49. Базы данных. Модели хранения данных.
База данных (БД) обеспечивает хранение информации и представляет со-бой поименованную совокупность данных, организованных по определенным правилам, включающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными.
Модели организации данных
Набор принципов, определяющих организацию логической структуры хранения данных в базе, получил название модели данных.
Тип модели баз данных определяется тремя компонентами:
допустимой организацией данных;
ограничениями целостности;
множеством допустимых операций.
В теории систем управления базами данных выделяют три наиболее распространённых типа моделей:
Иерархическая модель (иерархический организованный набор (рис.1)) - предусматривает поиск данных по одной из ветвей "дерева", в котором каждая вершина имеет только одну связь с вершиной более высокого уровня. Для поиска данных необходимо указать полный путь, начиная с корневого элемента.
Сетевая модель (рис. 2) допускает усложнение "дерева" без ограничения количества связей, входящих в вершину. Это позволяет строить сложные поисковые системы.
Реляционная модель - реализует табличный способ, т.е. все объекты и взаимосвязи между ними представлены с помощью таблиц. В реляционной модели таблица называется отношением, строка таблицы - кортежем, столбцы - атрибутами, но наряду с этими названиями используются альтернативные понятия (столбцы называют полями, а строки - записями). (Рис.3).
В реляционной базе данных каждая таблица должна иметь первичный ключ (ключевой элемент) - поле или комбинацию полей, которые единственным образом идентифицируют каждую строку в таблице.
Преимуществом реляционной модели данных является то, что в ней действия над данными могут быть сведены к операциям реляционной алгебры, которые выполняются над отношениями (объединение, пересечение, выборка, вычитание, декартово произведение, проекция, соединение, деление).
При проектировании базы данных необходимо создать структуру, которая обеспечивала быминимальное дублирование информации и упрощала процедуры обработки и обновления данных. Набор требований к организации данных, которые позволили бы эффективно решать перечисленные задачи, называются нормальными формами.
Для приведения таблиц к состоянию, удовлетворяющему требованию нормальных форм (нормализации данных) над ними выполняют перечисленные выше операции реляционной алгебры.
Для работы с данными, организованными в виде таблиц, был создан язык, впоследствии получивший название SQL (Structured Query Language - структурированный язык запросов). В 1986 году стал стандартом для работы с базами данных.
Именно реляционные модели положены в основу большинства работающих СУБД.
Таким образом БД - является организованной на машином носителе совокупностью взаимосвязанных данных и содержит сведения о различных сущностях одной предметной области - реальных объектах, процессах, событиях или явлениях. Реляционная БД представляет собой множество взаимосвязанных двумерных таблиц, называемых также отношениями, в каждой из которых содержатся сведения об одной сущности автоматизируемой предметной области.
Логическую структуру РБД образует совокупность реляционных таблиц, между которыми установлены логически связи.
Все данные, необходимые для решения задач в предметной области должны храниться в таблицах, причем только в одном экземпляре. Для создания таблиц, соответствующих реляционной модели, используют процесс нормализации данных - т.е. удаление из таблиц повторяющихся записей путем переноса их в новые таблицы, записи которых не содержат повторяющихся значений.
Структура РБД определяется составом полей. Каждое поле отражает определенную характеристику сущности. Поле имеет ряд свойств, которые определяются при создании таблиц.
Каждая строка таблицы является записью. Структура записи определяется составом полей. Для однозначного определения (идентификации) каждой записи таблица должна иметь уникальный (первичный) ключ. Ключ может состоять из одного или нескольких полей таблицы. Значение уникального ключа не может повторяться в нескольких записях.
Логические связи между таблицами позволяют объединить данные из разных таблиц. В нормализованной РБД связь двух таблиц характеризуется отношениями записей типа один-к-одному (1:1) или один-ко-многим (1:М). Отношение 1:1 предполагает, что каждой записи из одной таблицы соответствует одна запись в другой. Отношение 1:М предполагает, что каждой записи первой таблицы, соответствует много записей во второй, но каждой записи второй таблицы соответствует только одна запись из первой таблицы.
- 1. Определение информатики. Появление и становление информатики. Источники информатики.
- 2. Предмет, задачи и методы информатики. Экономическая информатика.
- 4. История развития вычислительной техники.
- 5. Информационное общество. Роль информатизации в развитии общества.
- 6.Информационный потенциал общества.
- 7.Информационные ресурсы общества.
- 8.Информационные продукты и услуги.
- 9.Рынок информационных продуктов и услуг.
- 10.Информация. Данные. Технократический, антропоцентрический, недетерминированный подходы к информации.
- 11. Единицы информации. Свойства информации.
- 12.Классификация информации (по способу восприятия человеком, по способу отображения, по функциям управления, по стадиям обработки, по стабильности, по месту возникновения и т.Д.).
