5.4.5. Обработка результатов испытаний
Современные испытания качества сложных систем обработки информации позволяют получить большое количество данных. Достаточно полный их анализ представляет сложную методическую и техническую задачу. Поэтому обработка и оценивание результатов должны осуществляться иерархически и дифференцированно. При избытке контролируемых величин снижается общее быстродействие имитаторов и ПС в результате затрат времени на контроль и регистрацию. В каждом конкретном случае необходимо стремиться к компромиссу между полнотой промежуточных данных тестирования и удобством анализа обобщенных результатов.
Селекция результатов испытаний может основываться на стратегии контроля функционирования программ снизу вверх, т.е. от анализа исполнения отдельных операторов программы и далее до стохастических результатов функционирования ПС в динамике реального времени. При этом регистрируется избыточное количество данных, из которых затем должен отбираться необходимый для анализа минимум. Может использоваться стратегия сверху вниз, т.е. упорядоченное иерархическое выделение в первую очередь обобщенных результатов функционирования программ с последующим уточнением регистрируемых и анализируемых результатов вплоть до детального контроля исполнения отмеченных программных модулей и отдельных операторов. В этом случае регистрируются только те данные, которые необходимы для анализа в конкретном сеансе тестирования.
При обеих стратегиях необходимо иметь возможность управлять объемом в виде выделяемой и регистрируемой информации в зависимости от целей испытаний. Данные, получаемые и выделяемые в процессе испытаний характеристик ПС, можно разделить на следующие группы:
данные, отражающие исходную тестовую информацию и выходные результаты испытаний;
маршруты исполнения программных компонентов и их операторов при некоторых фиксированных тестовых данных;
аномальные события, сбои, отказы и данные, характеризующиеся отклонением результатов тестирования от эталонов за допустимые пределы и ограничения;
характеристики использования различных ресурсов ЭВМ.
Вызовы регистрирующих программ должны подчиняться определенной системе контроля динамического функционирования ПС при исходной гипотезе, что некоторые дефекты в программах и данных могут проявиться на любой стадии испытаний и/или применения комплекса программ. Однако количество вызовов регистрирующих программ и контроля промежуточных результатов, требующих нарушения целостности функционирования программ, следует ограничивать, учитывая допустимые расходы ресурсов времени на их реализацию.
Зарегистрированные и обработанные результаты испытаний должны использоваться для соответствия полученных значений характеристик ПС заданным требованиям. При выявлении их отклонения от требований заказчика должны разрабатываться изменения программ для устранения несоответствия. Для этого все этапы тестирования и испытаний ПС должны быть поддержаны системой конфигурационного управления версиями программных компонентов.
Средства накопления сообщений об отказах, ошибках, предложениях на изменения, выполненных корректировках и оцененных характеристиках качества версий являются основными для конфигурационного управления развитием и совершенствованием комплекса программ и содержанием базы данных испытаний. В этой БД должны собираться сведения, состоящие из следующих основных частей:
данные об отказах, дефектах и ошибках, условиях их проявления и характеристиках обнаруживающих тестов, а также предложения на изменение программ, подлежащие анализу и выделению тех из них, для которых будут разрабатываться корректировки программ;
разработанные изменения программ, отобранные группой конфигурационного управления для проведения корректировок в очередной версии ПС;
характеристики, субхарактеристики и атрибуты качества базовых версий и набор изменений, выполненных в каждой из них;
характеристики и параметры пользователей, которым переданы для использования соответствующие версии ПС и особенности среды эксплуатации у них.
- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29