2.5 Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
АИС создаётся для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в её работе. Под функционированием АИС в данном случае подразумевается решение задач пользователем на основе информационного, программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработки информации.
Первые разработки АС в области экономики не содержали принципиально новой методологии, а лишь использовали дорогостоящую вычислительную технику в качестве большого арифмометра для сокращения трудоёмкости выполнения операций в традиционной технологии решения задач управления. Недостатком, причём распространенным, при создании автоматизированных систем организационного управления был низкий уровень постановки задач. Одна из причин этого – в недостаточном использовании специалистов отделов, служб управления в обследовании потоков информации, описаний экономико-организационной сущности задач, проектировании выходной информации. Кроме того, в автоматизированном режиме обрабатывался не весь комплекс задач, решаемых тем или иным специалистом, поэтому у пользователя часто и не возникало желание принять активное участие в создании новой технологии.
При переходе на массовое использование в управлении ПЭВМ и коммуникационных средстве достаточно просто декларировать цель автоматизации того или иного процесса, нужно её конкретизировать, разработать стратегию и тактику её достижения. Для реализации новых, рождённых научно-техническим прогрессом технологий существуют два способа: или встраивать их в традиционный процесс управления, или реконструировать сам процесс с учётом возможностей новых средств.
Внедрение средств автоматизации для совершенствования управления – достаточно сложная задача прежде всего потому, что автоматизированные системы носят человеко-машинный характер. Сейчас очевидно, что простое встраивание их в уже сложившуюся структуру отношений, своеобразных традиций и стереотипов решения задач управления невозможно без изменения, ибо в противном случае нововведения не приживаются и не дают экономического и социального эффекта. Следовательно, коллектив заказчика новой технологии должен быть серьёзно подготовлен к новой методике её реализации, готов помочь её внедрению, а не препятствовать или просто наблюдать.
Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист может наиболее полно и квалифицированно дать описание выполняемой работы, входной и выходной информации. Участие пользователя не может ограничиваться лишь постановкой задач, он должен проводить пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие в пробной эксплуатации – это не только форма активного обучения пользователя на компьютере, знакомство с программными средствами, но и процесс адаптации пользователя к новым условиям работы, новой технологии, к новой всё более усложняющейся технике. Опыт показывает, что у специалиста должно складываться совершенно иное отношение к работе в условиях АИТ, создание которой предусматривает максимально возможный охват автоматизированной обработкой выполняемых непосредственно им функций.
Участие пользователя в создании АИС и АИТ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. При этом происходит активное обучение пользователя, повышается уровень его квалификации как постановщика, разработчика. Все необходимые потребителю навыки работы в новой технологической среде совершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуатации АИС и последующей работы. Однако для этого пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов, что ему поможет определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции, квалифицированно сделать их постановку.
Постановка задачи – это описание задачи по определённым правилам, которое даёт исчерпывающее представление о её сущности, логике преобразования информации для получения результата. На основе постановки задачи программист должен представить логику её решения и рекомендовать стандартные программные средства, пригодные для её реализации.
Через постановку задачи, путём регламентации изложения её содержания, устраняются трудности взаимодействия «пользователь – прикладной программист», что делает это взаимодействие более логичным и системным. Постановка задачи ведётся на стадии проектирования компьютерных информационных систем. Для постановки задачи используются сведения, необходимые и достаточные для полного представления её логической и информационной сущности. Такими сведениями располагает экономист, осуществляющий решение задачи в условиях ручной обработки или с использованием компьютерной техники. При постановке задач пользователь должен, прежде всего, описать информационное обеспечение, алгоритмы их решения.
Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний той предметной области, для которой делается постановка, но и знаний компьютерных информационных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются в сотни раз и даже в тысячи раз по свой последствиям (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конечных фазах создания или использования программного продукта. Причина заключается в том, что каждый из последующих участников создания прикладных программ не располагает информацией, необходимой для исправления содержательных ошибок.
Создание программного продукта может вестись и самим пользователем, причём это более предпочтительный вариант в отношении простоты построения программы. Однако с точки зрения профессиональных программистов в таких программах может быть большое число погрешностей, так как они менее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и многим другим традиционным критериям.
Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определённые виды деятельности (бухгалтерскую, финансовую, плановую и т.д.). Такое направление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ. Однако в любом случае постановка задачи требуется.
