 14.1. Каскадная модель жизненного цикла
- 14.2. Эволюционная модель жизненного цикла
- 14.2.1. Формальная разработка систем
- 14.2.2. Разработка программного обеспечения на основе ранее созданных компонентов
- 14.3. Итерационные модели жизненного цикла
- 14.3.1 Модель пошаговой разработки
- 14.3.2 Спиральная модель разработки
- 15. Методологические основы технологий разработки программного обеспечения
- 16. Методы структурного анализа и проектирования программного обеспечения
- 17. Методы объектно-ориентированного анализа и проектирования программного обеспечения. Язык моделирования uml
- Часть V. Письменная коммуникация. Документирование проекта Программного обеспечения
- 18. Документирование этапов разработки программного обеспечения
- 19. Планирование проекта
- 19.1 Уточнение содержания и состава работ
- 19.2 Планирование управления содержанием
- 19.3 Планирование организационной структуры
- 19.4 Планирование управления конфигурациями
- 19.5 Планирование управления качеством
- 19.6 Базовое расписание проекта
- 20. Верификация и аттестация программного обеспечения
- 20.1. Планирование верификации и аттестации
- 20.2. Инспектирование программных систем
- 20.3. Автоматический статический анализ программ
- 20.4. Метод "чистая комната"
- 21. Тестирование программного обеспечения
- 21.1. Тестирование дефектов
- 21.1.1. Тестирование методом черного ящика
- 21.1.2. Области эквивалентности
- 21.1.3. Структурное тестирование
- 21.1.4. Тестирование ветвей
- 21.2. Тестирование сборки
- 21.2.1. Нисходящее и восходящее тестирование
- 21.2.2. Тестирование интерфейсов
- 21.2.3. Тестирование с нагрузкой
- 21.3. Тестирование объектно-ориентированных систем
- 21.3.1. Тестирование классов объектов
- 21.3.2. Интеграция объектов
- 21.4. Инструментальные средства тестирования
- Часть VI. Управление проектом программного обеспечения
- 22. Управление проектами
- 22.1. Процессы управления
- 22.2. Планирование проекта
- 22.3. График работ
- 22.4. Управление рисками
- 23. Управление персоналом
- 23.1. Пределы мышления
- 23.1.1. Организация человеческой памяти
- 23.1.2. Решение задач
- 23.1.3. Мотивация
- 23.2. Групповая работа
- 23.2.1. Создание команды
- 23.2.2. Сплоченность команды
- 23.2.3. Общение в группе
- 23.2.4. Организация группы
- 23.3. Подбор и сохранение персонала
- 23.3.1. Рабочая среда
- 23.4. Модель оценки уровня развития персонала
- 24. Оценка стоимости программного продукта
- 24.1. Производительность
- 24.2. Методы оценивания
- 24.3. Алгоритмическое моделирование стоимости
- 24.3.1. Модель сосомо
- 24.3.2. Алгоритмические модели стоимости в планировании проекта
- 24.4. Продолжительность проекта и наем персонала
- 25. Управление качеством
- 25.1. Обеспечение качества и стандарты
- 25.1.1. Стандарты на техническую документацию
- 25.1.2. Качество процесса создания программного обеспечения и качество программного продукта
- 25.2. Планирование качества
- 25.3. Контроль качества
- 25.3.1. Проверки качества
- 25.4. Измерение показателей программного обеспечения
- 25.4.1. Процесс измерения
- 25.4.2. Показатели программного продукта
- 26. Надежность программного обеспечения
- 26.1. Обеспечение надежности программного обеспечения
- 26.1.1 Критические системы
- 26.1.2. Работоспособность и безотказность
- 26.1.3. Безопасность
- 26.1.4. Защищенность
- 26.2. Аттестация безотказности
- 26.3. Гарантии безопасности
- 26.4. Оценивание защищенности программного обеспечения
- 27. Совершенствование производства программного обеспечения
- 27.1. Качество продукта и производства
- 27.2. Анализ и моделирование производства
- 27.2.1. Исключения в процессе создания по
- 27.3. Измерение производственного процесса
- 27.4. Модель оценки уровня развития
- 27.4.1. Оценивание уровня развития
- 27.5. Классификация процессов совершенствования