9.Рынок информационных продуктов и услуг.
Назначение рынка
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
службы телекоммуникации и передачи данных;
специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
коммерческие фирмы;
информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать:
из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга"
из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций"
из журнала "Информационные ресурсы России"
из сети Internet
История развития рынка информационных услуг
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
До середины 80-х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора.
В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США от темпов роста информационных услуг в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
Техническая и технологическая составляющая
Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:
возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet , что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок
технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды
электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов
Нормативно-правовая составляющая
Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
Закон "О правовой охране топологий интегральных схем".
Информационная составляющая
Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
"Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Рассмотренный ниже пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.
Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:
во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства
во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается
в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.
Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям
объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции
услуги образования – все виды обучений
управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений
бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда
В этой инфраструктуре, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
технический – вся аппаратно-техническая база информатики
программный – все программные продукты информатики
коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности
услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем
домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг
1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:
биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки
статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы
коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.
научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности
доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии
потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.
развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст
4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку
Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.
технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие
разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных
консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.
подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях
дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
- 1. Определение информатики. Появление и становление информатики. Источники информатики.
- 2. Предмет, задачи и методы информатики. Экономическая информатика.
- 4. История развития вычислительной техники.
- 5. Информационное общество. Роль информатизации в развитии общества.
- 6.Информационный потенциал общества.
- 7.Информационные ресурсы общества.
- 8.Информационные продукты и услуги.
- 9.Рынок информационных продуктов и услуг.
- 10.Информация. Данные. Технократический, антропоцентрический, недетерминированный подходы к информации.
- 11. Единицы информации. Свойства информации.
- 12.Классификация информации (по способу восприятия человеком, по способу отображения, по функциям управления, по стадиям обработки, по стабильности, по месту возникновения и т.Д.).
- 13. Экономическая информация. Особенности экономической информации.
- 14. Кодирование информации.
- 15.Информационные процессы: понятие, этапы.
- 16.Классификация компьютеров.
- 17. Поколения эвм.
- 18. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Структурная схема персонального компьютера.
- 19.Состав системного блока (назначение и характеристики основных устройств).
- 20.Материнская плата. Устройства, входящие в состав материнской платы, их назначение и характеристики.
- 21.Устройства для хранения информации (назначение, виды и основные характеристики).
- Нжмд(накопитель на жестких магнитных дисках)
- Flash-карта
- Оптические cd,dvd,bd
- Магнитно-оптические диски
- Внутренние:
- Cmos-память
- Периферийные устройства вывода данных:
- 25.Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
- 26. Категории специалистов, занятых разработкой программ.
- 28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов.
- 29. Системное программное обеспечение (сервисное и базовое). Состав, назначение, примеры
- 30. Операционные системы: назначение, классификация, примеры
- 31. Прикладные программы: назначение, классификация, примеры.
- 3.1. Классификация.
- 3.1.1. Инструментальные программные средства общего назначения.
- 3.1.2. Инструментальные программные средства специального назначения.
- 32. Интегрированный программный продукт Microsoft Office (состав, назначение, особенности использования).
- 33. Операционная система windows. Основные объекты и приемы управления windows. Главное меню. Окна.
- 34. Понятие файловой структуры. Файлы и папки. Операции с файловой структурой
- 35. Стандартные программы windows. Служебные приложения Основные стандартные утилиты Windows xp (программы из группы стандартные)
- 1.Возможности текстового процессора Word
- 2.Средства автоматизации
- Например – автозамена.
- Автоматическое создание и предварительный просмотр стилей
- 38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).
- 40. Понятие моделирования и модели. Цель и задачи моделирования.
- 41. Виды моделирования. Уровни моделирования. Моделирование в экономике.
- 42. Системы счисления ( позиционные, непозиционные)
- 45. Примеры логических функций. Таблицы истинности. Приоритет выполнения логических операций. Примеры вычисления задач
- 1) Логическое умножение или конъюнкция:
- 2) Логическое сложение или дизъюнкция:
- 3) Логическое отрицание или инверсия:
- 4) Логическое следование или импликация:
- 5) Логическая равнозначность или эквивалентность:
- 46. Алгоритм: определение , свойства алгоритмов
- 47. Способы описания алгоритмов. Типовые алгоритмические конструкции. Примеры.
- 48. Средства программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня. Обзор языков программирования высокого уровня.
- 49. Базы данных. Модели хранения данных.
- Реляционные базы данных. Основные понятия реляционных баз данных.
- 51. Этапы создания базы данных. Информационно-логические модели баз данных. Создание межтабличных связей, их назначение, виды. Обеспечение целостности данных.
- Типы связей информационных объектов
- 52. Требования нормализации.
- 53. Субд Microsoft Access. Свойства полей базы данных.
- Субд Microsoft Access Основные объекты (таблицы, запросы, формы, отчеты), их назначение и способы создания. Типы данных.
- Понятие компьютерной сети. Вычислительные и информационные сети.
- Компоненты компьютерной сети. Характеристики сети.
- Классификация компьютерных сетей по разным признакам. Локальные и глобальные сети.
- Логическая структура сети (базовая модель открытых систем). Характеристика уровней передачи данных.
- Протоколы (понятие, виды).
- Топология локальных сетей. Шинная топология
- Топология типа “звезда”
- Топология “кольцо”
- Топология Token Ring
- Каналы передачи данных.
- Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- История развития интернета в России
- Перспективы развития интернета в мире и в России
- Адресация в сети Интернет. Адресация информационных ресурсов. Url-адреса. Адресация компьютеров. Доменная система имен. Адресация в сети Интернет
- Адресация компьютеров к адресу узла сети и схеме его назначения можно предъявить несколько требований.
- Службы (сервисы) Интернет (обзор, наименования, назначения)
- Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
- Электронная почта. Функции почтовых клиентов. Технология приема и отправки сообщений.
- Прием сообщений электронной почты
- Отправка сообщений электронной почты через Интернет
- Необходимость защиты информации. Понятие угрозы информационной безопасности. Виды угроз информационной безопасности.
- Защита информации на уровне государства. Законодательная база.
- Защита информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты информации. Комплексная система защиты информации. Защита информации при работе в Интернет.
- Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности.
- Компьютерные вирусы: понятие, классификация, признаки заражения компьютера, средства защиты от компьютерных вирусов.
- Программные средства для сжатия данных (архивация). Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Теоретические основы сжатия данных (виды сжатия, коэффициент сжатия).