Постановка и реализация задач на ПЭВМ требует усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ компьютерных информационных систем. К ним относятся:
свойства, особенности и структура экономической информации;
условно-постоянная информация, её роль и назначение;
носители информации, макет машинного носителя;
средства формализованного описания информации;
алгоритм, его свойства и формы представления;
назначение контроля входной и результатной информации, способы контроля;
состав и назначение устройств персональных ЭВМ;
состав программных средств персональных ЭВМ, назначение операционных систем, ППП, интегрированных пакетов программ типа АРМ бухгалтера, АРМ финансиста и др.
При описании постановки задачи обращается внимание на её объемно-временные характеристики. Они отражают объёмы входной и выходной информации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации.
В процессе описания постановки задачи важной является выверка точности и полноты названия всех информационных единиц и их совокупности. В условиях автоматизированной обработки кроме привычных для восприятия наименований показателей в документах (наименования строк и граф) имеют место нетрадиционные формы представления информации. Чёткость наименований информационных совокупностей и их идентификацией, устранение синонимов и омонимов в названиях экономических показателей обеспечивают более высокое качество результатов обработки. Полное название показателя в сложных формах может складываться из названий строк, граф и элементов заголовочной части документа. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения. Описание показателей и реквизитов какого-либо документа требует, как правило, их соотнесения с местом и временем отражаемых экономических процессов. Поэтому пользователь должен понять о необходимости включения в описания соответствующих сведений, имеющих место, как правило, в заголовочной части документа (название или код предприятия, дата выписки документа и т.д.).
Для каждого вида входной и выходной информации даётся описание всех элементов информации, участвующих в автоматизированной обработке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют: наименование элемента информации (реквизита), его идентификатор и максимальная разрядность.
Наименование реквизита должно соответствовать документу или вытекать из него. Не допускаются даже мелкие погрешности в наименованиях реквизитов, так как в принятой редакции закладывается словарь информационных структур будущей автоматизированной технологии обработки.
Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита. Идентификатор может строиться по мнемоническому принципу, использоваться для записи алгоритма и представлять собой сокращённое название полного наименования реквизита. Идентификатор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя может включать и алфавитно-цифровые символы, общее их количество обычно регламентировано.
Разрядность реквизита необходима для просчёта объёма занимаемой памяти. Она указывается количеством знаков (алфавитных, цифровых и алфавитно-цифровых).
Постановка задачи выполняется в соответствии с планом. Приведём пример одного из вариантов плана, а в п.2.6 – пример постановки задачи.
ПЛАН ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ
Организационно-экономическая сущность задачи:
наименование задачи, место её решения;
цель решения;
назначение (для каких объектов подразделений и пользователей предназначена);
периодичность решения и требования к срокам решения;
источники и способы поступления данных;
потребители результатной информации и способы её отправки;
информационная связь с другими задачами.
Описание исходной (входной) информации:
перечень исходной информации;
формы представления (документ) по каждой позиции перечня; примеры заполнения документов;
количество документов 9информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);
точное и полное наименование, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;
способы контроля исходных данных;
контроль разрядности реквизита;
контроль интервала значений реквизита;
контроль соответствия списку значений;
балансовый или расчётный метод контроля количественных значений реквизитов;
метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
Описание результатной (выходной) информации:
перечень результатной информации;
формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель и его макет и т.д.);
периодичность и сроки представления;
количество документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
перечень пользователей результатной информацией (подразделение и персонал);
перечень регламентной и запросной информации;
описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;
способы контроля результатной информации;
контроль разрядности;
контроль интервала значений реквизита;
контроль соответствия списку значений;
балансовый или расчётный метод контроля отдельных показателей;
метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
Описание алгоритма решения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):
описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;
требованиями к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах, например по возрастанию значений табельных номеров;
алгоритм должен учитывать общий и все частные решения задачи.
Примечание. При описании алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные при описании исходной и результатной информации; допускается текстовое описание алгоритма. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки.
Описание используемой условно-постоянной информации:
перечень условно постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);
формы представления;
описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);
способы взаимодействия с переменной информацией.
Внедрение АИС и АИТ, как показывает опыт, ведёт к качественным переменам в труде пользователей: расширяются их профессиональные знания, приобретаются навыки работы в автоматизированной информационной сфере.
