logo search
Титоренко издание-1

7.1. Специфика организации банковского дела в россии

Банковская деятельность неразрывно связана с политическим и экономическим состоянием страны в целом. Парадокс послед­них лет функционирования банковской системы России заклю­чается в том, что чем ниже падали общеэкономические показа­тели страны, тем более бурно шло развитие банковского секто­ра. Банковская сфера приносила самые высокие доходы. Бан­ковские капиталы создавались на сравнительно простых опера­циях. Выдача краткосрочных кредитов в валюте при активном росте курса доллара обеспечивала беспроигрышный результат. Невозможность для населения защитить свои средства от ин­фляции давала приток сбережений физических лиц. Выгодны­ми были валютнообменные операции с населением. В этот пе­риод появилось много банков, увеличивалось число отделений и филиалов. Экстенсивное развитие банковской системы со­провождалось массовой закупкой компьютеров, сетевого обору­дования, созданием автоматизированных информационных технологий.

В экономике страны и в сфере банковской деятельности переломным стал 1995 год. Снижение торговой активности, за­товаривание привело к резкому спаду краткосрочных банков­ских кредитов. Стабилизация курса рубля уменьшила актив­ность населения в отношении валютнообменных операций. Начал разваливаться рынок межбанковских кредитов, умень­шаться банковская маржа из-за снижения доходности государ­ственных ценных бумаг. Частные вкладчики в своем большин­стве переориентировались на рублевые вклады, в результате у банков стали исчезать легкие способы получения прибыли. Од­нако время «тяжелых» инвестиционных способов увеличения прибыли, основанных на вложении в производство и другие долгосрочные проекты, еще не наступило. Именно в этот пе­риод банки беднеют, разоряются, новых возникает гораздо меньше. В банках ужесточается режим экономии, который от­ражается и на формировании систем автоматизации обработки банковской информации.

Поток привлекаемой в банки денежной массы существенно уменьшился. Это обстоятельство заставило банки искать новые формы привлечения средств и наиболее эффективные решения по размещению активов. Меняются подходы банков в решении кадровых проблем, возникает необходимость в специалистах-профессионалах с практическим опытом, организационными способностями, деловыми качествами, имеющих базовые зна­ния в области экономики, финансово-кредитной деятельности, маркетинга, менеджмента, экономико-математических методов и моделирования, способных к аналитическому мышлению и системному подходу, умеющих работать в среде автоматизации банковских услуг.

В условиях возрастающей конкуренции в банковской сфере и постепенного отказа от экстенсивных способов получения прибыли особое значение для деятельности банков приобретает анализ рыночной ситуации, выбор альтернативных решений. В банковской сфере все активнее реализуются новые вицы услуг, такие, как фондовые и карточные операции, учет вкладов насе­ления, работа с драгоценностями, трастовые, ипотечные, тор­

говые операции, инвестиционная деятельность, международные платежи и тд. Многие банки предоставляют свои услуги по се­ти Internet, которая становится частью банковских технологий. Однако новые возможности банков порождают и новые про­блемы.

Банковская сфера подвергается постоянным изменениям и развитию со стороны органов государственного управления, Центрального банка, законодательных структур. Следить за из­менением на финансовых рынках и вовремя на них реагиро­вать российским банкам становится все труднее. Это связано прежде всего с тем, что средства банковской автоматизации, как правило, отстают от последних требований, вызванных бы­стрым расширением сферы деятельности банков.

Уровень и сущность банковских технологий в России, сло­жившиеся традиции банковского дела пока не соответствуют международному уровню. На российском банковском рынке практически нет устоявшихся технологий, что является одной из причин отсутствия магистрального направления автоматиза­ции. Освоение западных финансовых рынков, постепенное сближение с мировыми стандартами характерно для банков­ской деятельности России в настоящее время.

Переход на новый план счетов — это наиболее значитель­ный шаг в банковской реформе, которая продолжается уже не­сколько лет. В 1991—1997 гг. в условиях постоянных изменений правил проведения и учета банковских операций создавались почти все действующие автоматизированные банковские сис­темы (АБС).

Ряд особенностей развития российской банковской дея­тельности наряду с ужесточением контроля со стороны Цен­трального Банка создает для банковского бизнеса совершен­но новые условия. Банки осваивают работу с новыми фи­нансовыми инструментами, расширяют спектр оказываемых услуг, выходят на мировые рынки, реформируют бухгал­терский учет (приказ ЦБ РФ от 18 июля 1997 г. № 02-263) и др. В результате этой деятельности отечественная банковская система становится ближе к мировым стандартам. В связи с переходом на новый план счетов наиболее важные изменения касаются правил ведения бухучета, плана и структуры счетов, разрядности счетов. По этим направлениям вносятся измене­ния в существующие АБС.

Переход на новый план счетов следует рассматривать как в программном, так и в бухгалтерском аспектах. Лишь часть ра­боты по переходу поддается автоматизации. Не все сложности перехода решаются программным обеспечением, каким бы продуманным оно не было. Бухгалтерии банка предстоит тяже­лая, кропотливая работа по правильной разноске средств в ус­ловиях отсутствия взаимно однозначного соответствия между старыми и новыми счетами, что заставляет в каждом отдельном случае выявлять происхождение средств на счете. Кроме того, возникают трудности перевода валютных счетов, счетов нере­зидентов и многое другое.

Новые правила ведения бухгалтерского учета призваны раз­решить ряд назревших проблем. К ним относятся:

• Повышение информативности основного вида отчетности (баланса) за счет более глубокой детализации аналитиче­ских счетов, увеличения числа балансовых счетов и их структурной перестройки.

• Стандартизация и сокращение основной финансовой от­четности.

Вводимые правила бухгалтерского учета базируются на сле­дующих принципах: непрерывной деятельности, постоянства правил учета, отражения доходов и расходов по кассовому ме­тоду, раздельного отражения активов и пассивов, отражения операций в день их проведения и др.

Перед банками и фирмами-разработчиками банковских сис­тем стоят сложные задачи адаптации методов работы, техно­логий, программного обеспечения под новый план счетов и правила бухучета.