Древесная сортировка
При использовании этой сортировки в массиве постоянно поддерживается такой порядок, при котором максимальный элемент всегда будет оказываться в A[1]. Сортировка называется древесной, потому что в этом методе используется структура данных, называемая двоичным деревом. При чем используется представление дерева в виде массива (см. п. 2.3.4.4) и при сортировке используется тот же способ расположения вершин дерева в массиве.
Пусть A[1]...A[n] – массив, подлежащий сортировке. Вершинами дерева будут числа от 1 до n; о числе A[i] будем говорить как о числе, стоящем в вершине i. В процессе сортировки количество вершин дерева будет сокращаться. Число вершин текущего дерева будем хранить в переменной k. Таким образом, в процессе работы алгоритма массив A[1]...A[n] делится на две части: в A[1]...A[k] хранятся числа на дереве, а в A[k+1]...A[n] хранится уже отсортированная в порядке возрастания часть массива – элементы, уже занявшие свое законное место.
На каждом шаге алгоритм будет изымать максимальный элемент дерева, и помещать его в отсортированную часть, на освободившееся в результате сокращения дерева место.
Договоримся о терминологии. Вершинами дерева считаются числа от 1 до текущего значения переменной k. У каждой вершины s могут быть потомки 2s и 2s+1. Если оба этих числа больше k, то потомков нет; такая вершина называется листом. Если 2s=k, то вершина s имеет ровно одного потомка (2s).
Для каждого s из 1...k рассмотрим «поддерево» с корнем в s: оно содержит вершину s и всех ее потомков. Вершина s называется регулярной, если стоящее в ней число – максимальный элемент s-поддерева; s-поддерево называется регулярным, если все его вершины регулярны. В частности, любой лист образует регулярное одноэлементное поддерево.
Теперь запишем алгоритм сортировки:
procedure TreeSort (n: integer;
var A: array[1..n] of integer);
{Процедура древесной (пирамидальной) сортировки}
var
u, k: integer;
procedure Exchange(i, j: integer);
{Процедура обмена двух элементов}
var
Tmp: integer;
begin
Tmp := A[i];
A[i] := A[j];
A[j] := Tmp;
end; {Exchange}
procedure Restore(s: integer);
{Процедура восстановления регулярности поддерева с корнем s}
var
t: integer;
begin
t:=s; {начинаем с корня поддерева}
while ((2*t+1 <= k) and (A[2*t+1] > A[t])) or
((2*t <= k) and (A[2*t] > A[t])) do begin
{Пока не просмотрено все поддерево и вершина t нерегулярна}
if (2*t+1 <= k) and (A[2*t+1] >= A[2*t]) then begin
{Меняем корень поддерева с его правым потомком}
Exchange(t, 2*t+1);
t := 2*t+1; {переход к правому потомку}
end else begin
{Меняем корень поддерева с его левым потомком}
Exchange(t, 2*t);
t := 2*t; {переход к правому потомку}
end;
end;
end; {Restore}
begin
k:=n;
u:=n;
while u <> 0 do begin
Restore(u);
u := u - 1;
end;
while k <> 1 do begin
Exchange(1, k);
k := k - 1;
Restore(1);
end;
end; {TreeSort}
В качестве вспомогательных процедур используются процедуры обмена двух элементов Exchange и процедура восстановления регулярности s-поддерева в корне – Restore. Первая процедура введена исключительно для лучшей наглядности. Вторая требуется для восстановления регулярности поддерева, которая может нарушиться после обменов элементов.
Рисунок 44. Древесная сортировка
Рассмотрим восстановление регулярности подробнее. Пусть в s-поддереве все вершины, кроме разве что вершины t, регулярны. Рассмотрим потомков вершины t. Они регулярны, и потому содержат наибольшие числа в своих поддеревьях. Таким образом, на роль наибольшего числа в t-поддереве могут претендовать число в самой вершине t и числа, содержащиеся в ее потомках (в первом случае вершина t регулярна, и все в порядке).
