6.3. Технология компьютерной обработки учетных задач на малом предприятии
В связи с развитием элегаронно-вычислительиой техники и появлением персональных компьютеров появилась возможность кардинального изменения подхода к постановке бухгалтерского учета на малом предприятии. Это связано с ростом количества ПЭВМ, повышением их технических характеристик, снижением цен на них.
Решая вопрос компьютеризации на малом предприятии, необходимо учитывать ряд факторов, связанных со спецификой финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, его экономическими возможностями, а также уровнем подготовки персонала. Подбор оптимальной конфигурации технических средств и программного обеспечения является серьезной проблемой, с которой сталкивается малое предприятие. Это связано с тем, что среди сотрудников малого предприятия редко встречаются специалисты, разбирающиеся в вопросах компьютеризации бухгалтерского учета. Для составления индивидуального проекта не у всякого малого предприятия хватит средств, поэтому важное значение здесь имеет правильный выбор типового проекта и адаптация его к конкретным условиям своего предприятия. Как правило, следует выбирать фирму, обеспечивающую конкретную помощь Во внедрении типового проекта и издающую хорошую документацию по его освоению. При выборе типового проекта малому предприятию необходимо ориентироваться на хорошо зарекомендовавшие себя фирмы, ознакомиться с результатами конкурсов программ автоматизации бухгалтерского учета, которые регулярно публикуются в журнале «Бухгалтерский учет», «финансовой газете».
Компьютеризация бухгалтерского учета на малых предприятиях ведется на основе большого количества программных средств, относящихся к классам «Мини-бухгалтерия» и «Интегрированная бухгалтерская система».
Пакеты мини-бухгалтерии имеют много общего и действуют по аналогичной схеме обработки информации. Рассмотрим принцип работы этих пакетов на примере «1С:Бухгалтерия» (версия 6.0).
Программа ориентирована на привычную ручную работу бухгалтера и журнально-ордерную систему. Меню программы составлено в удобной форме, имеется возможность пересчета остатков и оборотов после ввода и изменений операций, получение итогов за любой расчетный период и интервал времени. В программе имеется возможность формирования и печати всех необходимых первичных документов: приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, платежных документов. Программа обеспечивает ведение учета в валюте, хранит курсы валют и позволяет автоматически выполнять переоценку валют.
Результатом обработки является набор форм отчетности для анализа финансового состояния предприятия на основе показателей, принятых в международной практике. В руководстве дано описание макроязыка, используемого для самостоятельного составления документов и отчетов произвольной формы.
В исходном состоянии программа меню содержит следующие блоки: «Операции», «Отчетность», «Сервис», «Окна» и «Помощь». Но при работе в большинстве режимов программы в меню появляется еще одна группа функций — «Действия», которая перечисляет действия, доступные в текущем режиме работы. Ниже строки меню располагается линейка пиктограмм. С ее помощью можно быстро вставить наиболее часто встречающиеся действия, например, печать, поиск строки, вставка, копирование, удаление и т.д. В нижней части окна располагается информационная строка — в ней выводятся сообщения о выполняемых программой действиях, подсказки и т.д. Остальная часть окна «1С: Бухгалтерии» является рабочим пространством — в нем выводятся списки, бланки запросов, редактируемые документы и т.д.
Каждому блоку меню соответствует группа подчиненных ему функций (рис. 6.1).
Операции Отчетность Ссряк Окна Помощь
Журнал операций Расчет итогов
Счета Сводная проводка
Виды субконго Шахматка
Валюты Оборотно-сальдовая Общие парамет-
-ведомость ры
Константы Оборотно-сальдовая Параметры
Корр. проводки ведомость по счету отчето
Типовые операции
Документы и расчеты Обороты счета (глав- Параметры печа-
ная книга) ти отчетов
Интервал операций Журнал-ордер и ве- Параметры жур-
домость по счету нала операций
Перенос операций Анализ счета Принтер
Удаление операций Карточка счета
Замена номера жур- Анализ счета по суб- Сохранение дан-
нала конто ных
Выход Анализ счета по да- Архив данных
там
Анализ субконго Установить пароль
Карточка субконго Калькулятор
Обороты между суб- Табло
конто
Отчеты по журналу Табло счетов
операций
Произвольные отчеты Рис. 6.1. Главное меню программы *1С Бухгалтерия» — версия 6.0
Рассмотрим схему технологии обработки бухгалтерской информации при помощи пакета «1С:Бухгалтерия».
