1. Оперативное управление технологическими процессами с прогнозом показателей энергетической эффективности16
Автоматизированные системы мониторинга и управления технологическими процессами (ТП) играют ключевую роль в повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В настоящее время данный класс автоматизированных систем управления строится на основе распределенных вычислительных сетей, оснащенных на нижнем уровне датчиками параметров режимов ТП, интегрированных на верхнем уровне в корпоративные системы предприятий17. Несмотря на большие успехи, достигнутые в настоящее время при построении АСУ ТП, существует целый ряд нерешенных проблем, связанных непосредственно с оперативным управлением экономичностью ТП. Дело в том, что в рамках АСУ хорошо решены задачи, связанные с непрерывным мониторингом параметров режимов и диспетчеризацией режимов ТП. Задачи же управления экономичностью ТП решаются в основном на основе обработки статистики, поэтому носят неоперативный характер. Отсутствие информации о текущих значениях показателей энергетической эффективностью управляемых процессов снижает эффективность управления ими. Поэтому является актуальной задача разработки моделей и методов оперативного управления ТП с прогнозом текущих значений показателей энергетической эффективности.
Базовыми показателями эффективности ТП являются следующие:
– прямой показатель энергетической эффективности – количество выпущенной продукции, соотнесенной на единицу затраченных энергетических ресурсов
; (1.1)
– инверсный показатель – энергоемкость выпускаемой продукции
. (1.2)
Здесь Р ср – средний объем выпущенной продукции за период наблюдения; W ср – средний объем потребленных ТЭР за период наблюдения.
Средний объем потребленных ТЭР определятся по формуле:
, (1.3)
где – среднее значение i–го потребленного ресурса; – переводной коэффициент к единой размерности объема потребляемого ресурса (обычно тонн условного топлива).
Используемый оператор усреднения в формулах (1.1)–(1.3) обычно имеет вид:
, (1.4)
где Тн – интервал наблюдения.
Недостаток соотношений (1.1)–(1.4) состоит в том, что они дают усредненные значения показателей эффективности за определенный период наблюдения, в то время как для оперативного управления целесообразно знать текущие значения показателей эффективности.
При этом непосредственное использование формул (1.1)–(1.3) не позволяет оценивать показатели в реальном времени, так как они ориентированы на решение задач статистической отчетности. Применение же этих формул для оценки текущих показателей эффективности приводит к некорректной постановке задачи оценки, при которой отклонения в исходных данных вызывают большие отклонения оцениваемых показателей.
Действительно, подача импульса ТЭР на вход технологического объекта управления (ТОУ) не приводит к мгновенному изменению выпускаемой продукции на выходе, вследствие инерционности ТП. Поэтому расчет по формулам (1.1)–(1.3) при подаче импульса ТЭР будет показывать резкое ухудшение эффективности технологического процесса в начальный период, что в общем случае не соответствует действительности. Реальная же ситуация состоит в том, что импульс ТЭР вследствие инерционности ТП «не дошел» еще до выхода. Поэтому для корректного вычисления текущей оценки показателей эффективности необходимо осуществить динамическое приведение импульса ТЭР на входе ТОУ к его выходу. Для динамического приведения можно использовать переходные функции по импульсу ТЭР на объем выходной продукции.
Предположим, что для импульсов по видам ТЭР получено множество переходных функций . Тогда оператор динамического приведения i-го импульса к выходу объекта будет иметь вид:
, (1.5)
где – i-ая нормированная переходная функция.
Нормированные переходные функции вычисляются по формулам:
. (1.6)
Формула (1.5) характеризует условную динамику «прохождения» импульса ТЭР на выход ТОУ при условии отсутствия потерь ТЭР.
Соотношение (1.5) справедливо для линеаризованных стационарных динамических систем и представляет собой вид реакции стационарной динамической системы на входное воздействие.
Используя операции динамического приведения, можно рассчитать текущий объем потребляемых ТЭР, приведенных к выходу ТОУ:
, (1.7)
где – приращение импульса потребляемых ТЭР.
В этом случае показатели эффективности ТП (1.1), (1.2) формулируются в виде:
; (1.8)
, (1.9)
где , Wб – базовое значение потребляемых ТЭР.
Оценки показателей энергетической эффективности ТП в соответствии с формулами (1.8), (1.9) являются запаздывающими. Для цели оперативного управления необходимо иметь прогнозные оценки показателей эффективности.
Для вычисления прогнозных оценок показателей эффективности воспользуемся идеей динамического приведения импульса ТЭР на входе ТОУ к его выходу, но в инверсном смысле – динамического приведения импульса выпуска продукции на выходе ко входу ТОУ.