- 13. Экономическая информация. Особенности экономической информации.
- 14. Кодирование информации.
- 15.Информационные процессы: понятие, этапы.
- 16.Классификация компьютеров.
- 17. Поколения эвм.
- 18. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Структурная схема персонального компьютера.
- 19.Состав системного блока (назначение и характеристики основных устройств).
- 20.Материнская плата. Устройства, входящие в состав материнской платы, их назначение и характеристики.
- 21.Устройства для хранения информации (назначение, виды и основные характеристики).
- Нжмд(накопитель на жестких магнитных дисках)
- Flash-карта
- Оптические cd,dvd,bd
- Магнитно-оптические диски
- Внутренние:
- Cmos-память
- Периферийные устройства вывода данных:
- 25.Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
- 26. Категории специалистов, занятых разработкой программ.
- 28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов.
- 29. Системное программное обеспечение (сервисное и базовое). Состав, назначение, примеры
- 30. Операционные системы: назначение, классификация, примеры
- 31. Прикладные программы: назначение, классификация, примеры.
- 3.1. Классификация.
- 3.1.1. Инструментальные программные средства общего назначения.
- 3.1.2. Инструментальные программные средства специального назначения.
- 32. Интегрированный программный продукт Microsoft Office (состав, назначение, особенности использования).
- 33. Операционная система windows. Основные объекты и приемы управления windows. Главное меню. Окна.
- 34. Понятие файловой структуры. Файлы и папки. Операции с файловой структурой
- 35. Стандартные программы windows. Служебные приложения Основные стандартные утилиты Windows xp (программы из группы стандартные)
- 1.Возможности текстового процессора Word
- 2.Средства автоматизации
- Например – автозамена.
- Автоматическое создание и предварительный просмотр стилей
- 38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).
- 40. Понятие моделирования и модели. Цель и задачи моделирования.
- 41. Виды моделирования. Уровни моделирования. Моделирование в экономике.
- 42. Системы счисления ( позиционные, непозиционные)
- 45. Примеры логических функций. Таблицы истинности. Приоритет выполнения логических операций. Примеры вычисления задач
- 1) Логическое умножение или конъюнкция:
- 2) Логическое сложение или дизъюнкция:
- 3) Логическое отрицание или инверсия:
- 4) Логическое следование или импликация:
- 5) Логическая равнозначность или эквивалентность:
- 46. Алгоритм: определение , свойства алгоритмов
- 47. Способы описания алгоритмов. Типовые алгоритмические конструкции. Примеры.
- 48. Средства программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня. Обзор языков программирования высокого уровня.
- 49. Базы данных. Модели хранения данных.
- Реляционные базы данных. Основные понятия реляционных баз данных.
- 51. Этапы создания базы данных. Информационно-логические модели баз данных. Создание межтабличных связей, их назначение, виды. Обеспечение целостности данных.
- Типы связей информационных объектов
- 52. Требования нормализации.
- 53. Субд Microsoft Access. Свойства полей базы данных.
- Субд Microsoft Access Основные объекты (таблицы, запросы, формы, отчеты), их назначение и способы создания. Типы данных.
- Понятие компьютерной сети. Вычислительные и информационные сети.
- Компоненты компьютерной сети. Характеристики сети.
- Классификация компьютерных сетей по разным признакам. Локальные и глобальные сети.
- Логическая структура сети (базовая модель открытых систем). Характеристика уровней передачи данных.
- Протоколы (понятие, виды).
- Топология локальных сетей. Шинная топология
- Топология типа “звезда”
- Топология “кольцо”
- Топология Token Ring
- Каналы передачи данных.
- Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- История развития интернета в России
- Перспективы развития интернета в мире и в России
- Адресация в сети Интернет. Адресация информационных ресурсов. Url-адреса. Адресация компьютеров. Доменная система имен. Адресация в сети Интернет
- Адресация компьютеров к адресу узла сети и схеме его назначения можно предъявить несколько требований.
- Службы (сервисы) Интернет (обзор, наименования, назначения)
- Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
- Электронная почта. Функции почтовых клиентов. Технология приема и отправки сообщений.
- Прием сообщений электронной почты
- Отправка сообщений электронной почты через Интернет
- Необходимость защиты информации. Понятие угрозы информационной безопасности. Виды угроз информационной безопасности.
- Защита информации на уровне государства. Законодательная база.
- Защита информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты информации. Комплексная система защиты информации. Защита информации при работе в Интернет.
- Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности.
- Компьютерные вирусы: понятие, классификация, признаки заражения компьютера, средства защиты от компьютерных вирусов.
- Программные средства для сжатия данных (архивация). Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Теоретические основы сжатия данных (виды сжатия, коэффициент сжатия).