4.5. Технология обработки табличной информации
Множество задач, которые предстоит решать фирмам и предприятиям, носят учетно-аналитический характер и требуют табличной компоновки данных с подведением итогов по различным группам и разделам данных, например при составлении баланса, справок для налоговых органов, возможных финансовых отчетов и т. п. Для
хранения и обработки информации, представленной в табличной форме используют электронные таблицы (ЭТ).
Программные средства для проектирования называют также табличными процессорами. Они позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. Кроме того, с помощью ЭТ можно выполнять различные экономические, бухгалтерские и инженерные расчеты, а также строить разного рода диаграммы, проводить сложный экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение различных хозяйственных ситуаций и многое другое.
Функции табличных процессоров весьма разнообразны и включают:
• создание и редактирование ЭТ;
• оформление и печать ЭТ;
• создание мнототабличных документов, объединенных формулами;
• построение диаграмм, их модификацию и решение экономических задач графическими методами;
• работу с электронными таблицами как с базами данных (сортировка таблиц, выборка данных по запросам);
• создание итоговых и сводных таблиц;
• использование при построении таблиц информации из внешних баз данных;
• решение экономических задач типа «что — если» путем подбора параметров;
• решение оптимизационных задач;
• статистическую обработку данных;
• создание слайд-шоу;
• разработку макрокоманд, настройку среды под потребности пользователя и тд.
Табличные процессоры различаются в основном набором выполняемых функций и удобством интерфейса, поэтому целесообразно проанализировать лишь широко используемые программные продукты.
Перспективные направления в разработке ЭТ основными фирмами-разработчиками определяются по-разному.
Фирма Microsoft уделяет первостепенное внимание совершенствованию набора функциональных средств Excel. В Excel многие функции разработаны более тщательно, чем в других электронных таблицах. Кроме того, возможность использования массивов в Excel обеспечивает большую гибкость при работе с таблицами.
Фирма Lotus основные усилия сконцентрировала на разработке инструментов групповой работы.
Версия 4.0 пакета Lotus 1-2-3 дополнена Veision Manager для моделирования по принципу «что — если», а версия 5.0 дополнена средствами маршрутизации и связи с Notes, что позволяет создать приложения в других пакетах. Lotus 1-2-3 имеет ряд сильных сторон, к которым можно отнести простоту создания и редактирования графиков, а также наиболее логичную структуру трехмерных таблиц. Предусматривается также совершенствование групповой работы с таблицами: использование Team Consolidate предоставит возможность группе пользователей редактировать копии ЭТ, а затем их объединять. В версию пакета для Windows 95 будет включен язык программирования Lotus Script.
Пакет Quattro Pro в результате тестирования получил достаточно высокие оценки, но ни одна из особенностей пакета не вызвала к себе повышенного внимания. Наиболее привлекательными оказались возможности сортировки данных (которые хорошо реализованы и в Excel), а также удобство эксплуатации. В то же время отмечались сложности при освоении графических возможностей Quattro Pro, недостаточный объем справочной информации.
Ситуация, сложившаяся к настоящему времени на рынке ЭТ, характеризуется явным лидирующим положением фирмы Microsoft — 80% всех пользователей ЭТ предпочитают Excel. На втором месте по объему продаж — Lotus 1-2-3, а затем Quattro Pro.
Электронные таблицы состоят из столбцов и строк. Для обозначения строк используется цифровая нумерация, столбцов - бу-квенно-цифровые индексы (номера). Количество строк и столбцов в разных ЭТ различно, например, в табличном процессоре Excel 256 столбцов и более 16 тысяч строк. Место пересечения столбца и строки называется ячейкой или клеткой. Каждая ячейка имеет свой уникальный идентификатор (адрес), состоящий из имени столбца и номера строки, например А28, В45 и т.п. ЭТ могут содержать несколько рабочих бланков, которые объединяются в один файл и носят название рабочей книги. В книгу можно поместить несколько различных типов документов, например рабочий лист с ЭТ, лист диаграмм, лист макросов и т.п.
