logo

38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).

Электронные таблицы-это прикладные программы , предназначенные для проведения расчетов в табличной форме и построения диаграмм. широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах. Возможности электронных задач позволяют использовать их для следующих задач:

  1. автоматической обработки, зависящих друг от друга данных ( формирование таблицы, ввод данных в ячейки, редактирование значений данных,вычисление по формулам, статистическая обработка данных, упорядочение по признаку ( сортировка) и др.)

  2. автоматизация итоговых вычислений

  3. создание сводных таблиц

  4. ведение простых баз данных и обработки записей баз данных

  5. построение диаграмм и графиков по имеющимся данным и т.д.

Интерфейс программы Microsoft Excel

Общие операции над листами и ячейками рабочей книги

Структура рабочей книги

Документ Excel имеет расширение "*.xls" ("*.xlsx" в Microsoft Office Excel 2007) и называется рабочая книга. Рабочая книга состоит из листов. По умолчанию их создается три. Переключаться между листами можно, используя закладки (ярлычки) в нижней части окна "Лист 1" и т.д.

Каждый лист представляет собой таблицу. Таблица состоит из столбцов и строк. Столбцов в листе 256 (2 в 8 степени), а строк 65536 (2 в 16 степени). Количество ячеек предлагаю посчитать самим. Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита (в обычном режиме) от "A" до "Z", затем идет "AA-AZ", "BA-BZ" и т.п. до "IV" (256). Строки обозначаются обычными арабскими числами.

На пересечении столбца и строки находится ячейка. Каждая ячейка имеет свой уникальный (в пределах данного листа) адрес, который составляется из буквы столбца (в обычном режиме) и номера строки (например "A1"). Вспомните морской бой, шахматы или как вы находите ваше место в кинотеатре. Адрес ячейки (ссылка на ячейку) используется в расчётах(и не только) для того, чтобы "достать" данные из этой ячейки, и использовать в формуле.

Только одна из ячеек листа в текущий момент времени является активной. Вокруг активной ячейки видна жирная чёрная рамка с квадратиком в нижнем правом углу (маркером автозаполнения). Даже если выделен диапазон ячеек, все равно одна из выделенных ячеек будет иметь белый цвет. Это не значит, что она не выделена, это значит, что в выделенном диапазоне она активная — именно в нее будет вводится набираемый с клавиатуры текст.

Операции над листами (ярлычками) рабочей книги

С использованием левой кнопки мыши:

По нажатию правой кнопки мыши над ярлычком открывается контекстное меню, в котором доступны следующие команды:

Перемещение по таблице (активация нужной ячейки)

Внимание!!! Если нажать клавишу "Scroll Lock", клавиши управления курсором будут перемещать не курсор, а весь лист! Именно таким же образом в MS-DOS работала клавиша "Scroll Lock" (ведь тогда не было оконного интерфейса и колёсика (scrolling) на мышке). Excel — одна из немногих программ, где работает клавиша "Scroll Lock", причем так же, как в MS-DOS.

Выделение ячеек, диапазонов ячеек, столбцов и строк

Внимание!!! В Excel существует только добавление к выделению (с Ctrl), убрать из выделения ошибочно выделенные ячейки нельзя! Будьте внимательны.

39. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для обработки экономической информации. Технология выполнения отдельных операций (сортировка, построение сводных таблиц, фильтрация, вычисление промежуточных итогов, создание формул, использование встроенных функций).

Рассмотрим основные компоненты Ехсеl. Основой прог­раммы является калькуляционный (вычислительный) модуль, с помощью которого происходит обработка данных (текстовых или числовых) в таблицах.  Для создания презентационной графики используется модуль диаг­рамм, который позволяет на основе числовых значений, обработанных с помощью калькуляционного модуля, получать диаграммы различных типов. Функциональные возможности модуля диаграмм программы Ехсеl во многом превосходят соответствующие характеристики спе­циальных программ создания деловой графики.  Повсеместное использование программ обработки электронных таб­лиц во многом объясняется универсальными возможностями их приме­нения, поскольку без вычислений, в широком смысле этого слова, не обойтись в самых различных сферах нашей жизни (однако на практике такое преимущество, по данным разработчиков, нередко приводит к тому, что "средний пользователь" применяет только пять процентов функцио­нальных возможностей, заложенных в Ехсе1, хотя платит за все 100%).  Ехсе1 можно использовать как для решения простых задач учета, так и для составления различных бланков, деловой графики и даже полного баланса фирмы. Например, на предприятии с помощью Ехсе1 можно облегчить решение таких задач, как обработка заказов и планирование производства, расчет налогов и заработной платы, учет кадров и издер­жек, управление сбытом и имуществом и многих других.  Однако область применения программы не ограничивается только сферой деловой жизни Благодаря мощным математическим и инженер­ным функциям с помощью Ехсе1 можно решить множество задач в области естественных и технических наук.

Сортировка позволяет упорядочить данные в таблице по одному или нескольким полям.

Для сортировки данных необходимо:

- выделить ячейку в таблице

- дать команду Данные-Сортировка

-выбрать поле , в котором производиться сортировка диапозона в диалоговом окне Сортировка

- подтвердите кнопкой ОК

Фильтрация

выделение подмножества из общего чилса записей называется фильтрацией. Включение режима фильтрации осуществляется командой Данные-Фильтр- Автофильтр. При этом для каждого поля создается набор стандартных фильтров, доступных через раскрывающиеся списки.

для задания автофильтра необходимо выбрать один из вариантов фильтрации:

-вариант Все , указывает что записи базы данных должны отображаться без фильтрации

-вариант Первые 10

-вариант Условие

Расширенный фильтр оперирует с двумя базами данных одинаковой структуры, то есть с одинаковым набором полей. Обычно для записей условий фильтрации создают отдельный рабочий лист.

Подготовка к построению

Автоматическое подведение промежуточных итогов

Подведение промежуточных итогов рассмотрим на основе данных, приведенных в таблице на рис. 8.1. Предположим, необходимо посчитать, на какую сумму  отпущено товаров каждому продавцу за отчетный период. Порядок подведения промежуточных итогов следующий:

  1. Отсортируйте исходный список  по столбцу, для которого необходимо подвести промежуточные итоги. Применительно к нашему примеру это столбец Фамилия продавца.  Различают итоги двух видов: промежуточные и вложенные. Рассмотрим подведение каждый из итогов в отдельности.

  2. Щелкните мышью в любой ячейке отсортированного списка.

  3. Выберите команду  Данные  Итоги

  4. В появившемся окне Промежуточные итоги (рис. 8.2) выберите столбец, содержащий группы, по которым необходимо подвести итоги, из списка При каждом изменении в. Это должен быть тот столбец, по которому проводилась сортировка списка на шаге 1.

  5. Выберите функцию, необходимую для подведения итогов, из списка Операция. Для нашего примера выберите функцию Сумма.

  6. Выберите столбцы, содержащие значения, по которым необходимо подвести итоги, в списке Добавить итоги по. Применительно к нашему примеру таким столбцом будет Сумма.