logo
Титоренко издание-1

3.3. Технология и области применения штрихового кодирования

Штриховое кодирование является одним из типов автоматической идентификации, использующим метод оптического считывания информации.Оно основывается на принципе двоичной системы счисления: информация запоминается как последовательность 0 и 1. Широким линиям и широким промежуткам присваивается логическое значение 1, узким — 0. В связи с этим штриховое кодирование есть способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос.

Существуют следующие виды штриховых кодов: UPC—универсальный товарный код; разработан в США и применяется в странах Америки.

EAN— товарный код; создан в Европе на базеUPC. Соответствует названию Европейской ассоциации товарной нумерации, получившей в настоящее время статус Международной организации (EANInternational).

UCC/EAN— единый стандартизованный штриховой код; создан объединенными усилиями организаций США и Канады (UniformCodeCouncil) иEANInternational.

EANиUCC/EANнаходят применение во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации.

В соответствии с видами различаются следующие штриховые коды: UPC-12,EAN-13,EAN-14,EAN-8,UCC/EAN-128 (Code39).

UPC-12 является двенадцатиразрядным кодом. Структура кода: первая цифра кода — знак системы нумерации; пять цифр — номер производителя, следующие пять — код продукта; последняя цифра является контрольной. Пример кодаUPC-12 представлен на рис. 3.2.

В приведенном примере 3 — код лекарственных препаратов США, 00025 — код производителя, 00234 — код продукта, 9 — контрольное число.

EAN-13 является тринадцатиразрядным кодом. Структура кода следующая: первые три цифры кода обозначают, как правило, страну -производитель, следующие четыре цифры — код предприятия-производителя; затем пять цифр — код продукта; последняя цифра является контрольной. Пример кодаEAN-13 представлен на рис. 3.3. В приведенном примере: 460 — код страны, 0023 — код производителя, 10012 — код продукта, 9 — контрольное число.

EAN-8 является восьмиразрядным кодом; используется для кодирования малогабаритных упаковок. Структура кода следующая: первые три цифры кода обозначают страну -производитель товара, четыре следующие цифры — код продукта, последняя цифра является контрольной. Пример кодаEAN-8 представлен на рис. 3.4.

EAN-14 — четырнадцатиразрадный код с прямоугольным контуром. Он состоит из 13 разрядов, которые располагаются по значению в той же последовательности, что иEAN-13, и одного дополнительного разряда. Этот дополнительный разряд указывается первым и отражает специфику упаковки цифрами от 1 до 8, например, 1 — групповая упаковка, 2 — упаковка партий в контейнер и т.д. Основное назначениеEAN-14 — идентификация транспортной упаковки. Пример кодаEAN-14 представлен на рис. 3.5.

Code39 получил свое название по сочетаемости элементов три из девяти. В каждом знаке три элемента являются широкими, остальные шесть — узкими. Для отображения кода используются 43 символа, включая все прописные буквы, цифры от 0 до 9 и семь особых знаков (-.$/+% пробел),Code39 также не имеет фиксированной длины, может варьироваться до 40 разрядов.

Современной версией кода Code39 являетсяUCC/EAN-128 — алфавитно-цифровой код, также не имеющий фиксированной длины; дающий полную характеристику предмета поставки. Составляющими кода являются: светлое поле, стартовый знак (А, В и С), обеспечивающий использование наиболее полного набора знаков, знак функции, позволяющий автоматически контролировать отличие символики кода от других символик, данные, контрольное число. Основное преимущество кодаUCC/EAN-128 заключается в более плотном представлении цифровых данных, что позволяет сэкономить много места. Пример кодаUCC/EAN-128 представлен на рис. 3.6.

В приведенном примере 3 — код лекарственных препаратов США, 00025 — код производителя, 00234 — код продукта, 9 — контрольное число.

EAN-13 является тринадцатиразрядным кодом. Структура кода следующая: первые три цифры кода обозначают, как правило, страну -производитель, следующие четыре цифры — код предприятия-производителя; затем пять цифр — код продукта; последняя цифра является контрольной. Пример кодаEAN-13 представлен на рис. 3.3. В приведенном примере: 460 — код страны, 0023 — код производителя, 10012 — код продукта, 9 — контрольное число. .