В ЭТ можно работать как с отдельными ячейками, так и с группами ячеек, которые образуют блок. Имена ячеек в блоках разделяются двоеточием (:), например блок А1:В4 включает в себя ячейки А1, А2, A3, А4, В1, В2, ВЗ и В4. С блоками ячеек в основном выполняются операции копирования, вставки и т.п. Адреса используются в формулах как ссылки на определенные клетки. Таким образом, введенные один раз значения можно многократно и в любом месте таблицы, книги использовать без повторного набора. Соответственно при изменении значения клетки автоматически произойдут изменения в тех формулах, в которых содержатся ссылки на данную клетку.
Технология работы с табличным документом аналогична процедурам подготовки текстовых документов: редактируемый отчет в виде таблицы выводится на экран, и пользователь может в диалоговом режиме вносить в него свои изменения (т.е. редактировать содержимое клеток ЭТ). Все внесенные изменения сразу же отображаются на экране компьютера.
В клетки ЭТ могут быть введены текст, цифры и формулы. Во всех табличных процессорах существуют синтаксические соглашения, позволяющие отличить формульно-цифровую информацию от текстовой, которых должен придерживаться пользователь, если хочет добиться правильных результатов. Обычно синтаксические правила интуитивно понятны и легко запоминаются (например, для задания текстовой информации ей должны предшествовать кавычки и т.п.).
Формула — это выражение, состоящее из числовых величин и арифметических операций. Кроме числовых величин, в формулу могу] входить в качестве документов адреса ячеек, функции и другие формулы. Пример формулы: =А5/Н8-12. В ячейке, в которой находится формула, виден только результат вычислений. Саму формулу можно увидеть в строке ввода, когда данная ячейка станет активной.
Функции представляют собой запрограммированные формулы, позволяющие проводить часто встречающиеся последовательности вычислений. Например, функция автосуммирования может быть представлена следующим образом: =СУММ(А1А4).
В Microsoft Excel можно работать с четырьмя основными типами документов: электронной таблицей (в Exel ЭТ называется рабочим бланком), рабочей книгой, диаграммой, макротаблицей.
Рабочий бланк служит для организации и анализа данных. Одновременно на нескольких бланках данные можно вводить, править, производить с ними вычисления. В книгу можно вставил» листы диаграмм для графического представления данных и модули для создания и хранения макросов, используемых при хранении специальных задач.
Рабочая книга представляет собой электронный эквивалент папки-скоросшивателя. Книга состоит из листов, имена которых выводятся автоматизированные информационные технологии в экономике
на ярлыках в нижней части экрана. По умолчанию книга открывается с 16 рабочими листами — Лист1, Лист2, ...., Лист16, однако их число можно увеличить или уменьшить. В книгу можно поместить несколько различных типов документов, например рабочий лист с электронной таблицей, лист диаграмм, лист макросов и т. п.
Диаграмма представляет собой графическое изображение связей между числами ЭТ. Она позволяет показать количественное соотношение между сопоставляемыми величинами.
Макротаблица (макрос) — это последовательность команд, которую приходится постоянно выполнять пользователю в повседневной работе. Макросы позволяют автоматизировать часто встречающиеся операции.
Любая ЭТ состоит из следующих элементов: заголовка таблицы;
заголовка столбцов (шапки таблицы); информационной части (исходных и выходных данных, расположенных в соответствующих ячейках).
Процесс проектирования ЭТ состоит из следующих этапов:
• формирования заголовка ЭТ;
• ввода названий граф документа;
• ввода исходных данных;
• ввода расчетных формул;
• форматирования ЭТ с целью придания ей профессионального вида;
• подготовки к печати и ее печать.
При необходимости ЭТ могут сопровождаться различными пояснительными комментариями и диаграммами.
Excel предоставляет большой набор возможностей по графическому представлению данных. Имеется возможность выбора из 14 различных типов диаграмм, причем каждый тип диаграмм имеет несколько разновидностей (подтипов).
