logo

3.1.2. Инструментальные программные средства специального назначения.

Авторские системы

Многие разработчики создают специальные программные системы целевого назначения. Они представляют удобные средства создания компьютерных программ для непрограммистов, но специалистов в некоторой предметной области. Их называют авторскими инструментальными системами.

Примером подобных систем могут служит авторские программные средства для разработки электронных учебников, обучающих и контролирующих программ, компьютерных тестов.

Авторская система представляет интегрированную среду с заданной интерфейсной оболочкой, которую пользователь может наполнить информационным содержанием своей предметной области. К примеру, специализированные авторские тестовые оболочки позволяют создать компьютерный тест. Для этого пользователю необходимо иметь лишь набор тестовых заданий, их решений и экспертную шкалу оценки результатов тестирования. Авторская система автоматизирует процесс формирования программного продукта и позволяет разработчику корректировать "наполнение" оболочки.

Экспертные системы

Экспертная система - это программа, которая ведет себя подобно эксперту в некоторой узкой прикладной области.

Экспертные системы призваны решать задачи с неопределенностью и неполными исходными данными, требующие для своего решения экспертных знаний.

Кроме того, эти системы должны уметь объяснять свое поведение и свое решение.

Принципиальным отличием экспертных систем от других программ является их адаптивность, т.е. изменчивость в процессе самообучения.

Принято выделять в экспертных системах три основных модуля:

Экспертные системы, являющиеся основой искусственного интеллекта, получили широкое распространение в науке (классификация животных и растений по видам, химический анализ), в медицине (постановка диагноза, анализ электрокардиограмм, определение методов лечения), в технике (поиск неисправностей в технических устройствах, слежение за полетом космических кораблей и спутников), в политологии и социологии, криминалистике, лингвистике и т.д.Подробно мы рассмотрим экспертные системы в пункте 9

Гипертекстовые системы

В последнее время широкую популярность получили программы обработки гипертекстовой информации. Гипертекст - это форма организации текстового материала не в линейной последовательности, а в форме указаний возможных переходов (ссылок), связей между отдельными его фрагментами. В обычном тексте используется обычный линейный принцип размещения информации и доступ к нему осуществляется последовательно. В гипертекстовых системах информация напоминает текст энциклопедии, и доступ к любому выделенному фрагменту текста осуществляется произвольно по ссылке.

Организация информации в гипертекстовой форме используется при создании справочных пособий, словарей, контекстной помощи (Help) в прикладных программах.

Расширение концепции гипертекста на графическую и звуковую информацию приводит к понятию гипермедиа.

Особенно глубокое распространение идеи гипермедиа получили в сетевых технологиях, в частности в Интернет-технологиях.

Технология WWW (World Wide Web), разговор о которой отложим до главы 5, позволили структурировать громадные мировые информационные ресурсы посредством гипертекстовых ссылок. Появились программные средства позволяющие создавать подобные Web-странички. Стали развиваться механизмы поиска нужной информации в лабиринте информационных потоков. Популярными поисковыми средствами в Интернет являются Yahoo, AltaVista, Magellan и др.

Системы мультимедиа

Мультимедиа (multimedia) - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.

Появление и широкое распространение компакт-дисков (CD-ROM) сделало эффективным использование мультимедиа в рекламной и информационной службе, сетевых телекоммуникационных технологиях, обучении.

Мультимедийные игровые и обучающие системы начинают вытеснять традиционные "бумажные библиотеки". Сегодня в CD-ROM -ных библиотеках можно "гулять" по музеям, Московскому Кремлю и т.д. с помощью "электронного путеводителя". Подробнее об этом будет рассказано в главе 5.