Новая информационная технология может иметь ряд позитивных последствий:
обработка исходных данных и проведение расчётов поручается не имеющим высокой квалификации работникам, а высококвалифицированным специалистам отводится анализ, выбор вариантов расчётов, разработка управленческих решений.
Работа с ПЭВМ приводит к повышению квалификации всех исполнителей и общему, довольно высокому уровню их профессиональной культуры.
Сэкономленное в результате автоматизации расчётов и оформления документов время используется на проведение расчётов в нескольких вариантах, получение альтернативных оценок ситуаций, что необходимо для анализа и принятия обоснованных решений.
Было бы неправильно предполагать, что высвобожденное время (за счёт работы на компьютере) должно вести к сокращению численности экономистов, бухгалтеров и других специалистов, так как проведение расчётов является лишь частью основной задачи – принятия необходимого решения. При сокращении времени на проведение расчётов время на анализ и принятие решений увеличивается.
Таким образом, создание АИС и АИТ не столько приводит к высвобождению специалистов, сколько выдвигает к ним новые требования, т.е. позволяет качественно изменить труд.
Наиболее важным требованием к специалистам является умение осуществить постановку задачи, т.е. составить алгоритмы их решения, установить состав информационного наполнения вычислительных процедур для получения исходных результатов, сформулировать требования к методам контроля решаемых задач.
- Введение
- 1 Раздел информатизация в управлении экономикой
- 1 Глава
- Информационные процессы в экономике
- Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности
- Автоматизированные информационные системы и их классификация
- Аис промышленности
- Отраслевые аис
- Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы конечного пользователя
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 2.1. Структурная и функциональная организация аис и аит
- Информационные потоки(внешние информационные связи) Внешняя среда
- 2.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 2.3. Особенности проектирования аит
- 2.4. Содержание и методы ввдения проектировочных работ
- 2.5 Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- Технология постановки задачи
- Информация о поступлении товаров
- Информация о ценах
- Структура выходного документа
- Глава 3 Информационное обеспечение эис и технологий
- 3.1. Структура и содержание информационного обеспечения
- 3.2. Классификаторы, коды и технология их применения
- 3.3. Технология и области применения штрихового кодирования
- 3.4. Документация и технология ее формирования
- Справка о поступлении, продаже и остатках товаров
- 3.5. Технология применения электронного документооборота
- 3.6. Состав и организация внутримашинного информационного обеспечения
- 3.7. Автоматизированные банки данных, информационные базы, их особенности
- 3.8. Этапы создания базы и банка данных
- Мастера субд Access 7.0
- Способы создания таблиц в субд Access 7.0
- 3.9. Базы знаний
- Из главы следует запомнить
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Технологическое обеспечение эис и арм конечного пользователя
- 4.1. Понятие, цели и задачи технологического обеспечения
- 4.2. Диалоговый режим автоматизированной обработки информации
- 4.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации
- 4.4. Технология обработки текстовой информации
- 4.5. Технология обработки табличной информации
- 4.6. Интегрированные пакеты для офисов
- 4.7. Системы управления базами данных
- 4.8. Технология использования экспертных систем
- 4.9 Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных
- Vines Banyan
- 4.10. Нейросетевые технологии в финансово-
- Глава 5 защита информации в эис
- 5.1. Виды угроз безопасности эис
- 5.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- 5.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
- Из главы следует запомнить
- 6.1. Общая характеристика информационной системы бухгалтерского учета
- 6.2. Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 6.3. Технология компьютерной обработки учетных задач на малом предприятии
- 7.1. Специфика организации банковского дела в россии
- 7.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
- 7.4. Технические решения банковских технологий
- 7.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
- 7.7. Автоматизация межбанковских расчетов
- Глава 8 автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 8.3. Особенности информационного обеспечения аис
- 8.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- Вопросы для самоконтроля
- 9 Глава
- 9.1. Понятие казначейства. Функции казначейских органов
- 9.2. Создание казначейских органов и перспективы их развития
- 9.3. Информационное обеспечение органов казначейства
- 9.4. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
- 9.5. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
- 9.6. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
- 9.7. Организация коммуникационной системы органов казначейства
- 10 Глава
- 10.1. Понятие страховой деятельности и ее организации
- 10.2. Основные функции, функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях аит
- 10.3. Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем страхового дела
- Глава 11