Технологический процесс включает подготовительный, начальный и основной этапы.
Подготовительный этап выполняется при внедрении проекта. При этом осуществляется ввод реквизитов предприятия, данных о руководстве, главном бухгалтере (осуществляется режимом «константы»).
Выполняется корректировка и заполнение базы данных. Ведется просмотр плана счетов (режим «счета»), добавление счетов, выделение субсчетов по некоторым счетам для ведения аналитического учета. Просматриваются типовые проводки (режим «типовые проводки») и самостоятельно формируются дополнительные проводки. «Типовые проводки» предназначены для упрощения ввода стандартных и часто используемых операций. При вводе типовой проводки создается одна или несколько проводок, причем суммы этих проводок вычисляются автоматически. Корректировка плана счетов может выполняться периодически. Функция «Валюты» обеспечивает хранение курса валют. В режиме «Виды субконто» отмечаются те счета, по которым будет вестись аналитический учет, например «материалы», «основные средства». Для каждого вида субконто в специальной таблице составляется список субконто с указанием цены по каждой позиции (табл. 6.1):
Таблица 6.1. Ошеис субканяю «ovhowhs <feScmu»
Код Субкоито Цена
1 Здание 250 000 000
2 Спаюк 5 000 000
3 Компьютер 6000000
Далее осуществляем ввод начальных остатков по каждому счету. Для этого необходимо войти в режим «Сервис» (функция «Параметры») и установить рабочий период и дату, предшествующие текущим, а затем войти в режим «Операции» (функция «Интервал операций»). Предварительно в верхней части экрана проверяется правильность рабочего периода и даты. Проводки состоят из номера счета, его корреспонденции «ОО» и суммы. При этом, если счет активный, в дебете записывается номер счета, а в кредите «ОО» и наоборот. Проверка правильности ввода остатков осуществляется функциями «Расчет итогов» и «Оборотно -сальдовая ведомость». Если остатки введены верно, то остатки по «ОО» счету должны быть нулевыми, а суммы дебетовых и кредитовых оборотов равны. После ввода и проверки ввода остатков необходимо выполнить режим «Закрытие периода». При этом машина автоматически установит новый расчетный период, что необходимо проверить режимами «Установка параметров» и «Интервалы операций».
Начальный этап выполняется периодически, по мере ведения отчетного периода, и заключается во вводе в машину переменных данных с различных бухгалтерских первичных документов; реализуется функцией «Журнал хозяйственных операций». В журнал последовательно вводятся следующие реквизиты: дата, дебет, кредит, сумма, краткое содержание операции. При вводе номера счета, по которому ведется субконто, вводится «Количество», а «Сумма» исчисляется автоматически на основе введенной в список субконто «Цены». Функция «Документы и расчеты» предоставляет еще более универсальные и гибкие средства для ввода документов и проведения бухгалтерских расчетов. С помощью этого режима в журнал операций можно сразу ввести данные о некотором документе или расчете и связанные с ним проводки, которые автоматически рассчитываются по заданным формулам.
Основной этап завершается режимом «Отчетность», который реализует следующие функции:
*• «Расчет итогов» — выполняется перед формированием всех выходных документов, перечисленных ниже, на основании данных журнала операций. Расчет итогов производится по всему кварталу установленного периода или за конкретный месяц.
- «Сводные проводки» — ведет переброску сводных сумм с дебета одного счета в кредит другого.
*• «Шахматка» — табличное представление оборотов сумм с одного счета на другой (сводных проводок) и оборотов по счетам.
- «Оборотно-сальдовая ведомость» — формирует по каждому счету (субсчету) остаток на начало периода, обороты (Дт и Кт) и остаток на конец периода. Остатки на начало квартала формируются при закрытии предыдущего периода. В нижней строке оборотно-сальдовой ведомости выводятся итоги по оборотам и остаткам.