Обратная задача динамического приведения импульса выпуска продукции на выходе ко входу ТОУ может быть выполнена на основе решения интегрального уравнения:
. (1.10)
Здесь ΔP(t) – текущее приращение объема выпуска продукции; ΔРпр(t) – приращение приведенного значения объема выпуска продукции ко входу ТОУ; – агрегированная нормированная переходная функция по суммарному импульсу ТЭР ΔW(t) на входе ТОУ.
Нормирование переходной функции происходит по формуле
. (1.11)
Исходным уравнением при выводе формулы (1.10) является уравнение реакции ТОУ на импульсы ТЭР на его входах:
. (1.12)
Эквивалентные преобразования уравнения (1.12) осуществляется на основе соотношений:
– перевода объема потребленного топлива из натуральных показателей в условное топливо:
; (1.13)
– долевой составляющей i-го вида ТЭР в объем Р выпускаемой продукции:
. (1.14)
где – базовая энергоемкость выпускаемой продукции по i-му виду ТЭР.
В результате агрегированная переходная функция ТОУ будет иметь вид:
. (1.15)
На основе решения уравнений (1.10) в реальном времени можно оценить прогнозные значения показателей энергетической эффективности:
; (1.16)
. (1.17)
Рассмотрим условия эквивалентности определения текущих показателей эффективности ТП и средних показателей (1.1), (1.2). С этой целью будем полагать, что
, (1.18)
, (1.19)
, (1.20)
, (1.21)
где Р б – базовое значение объема выпущенной продукции; W б – базовое значение объема потребленных ТЭР; ΔР ср – отклонение среднего значения объема выпущенной продукции от соответствующего базового значения; ΔW ср – отклонение среднего значения объема потребленных ТЭР от соответствующего базового значения; ΔР – отклонение текущего значения объема выпущенной продукции от соответствующего базового значения; ΔW пр – отклонение текущего значения приведенного объема потребленных ТЭР от соответствующего базового значения.
С учетом (1.18)–(1.21) отклонения показателей эффективности от базовых значений будут определяться по следующим аналитическим соотношениям:
, (1.22)
, (1.23)
где φб – базовое значение прямого показателя эффективности ТП; ωб – базовое значение энергоемкости ТП.
Применяя операцию усреднения (1.4) к соотношениям (1.22), (1.23), получим
, (1.24)
. (1.25)
Для текущих значений отклонений показателей эффективности (1.8), (1.9) получим следующие соотношения:
, (1.26)
. (1.27)
Применим операцию усреднения к соотношениям (1.26), (1.27):
, (1.28)
. (1.29)
Для равенства соотношений (1.24), (1.25) и (1.28), (1.29) необходимо, чтобы
. (1.30)
Можно показать, что если для динамического приведения (1.5) использовать переходные функции, нормированные по формуле (1.6), то .
Таким образом, соотношения (1.5) и (1.30) определяют условия динамического приведения входных процессов потребления ТЭР к выходу ТОУ.
Аналогичным образом можно показать, что условием динамического приведения (1.10) выходного ТП производства продукции ко входу ТОУ является условие:
. (1.31)
Условие (1.31) выполняется при нормированной переходной функции (1.11).
Вычисления прогнозной оценки на основе решения уравнения (1.10) могут представлять серьезные вычислительные трудности. Особенно это относится к ТОУ с запаздывающими динамическими процессами. В этих случаях целесообразно использовать упреждающие оценки показателей эффективности.
Упреждающие оценки показателей эффективности можно построить на основе введения такта запаздывания τ при построении оценок.
В этом случае осуществляется частичное динамическое приведение процессов подачи ТЭР на входе объекта с задержкой на такт запаздывания τ:
, (1.32)
где А – коэффициент нормирования: А = h(τ).
Для процесса выработки продукции Р(t) также осуществляется частичное динамическое приведение с интервалом прогноза (Тр – τ), где Тр – время переходного процесса по агрегированной переходной функции hp(t). В этом случае осуществляется решение уравнения
. (1.33)
Упреждающие оценки показателей энергетической эффективности определяются на основе соотношений:
; (1.34)
. (1.35)
Выбор такта запаздывания τ осуществляется из условий разрешимости уравнения (1.33), а также эффективности процесса оперативного управления.
Для решения уравнения (1.10) в реальном времени можно также воспользоваться процедурой регуляризации.
В этом случае уравнение (1.10) имеет вид
, (1.36)
где – коэффициент регуляризации.
Уравнение (1.36) можно интерпретировать как систему автоматического регулирования. Структура указанной системы регулирования представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1
Здесь НPн – передаточная функция, соответствующая переходной функции hP(t).