Цель штрихового кодирования информации заключается в отражении таких информационных свойств товара, которые обеспечивают реальную возможность проследить за их движением к потребителю, что связано с повышением эффективности управления производством.

Необходимость внедрения штриховых кодов продиктована чрезвычайно большим объемом поставок, т.е. огромным количеством товаров (наименований), что влечет за собой практически неуправляемый паток информации, территориальной разбросанностью взаимосвязанных организаций и предприятий, недостаточной информацией о свойствах товара на его упаковке и в сопровождающей документации, отсутствием достоверной и своевременной информации у поставщиков продукции о поступлении товара к покупателю.

Использование штриховых кодов обеспечивает деятельность различных производителей и потребителей на едином товарном рынке путем использования единого кода по всей цепочке взаимосвязанных партнеров, защиту потребителя от недобросовестности изготовителей или продавцов продукции, управление потоками информации по запросу и в реальном масштабе времени на основе идентификации любого объекта, а также обмен информацией как внутри организации, так и между организациями с помощью методов и средств электронного обмена данными (ЭОД).

Система штрихового кодирования информациипредставляет собойсовокупность вида штриховых кодов и технических средств нанесения на носители информации, верификации качества печати, считывания с носителей, а также предварительной обработки данных.

Основными техническими средствами нанесения штриховых кодов на носители информации (бумага, самоклеющаяся пленка, металл, керамика, текстильное полотно, пластмасса, резина и др.) являются оборудование для изготовления мастер-фильмов (шаблонов штриховых кодов), компактные печатающие устройства различного принципа действия.

Верификация, или контроль, качества печати штриховых кодов может быть осуществлена специализированным оборудованием, оснащенным соответствующими программными средствами.

Для считывания штрихового кода с носителей информации используются сканирующие устройства различного типа: контактные карандаши и сканеры; лазерные сканеры и мобильные терминалы, считывающие информацию на расстоянии.

Мобильный терминал обеспечивает помимо считывания информации с носителей предварительную обработку данных и их передачу на компьютер для дальнейшего обобщения и анализа.

Типовая технология использования системы штрихового кодирования в России магазинами типа «супермаркет» рассматривается на примере процесса оформления поступления товаров и его продажи покупателям.

Поступление товаров на склад магазина.Поступающие на склад магазина товары направляются на контроль соответствия количеству и качеству. В результате операции осуществляется приемка товара или отказ от его приемки.

Товары поступают на склад магазина обычно в виде крупной партии в контейнерах, в деревянной, картонной или какой-либо другой таре, на которые наклеена сопроводительная этикета. При этом различаются два случая оформления этикеток: с наличием или отсутствием штрихового кода EAN-14. Поступление товара также сопровождается накладной.

Принятый товар оформляется товароведом, который оперативно вносит информацию с накладных в компьютер. При поступлении товара с нанесенным на этикетку штриховым кодом последний считывается сканером, и информация с этикетки дополнительно к информации с накладных передается на компьютер. В компьютере производятся сравнение на соответствие штрихового кода требованиям, предъявляемым к EAN-14 стандартами Российской Федерации, а также предварительная обработка данных. Этой операцией подтверждается поступление товара на склад магазина.

Если штриховой код на этикетке отсутствует, с помощью специализированной программы товаровед кодирует товары и печатает этикетки со штриховыми кодами. Для этого рабочее место товароведа оснащено техническими устройствами для маркировки товаров: термотрансферным принтером для печати этикеток, соединенным с персональным компьютером, и этикет-пистолетом для наклеивания этикеток на упаковку товара.

Складирование и хранение товара на складах.Кладовщик размещает принятый к реализации товар для хранения его на складе. Стеллажи, на которые укладывается товар с этикетками, также оснащены соответствующими бирками со штриховыми кодами. Это позволяет автоматически определить место нахождения товара. Штриховые коды на товаре в местах хранения считываются сканером для того, чтобы получить подтверждение о правильности местонахождения товара, и информация об этом передается в компьютер.