Диаграммы можно строить либо на рабочем бланке таблицы, либо на новом рабочем бланке. Создать диаграмму в Excel можно по шагам с помощью Мастера диаграмм, вызов которого осуществляется с панели инструментов диаграмм.
При использовании Мастера диаграмм можно просмотреть любой тип диаграммы и выбрать наиболее удачный для данной таблицы. Включенная в рабочий бланк диаграмма может находиться в одном из трех режимов;
• просмотра, когда диаграмма выделена по периметру прямоугольником;
• перемещения, изменения размера и удаления, когда диаграмма по периметру выделена прямоугольником с маленькими квадратиками;
• редактирования, когда диаграмма выделена по периметру синим цветом или выделен синим цветом заголовок.
Представление данных в виде диаграмм позволяет наглядно представить числовые данные и осуществлять их анализ по нескольким направлениям.
- Введение
- 1 Раздел информатизация в управлении экономикой
- 1 Глава
- Информационные процессы в экономике
- Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности
- Автоматизированные информационные системы и их классификация
- Аис промышленности
- Отраслевые аис
- Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы конечного пользователя
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 2.1. Структурная и функциональная организация аис и аит
- Информационные потоки(внешние информационные связи) Внешняя среда
- 2.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 2.3. Особенности проектирования аит
- 2.4. Содержание и методы ввдения проектировочных работ
- 2.5 Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- Технология постановки задачи
- Информация о поступлении товаров
- Информация о ценах
- Структура выходного документа
- Глава 3 Информационное обеспечение эис и технологий
- 3.1. Структура и содержание информационного обеспечения
- 3.2. Классификаторы, коды и технология их применения
- 3.3. Технология и области применения штрихового кодирования
- 3.4. Документация и технология ее формирования
- Справка о поступлении, продаже и остатках товаров
- 3.5. Технология применения электронного документооборота
- 3.6. Состав и организация внутримашинного информационного обеспечения
- 3.7. Автоматизированные банки данных, информационные базы, их особенности
- 3.8. Этапы создания базы и банка данных
- Мастера субд Access 7.0
- Способы создания таблиц в субд Access 7.0
- 3.9. Базы знаний
- Из главы следует запомнить
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Технологическое обеспечение эис и арм конечного пользователя
- 4.1. Понятие, цели и задачи технологического обеспечения
- 4.2. Диалоговый режим автоматизированной обработки информации
- 4.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации
- 4.4. Технология обработки текстовой информации
- 4.5. Технология обработки табличной информации
- 4.6. Интегрированные пакеты для офисов
- 4.7. Системы управления базами данных
- 4.8. Технология использования экспертных систем
- 4.9 Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных
- Vines Banyan
- 4.10. Нейросетевые технологии в финансово-
- Глава 5 защита информации в эис
- 5.1. Виды угроз безопасности эис
- 5.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- 5.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
- Из главы следует запомнить
- 6.1. Общая характеристика информационной системы бухгалтерского учета
- 6.2. Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 6.3. Технология компьютерной обработки учетных задач на малом предприятии
- 7.1. Специфика организации банковского дела в россии
- 7.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
- 7.4. Технические решения банковских технологий
- 7.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
- 7.7. Автоматизация межбанковских расчетов
- Глава 8 автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 8.3. Особенности информационного обеспечения аис
- 8.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- Вопросы для самоконтроля
- 9 Глава
- 9.1. Понятие казначейства. Функции казначейских органов
- 9.2. Создание казначейских органов и перспективы их развития
- 9.3. Информационное обеспечение органов казначейства
- 9.4. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
- 9.5. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
- 9.6. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
- 9.7. Организация коммуникационной системы органов казначейства
- 10 Глава
- 10.1. Понятие страховой деятельности и ее организации
- 10.2. Основные функции, функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях аит
- 10.3. Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем страхового дела
- Глава 11