Схему на рис. 1.1 можно рассматривать как структуру прогнозирующего фильтра, вычисляющего прогнозные оценки ΔPпр(t) по результатам измерений ΔP(t). Интерпретация прогнозирующего фильтра (рис. 1.1) как системы регулирования с обратной связью позволяет применить весь арсенал средств обеспечения качества процессов регулирования, разработанный в рамках теории автоматического управления, для синтеза указанного фильтра.
Построенные оценки текущих значений показателей эффективности ТП могут быть использованы в системах автоматизированного мониторинга для оперативного контроля энергетической эффективности технологических процессов.
Рассмотрим задачу текущей оптимизации режимов ТП.
Рабочие характеристики ТП будем представлять в виде:
. (1.37)
Здесь – базовые рабочие характеристики ТП, определяющие зависимость объема иi потребляемого ТЭР i-го вида от объемов выпускаемой продукции р1, р2, … при номинальных значениях режимных параметров хj и возмущающих факторов zk.
Рабочие характеристики ТП обычно определяются на основе испытаний. Типичный вид рабочей характеристики для двумерной задачи приведен на рис. 1.2.
Коэффициенты аij зависимости (1.37) характеризуют поправки рабочей характеристики на отклонения от номинальных режимов.
При оперативном управлении ТП требуемый объем производимой продукции, как правило, задан, исходя из производственной программы предприятия, и задача оперативного управления состоит в оптимизации расхода ресурсов на производство требуемого объема выпускаемой продукции.
Рис. 1.2
Формально постановка задачи оптимального управления состоит в следующем. Найти минимум энергоемкости выпускаемой продукции на основе выбора оптимальных значений потребляемых ресурсов и режимных факторов:
;
;
;
, (1.38)
где рi,т – требуемое значение объема i-ой выпускаемой продукции.
Задача (1.38) решается известными методами математического программирования18. При нелинейном характере зависимости (1.37) от режимных факторов задача оптимизации решается итерационно с линеаризацией в окрестности текущего решения.
В результате решения задачи (1.38) определяются оптимальные значения необходимых объемов ресурсов иopt(t) и режимных факторов xopt(t).
В итоге, схема системы оперативного управления ТП с контуром оптимального управления по показателям энергетической эффективности представлена на рис. 1.3.
Рис. 1.3
На рис. 1.3 введены следующие обозначения: ТОУ – технологический объект управления; R – блок регуляторов параметров ТП; Opt – подсистема оптимизации, вырабатывающая оптимальные значения уставок системы автоматического регулирования режимных параметров технологического объекта; Mon – подсистема мониторинга показателей эффективности ТП.
Построенная схема оперативного управления ТП (рис. 1.3) имеет достаточно общий характер и может быть использована для оптимизации управления технологическими процессами широкого класса по критериям энергетической эффективности.
- Автоматизированные информационно-управляющие системы Учебное пособие
- Оглавление
- Часть I. Автоматизированные информационно-управляющие системы Основные понятия
- Глава 1. Информационно-управляющие системы реального времени §1.1. Особенности информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.1. Определение и основные характеристики информационно-управляющих систем реального времени
- 1.1.2. Операционные системы реального времени
- 1.1.3. Обзор систем реального времени
- §1.2. Построение информационно-управляющих систем реального времени на базе операционной системы qnx
- §1.3. Scada – системы
- §1.4. Scada – система trace mode
- 1.4.1. Обзор системы trace mode
- 1.4.2. Функциональная структура пакета
- 1.4.3. Обзор внедрения системы trace mode
- §1.5. Программно-технический комплекс DeltaV
- 1.5.1. Обзор системы DeltaV
- 1.5.2. Концепции системы DeltaV
- 1.5.3. Программные приложения DeltaV
- §1.6. Программно-технический комплекс Квинт
- 1.6.1. Описание
- 1.6.2. Структура программно-технического комплекса Квинт
- 1.6.3. Архитектура
- 1.6.4. Контроллеры
- 1.6.5. Рабочие станции
- 1.6.6. Сети
- 1.6.7. Система автоматизированного проектирования асу тп
- 1.6.8. Примеры внедрения
- §1.7. Системы автоматизации фирмы Siemens8
- 1.7.1. Состав программно-технического комплекса Totally Integrated Automation
- 1.7.2. Примеры автоматизации технологических процессов9
- §1.8. Системы автоматизации фирмы авв10
- 1.8.1. Основные направления деятельности
- 1.8.2. Системы управления, предлагаемые авв Автоматизация в России
- Глава 2. Обеспечивающие подсистемы информационно-управляющих систем и их характеристики §2.1. Программное обеспечение управления процессами