Подготовка товара к реализации.В процессе подготовки к реализации могут возникать случаи, когда товар может содержаться в единичной упаковке внутри контейнера или тары либо находиться в россыпи. Если товар имеет единичную упаковку, то на ней необязательно может быть нанесен штриховой кодEAN-13. В случае необходимости с помощью технических устройств кладовщик осуществляет маркировку товаров.

При поступлении товара в россыпи он фасуется в мелкие партии, взвешивается и упаковывается с нанесением кода EAN-13. Подготовленный таким образом товар подается в торговый зал.

Торговый зал.В торговом заде покупатель набирает необходимые продукты в тележки и подходит для оплаты к кассиру-контролеру. Рабочее место кассира-контролера оснащено сканером для считывания штриховых кодов, соединенным с кассовым аппаратом. Кассовый аппарат, в свою очередь, соединен с компьютером, в память которого занесены штриховые коды всех имеющихся товаров и соответствующие им цены, устанавливаемые магазином. Кассир проверяет на кассовом аппарате стоимость покупки, используя сканирующее устройство. Рабочее место кассира-контролера представлено на рис. 3.7.

Оперативный контроль наличия товаров в торговом зале и на складе.При поступлении заказов на продукцию компьютер идентифицирует предмет поставки и его местонахождение. Штриховые коды считываются и сверяются с каждым заказом. Выявляются дефициты и расхождения, а затем выдается в автоматическом режиме соответствующая заказу накладная на перемещение товара со склада в торговый зал. Оперативный контроль позволяют получать информацию об объеме продаж, запасах продукции на складах и их наличии в торговом зале, изменениях цен реализации в соответствии с рыночной ситуацией. Рабочие места товароведов, кладовщиков, кассиров-контролеров и руководящего персонала магазина (директора, бухгалтера, менеджера) объединяются в единую вычислительную сеть.

Применение штрихового кодирования в супермаркете дает большой эффект за счет уменьшения трудоемкости и затрат на поиск, хранение, доставку, инвентаризацию продукции и координацию деятельности многих специалистов: проводит к сокращению управленческого персонала, занятого подготовкой и оформлением документации; способствует увеличению объема реализации продукции и товарооборота на основе уменьшения времени прохождения товара на всех операциях движения продукции.

Кроме супермаркетов в Российской Федерации штриховые коды начали использоваться в библиотеках для идентификации' читательских билетов и книг, в медицине на станциях переливания крови для идентификации доноров и характеристик крови. В перспективе применение штриховых кодов будет приближаться к международному уровню.

На международном уровне штриховые коды внедрены не только в сферу торговли. В официальном электронном справочнике ООН (по состоянию на январь 1997 г.) определены следующие области использования штрихового кодирования: учет, таможенный контроль, пенсионное обеспечение, здравоохранение, социальное страхование, судебная практика, трудоустройство, статистика, строительство, финансы, промышленность, туризм, торговые сделки и др. В настоящее время штриховые коды нашли применение в сельском хозяйстве и рыбной промышленности (Нидерланды), в охране окружающей среды (Сингапур), в идентификации упаковок монет и банкнот (Дания), при предоставлении телефонных счетов к оплате (Коста-Рика), в грузовых перевозках для отслеживания движения грузов по железным дорогам (Новая Зеландия).

Возможности развития системы штрихового кодирования далеко не исчерпаны.

Система оперативного сбора данных может развиваться как по пути увеличения количества точек сбора данных, так и в направлении использования усовершенствованных систем считывания штриховых кодов. Например, могут быть использованы лазерные сканеры со встроенным миниатюрным радиопередатчиком с радиусом действия до 12—15 метров.

В перспективе предусматривается использование спутниковых каналов связи для электронного обмена данными (ЭОД) с установкой контрольных информационных пунктов на сортировочных станциях железной дороги, на автомобильном, воздушном, морском и речном видах транспорта.