После обмена вершина t становится регулярной (в нее попадает максимальное число t-поддерева). Не принявший участия в обмене потомок остается регулярным, а принявший участие может и не быть регулярным. В остальных вершинах s-поддерева не изменились ни числа, ни поддеревья их потомков (разве что два элемента поддерева поменялись местами), так что регулярность не нарушилась.
Эта же процедура может использоваться для того, чтобы сделать 1-поддерево регулярным на начальной стадии сортировки (см. первый цикл в теле основной процедуры).
Преимущество этого алгоритма перед другими в том, что он, имея максимальную временную сложность Tmax(n), пропорциональную O(n*log n) (внутри внешнего цикла зависящего от n линейно вызывается процедура Restore, требующая порядка log n действий), не требует дополнительной памяти порядка O(n).
- Содержание
- Основные сведения
- Понятия алгоритма и структуры данных
- Анализ сложности и эффективности алгоритмов и структур данных
- Структуры данных
- Элементарные данные
- Данные числовых типов
- Данные целочисленного типа
- Данные вещественного типа
- Операции над данными числовых типов
- Данные символьного типа
- Данные логического типа
- Данные типа указатель
- Линейные структуры данных
- Множество
- Линейные списки
- Линейный однонаправленный список
- Линейный двунаправленный список
- Циклические списки
- Циклический однонаправленный список
- Циклический двунаправленный список
- Разреженные матрицы
- Матрицы с математическим описанием местоположения элементов
- Матрицы со случайным расположением элементов
- Очередь
- Нелинейные структуры данных
- Мультисписки
- Слоеные списки
- Спецификация
- Реализация
- Деревья
- Общие сведения
- Обходы деревьев
- Спецификация двоичных деревьев
- Реализация
- Основные операции
- Организация
- Представление файлов b-деревьями
- Основные операции
- Общая оценка b-деревьев
- Алгоритмы обработки данных
- Методы разработки алгоритмов
- Метод декомпозиции
- Динамическое программирование
- Поиск с возвратом
- Метод ветвей и границ
- Метод альфа-бета отсечения
- Локальные и глобальные оптимальные решения
- Алгоритмы поиска
- Поиск в линейных структурах
- Последовательный (линейный) поиск
- Бинарный поиск
- Хеширование данных
- Функция хеширования
- Открытое хеширование
- Закрытое хеширование
- Реструктуризация хеш-таблиц
- Поиск по вторичным ключам
- Инвертированные индексы
- Битовые карты
- Использование деревьев в задачах поиска
- Упорядоченные деревья поиска
- Случайные деревья поиска
- Оптимальные деревья поиска
- Сбалансированные по высоте деревья поиска
- Поиск в тексте
- Прямой поиск
- Алгоритм Кнута, Мориса и Пратта
- Алгоритм Боуера и Мура
- Алгоритмы кодирования (сжатия) данных
- Общие сведения
- Метод Хаффмана. Оптимальные префиксные коды
- Кодовые деревья
- Алгоритмы сортировки
- Основные сведения. Внутренняя и внешняя сортировка
- Алгоритмы внутренней сортировки
- Сортировка подсчетом
- Сортировка простым включением
- Сортировка методом Шелла
- Сортировка простым извлечением.
- Древесная сортировка
- Сортировка методом пузырька
- Быстрая сортировка (Хоара)
- Сортировка слиянием
- Сортировка распределением
- Сравнение алгоритмов внутренней сортировки
- Алгоритмы внешней сортировки
- Алгоритмы на графах
- Алгоритм определения циклов
- Алгоритмы обхода графа
- Поиск в глубину
- Поиск в ширину (Волновой алгоритм)
- Нахождение кратчайшего пути
- Алгоритм Дейкстры
- Алгоритм Флойда
- Переборные алгоритмы
- Нахождение минимального остовного дерева
- Алгоритм Прима
- Алгоритм Крускала
- 190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67