logo

8.Информационные продукты и услуги.

Информационный продукт есть результат создания или семантической переработки информа-

ции в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе

удовлетворения информационных потребностей.

Информационная продукция разнообразна по содержанию, форме, способам фиксации на раз-

личных носителях информации (бумажном, машиночитаемом, пленочном и др.) статья, полнотек-

стовая база данных (БД), компакт-диск, фотодокумент, видеофильм, программный продукт,

рекламные объявления и др. Аналитические (справочники, обзоры, переводы, тематические под-

борки). Вторичную (библиографическую) информацию содержит информационные продукты в

фирме каталогов, библиографических баз данных, указателей, списков литературы, отдельных

библиографических записей.

Информационная услуга – предоставление пользователю информационных продуктов (ранее

подготовленной информации) в соответствии с ранее поступившим запросом или выявленной

информационной потребностью.

При производстве информационных продуктов внимание исполнителя сосредоточено главным

образом на процессах сбора и обработки исходной информации, организации информационных

массивов, а также обеспечения сохранности промежуточных и конечного результатов.

Потребительские свойства информационных продуктов и услуг. Специфика каждого отдельно

взятого информационного продукта или услуги определяется его потребительскими свойствами.

Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять

конкретные запросы пользователей. Потребительские свойства информации могут изменяться во

времени, но не «изнашиваются» и не амортизируются, а сама информация не расходуется и не

исчезает по мере ее потребления. Номенклатура эксплуатационных свойств документа определена

ГОСТ 7. 48-2002 «Консервация документов. Основные термины и определения». Таким образом,

при моделировании потребительских свойств информационных продуктов должны быть учтены

потребительские свойства информации и документов [3, с. 116].

Классификация информационных продуктов и услуг. Разнообразие ассортимента НПУ актуа-

лизирует проблему их классификации, к рассмотрению которой мы переходим. По данным частно-

го анализа специальной литературы на статус существенных оснований классификации ИПУ могут

претендовать: характер представляемой информации, целевое назначение, сфера ее применения,

способ производства информации можно различать:

Следующие виды НПУ:

• документальные (документы);

• библиографические;

• фактографические;

• аналитические;

• консультативные