-• «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» — создает оборот-но-сальдовую ведомость по каждому счету.
- «Обороты счета» (Главная книга) — формирует сальдо и обороты по дебету и кредиту счета и обороты в корреспонденции с другими счетами за указанные месяцы или квартал.
-• «Журнал-ордер и ведомость по счету» — выводит те же данные, что и «Обороты счета», но в детализации по датам и по отдельным проводкам.
-• «Карточка счета» — содержит все проводки с указаниями конкретного счета, позволяет получить Кассовую книгу, выписки из банка и тд.
- «Анализ счета по субконто» — для каждого субконто выводится остаток на начало периода, обороты и остаток на конец периода, список корреспондирующих счетов с указанием дебетового и кредитового оборота по каждому счету в отдельности.
- «Анализ счета по датам» — по каждой дате рабочего периода выводится остаток на начало, обороты и остаток на конец периода с указанием корреспондирующих счетов.
»• «Анализ субконто» — предоставляет бухгалтеру оборотно-сальдовую ведомость по субконто.
- «Карточка субконто» — содержит все проводки по выбранному объекту аналитического учета за указанный период, включает остатки на начало и конец периода, обороты за период и остатки после каждой операции. Данные выводятся в натуральном и стоимостном выражении. Документ получается из списка субконто.
-• «Обороты между субконто» — формируются обороты между субконто одного вида и одним или несколькими субконто другого вида.
- «Отчеты по Журналу операций» — производится выборка проводок из Журнала операций по определенным счетам, хоррес-повденциям и другим признакам.
» «Произвольные отчеты» — программа предоставляет широкие возможности создания отчетов произвольной формы. При необходимости бухгалтер может сам изменить форму любого отчета или формулы расчета его показателей. Кроме того, бухгалтер может создать и новый отчет в соответствии со своими потребностями. В комплект поставки входит также набор отчетов для налоговой инспекции — баланс и приложения к нему, расчеты налогов и т.д.
После составления отчетов и закрытия отчетного периода выполняется функция «Закрытого периода», которая обеспечивает автоматический переход к новому расчетному периоду. Во избежание потери информации в машине в случае возникновения внештатных ситуаций рекомендуется ежедневно перезаписывать информацию на дискету. Функция «Сохранение данных» позволяет сохранить введенную информацию на дискетах, а также использовать ее для передачи на другие компьютеры.
Из главы следует запомнить
• Бухгалтерский учет имеет сложную информационную систему, состоящую из комплексов учетных задач, имеющих внутренние и внешние связи. Изучение этих связей необходимо при разработке комплексных систем компьютерной обработки учетных задач, основанных на организации вычислительных сетей.
• Разработка информационного обеспечения бухгалтерского учета включает определение состава учетных показателей, внедрение унифицированной системы документации, использование общегосударственных, отраслевых и локальных классификаторов.
• Основой типовых проектов компьютеризации бухгалтерского учета является создание базы данных в ПЭВМ, файлов справочной, условно-постоянной и переменной информации.
• Технология децентрализованной обработки учетных данных включает этапы: подготовительный, начальный и основной, каждые выполняются последовательно, в соответствии с меню программы.
• Функциональные пакеты бухгалтерского учета можно классифицировать по ряду признаков. В основе классификации разделение пакетов, ориентированных на малые, средние и крупные предприятия. Особое место занимают сетевые версии программ.
• Технология обработки учетных задач имеет свои особенности на малых, средних и крупных предприятиях.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют функциональные подсистемы, определяющие ввд деятельности предприятия, организации, фирмы, и их информационные связи с подсистемой бухгалтерского учета?
2. Дайте характеристику комплексам бухгалтерских задач и их изменениям в связи с организацией вычислительных сетей.
3. Каково информационное обеспечение бухгалтерского учета?
4. В чем состоят характерные черты компьютерной информационной технологии обработки бухгалтерских задач?
5. Назовите этапы технологического процесса и раскройте их содержание.