- 2.1.1. Реализация языков программирования стандарта мэк 6-1131/3 в системе trace mode
- 2.1.2. Описание языков программирования
- 2.1.3. Реализация регуляторов и объектов управления в scada-системе TraceMode
- §2.2. Программное обеспечение секвенциально-логического управления
- 2.2.1. Программируемые логические контроллеры
- 2.2.2. Языки программирования логических контроллеров
- 2.2.3. Пример реализации секвенциально-логических алгоритмов в trace mode
- §2.3. Средства идентификации и оптимизации
- 2.3.1. Идентификация характеристик технологических объектов
- 2.3.2. Идентификация характеристик технологических объектов с использованием стандартных методов Excel
- 2.3.3. Решение задачи оптимизация технологических объектов
- §2.4. Средства интеллектуального анализа данных
- 2.4.1. Общие представления о Data Mining13
- 2.4.2. Задачи Data Mining
- 2.4.3. Классы систем Data Mining
- 2.4.4. Основные этапы Data Mining
- Глава 3. Проектирование информационно-управляющих систем §3.1. Основные проблемы, системный подход и последовательность разработки
- §3.2. Адаптация информационно-управляющих систем к области применения
- §3.3. Информационные технологии проектирования иус
- §3.4. Концепции информационного моделирования
- Часть II. Примеры автоматизированных информационно-управляющих систем в управлении энергетической эффективностью технологических процессов
- 1. Оперативное управление технологическими процессами с прогнозом показателей энергетической эффективности16
- 2. Оперативное управление потоками энергетических ресурсов в производственных сетях с учетом динамики их аккумулирования19
- 3. Автоматизированная система диспетчерского управления теплоснабжением зданий на основе полевых технологий20
- 4. Паспортизация промышленных потребителей топливно-энергетических ресурсов с использованием средств автоматизации21
- 5. Оперативное управление экономичностью водяных тепловых сетей на основе макромоделирования22
- Подсистема автоматизированного анализа режимов теплоснабжения
- Методика анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- Программное обеспечение анализа режимов тепловых сетей на основе макромоделирования
- 6. Оперативное регулирование экономичности горения в энергетических котлах24
- 7. Автоматизированный мониторинг тепловой экономичности оборудования электрических станций 27
- Резервы тепловой экономичности котлов
- Показатели энергетических ресурсов турбоагрегатов
- Резервы тепловой экономичности турбоагрегатов
- Оптимальное использование пара
- 8. Оптимизация нагрузки параллельно работающих турбоагрегатов по данным эксплуатации при неполных исходных данных28
- Постановка задачи оптимизации
- Решение задачи оптимизации
- Программа «тг-пар»
- Пример работы программы
- 9. Автоматизированная информационная система мониторинга остаточного ресурса энергетического оборудования30
- Методика оценки обобщенного остаточного ресурса энергетического оборудования
- Алгоритм оперативной оценки обобщенного остаточного ресурса энергооборудования с учетом состояния металла
- Программное обеспечение аис «Ресурс»
- 10. Автоматизированное управление процессами в охладительных установках электрических станций35
- Факторы, влияющие на охлаждение
- Устройство и основные характеристики градирен
- Оптимизация работы башенных градирен
- 11. Автоматизированная компрессорная установка41
- Математическое описание объекта управления
- Анализ вариантов установки пароструйного компрессора для подачи пара в деаэраторы энергокорпуса
- Автоматизированная система управления пароструйным компрессором
- 12. Лингвистический подход к оптимизации управления вельц-процессом45
- Алгоритм выделения области Парето-оптимальных режимов в информационной базе данных
- Нечеткие зависимости (лингвистические правила) в управлении процессом вельцевания
- 13. Энергетический менеджмент производства огнеупоров48
- Приложение. Обзор промышленных сетей
- 1. Протокол передачи данных modbus50
- 2. Протокол передачи данных bitbus
- 3. Протокол передачи данных anbus
- 4. Протокол передачи данных hart
- 5. Протокол передачи данных profibus52
- 5.1. Независимые от поставщика взаимодействия между промышленными объектами (Fieldbus Communication).
- 5.2. Семейство profibus
- 5.3. Основные характеристики profibus-fms и profibus-dp
- 5.3.1. Архитектура протокола profibus
- 5.3.2. Физический Уровень (1) протокола profibus
- 5.4.1. Прикладной Уровень (7)
- 5.4.2. Коммуникационная модель
- 5.4.3. Объекты коммуникации
- 5.4.4. Сервисные функции fms
- 6. Полевая шина foundation Fieldbus53