6. Дайте характеристику программного обеспечения технологии компьютерной обработки бухгалтерских задач.
7. Охарактеризуйте пакеты программ для обработки бухгалтерского учета на малом предприятии.
8. Назовите этапы технологического процесса обработки бухгалтерского учета на малом предприятии.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Современное состояние и особенности банковской деятельности в России
• Принципы создания автоматизированных банковских систем, проблемы их развития
• Характерные черты информационного обеспечения банковских технологий; особенности технического обеспечения
• Требования к выбору базовых программных средств
• Функциональное назначение основных прикладных программных решений
- Введение
- 1 Раздел информатизация в управлении экономикой
- 1 Глава
- Информационные процессы в экономике
- Информационный ресурс – основа информатизации экономической деятельности
- Автоматизированные информационные системы и их классификация
- Аис промышленности
- Отраслевые аис
- Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы конечного пользователя
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 2 методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 2.1. Структурная и функциональная организация аис и аит
- Информационные потоки(внешние информационные связи) Внешняя среда
- 2.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 2.3. Особенности проектирования аит
- 2.4. Содержание и методы ввдения проектировочных работ
- 2.5 Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- Технология постановки задачи
- Информация о поступлении товаров
- Информация о ценах
- Структура выходного документа
- Глава 3 Информационное обеспечение эис и технологий
- 3.1. Структура и содержание информационного обеспечения
- 3.2. Классификаторы, коды и технология их применения
- 3.3. Технология и области применения штрихового кодирования
- 3.4. Документация и технология ее формирования
- Справка о поступлении, продаже и остатках товаров
- 3.5. Технология применения электронного документооборота
- 3.6. Состав и организация внутримашинного информационного обеспечения
- 3.7. Автоматизированные банки данных, информационные базы, их особенности
- 3.8. Этапы создания базы и банка данных
- Мастера субд Access 7.0
- Способы создания таблиц в субд Access 7.0
- 3.9. Базы знаний
- Из главы следует запомнить
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 4. Технологическое обеспечение эис и арм конечного пользователя
- 4.1. Понятие, цели и задачи технологического обеспечения
- 4.2. Диалоговый режим автоматизированной обработки информации
- 4.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации
- 4.4. Технология обработки текстовой информации
- 4.5. Технология обработки табличной информации
- 4.6. Интегрированные пакеты для офисов
- 4.7. Системы управления базами данных
- 4.8. Технология использования экспертных систем
- 4.9 Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных
- Vines Banyan
- 4.10. Нейросетевые технологии в финансово-
- Глава 5 защита информации в эис
- 5.1. Виды угроз безопасности эис
- 5.2. Методы и средства защиты информации в экономических информационных системах
- 5.3. Основные виды защиты, используемые в аит банковской деятельности
- Из главы следует запомнить
- 6.1. Общая характеристика информационной системы бухгалтерского учета
- 6.2. Компьютерные информационные технологии в бухгалтерском учете
- 6.3. Технология компьютерной обработки учетных задач на малом предприятии
- 7.1. Специфика организации банковского дела в россии
- 7.2. Проблемы создания автоматизированных банковских систем
- 7.4. Технические решения банковских технологий
- 7.6. Функциональные задачи и модули банковских систем
- 7.7. Автоматизация межбанковских расчетов
- Глава 8 автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 8.3. Особенности информационного обеспечения аис
- 8.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- Вопросы для самоконтроля
- 9 Глава
- 9.1. Понятие казначейства. Функции казначейских органов
- 9.2. Создание казначейских органов и перспективы их развития
- 9.3. Информационное обеспечение органов казначейства
- 9.4. Организация автоматизированной информационной технологии в органах казначейства
- 9.5. Терминальная архитектура автоматизированной информационной системы казначейства
- 9.6. Архитектура «клиент - сервер» автоматизированной информационной технологии казначейства
- 9.7. Организация коммуникационной системы органов казначейства
- 10 Глава
- 10.1. Понятие страховой деятельности и ее организации
- 10.2. Основные функции, функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях аит
- 10.3. Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем страхового дела
- Глава 11