logo search
ОИТ_Учебник

Основные свойства информационных технологий.

Информационная технология (ИТ)комплекс взаимосвязанных научных, технологических, экономических, инженерных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, средств, правил, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа,хранения,интерпретации, выделения и применения данных и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объёме и заданного качества с применением современных программных и компьютерных средств. В настоящее время под информационными технологиями чаще всего подразумеваюткомпьютерные информационные технологии,так как имеет место активное использование компьютерной техники ипрограммного обеспечениядля получения, хранения, обработки и передачи информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Внедрение ИТ должно начинаться с алгоритмизации, создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Выделяют следующие основные характеристики информационной технологии:

Основные составляющие информационных технологий:

1. Техническое обеспечение – это аппаратные средства и средства коммуникации, обеспечивающие работу ИТ. Как правило, включают персональные компьютеры, периферийные устройства, линии связи, сетевое оборудование и др.

2. Программное обеспечение (ПО) непосредственно реализует функции получения, обработки, хранения, отображения, поиска и анализа данных, обеспечивает взаимодействие пользователя с ЭВМ посредством пользовательского интерфейса. ПО находится в прямой зависимости от технического обеспечения.

3. Информационное обеспечение представляет собой совокупность проектных решений по видам, объемам, способам размещения и формам организации информации.

5. Методическое обеспечение – это комплекс нормативно методических и инструктивных материалов по подготовке и оформлению документов по эксплуатации технических средств и компьютерной сети, организации работы специалистов - пользователей и технического персонала.

5. Математическое обеспечение – это совокупность алгоритмов, математических методов, моделей обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектных работ. Математическое обеспечение вклю­чает средства моделирования процессов проектирования и управления, методы и средства решения типовых задач экономики и управления, методы оптимизации запасов материальных ресурсов и принятия оптимальных управленческих решений.

6. Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих право­отношения при создании, внедрении и использовании ИТ.

7. Лингвистическое обеспечение включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИТ, а также правил формализации естествен­ного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью по­вышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с средствами ИТ.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

1. Целесообразность. ИТ реализуется с целью по­вышения эффективности производства или иной деятельности путем автоматизации бизнес-процесс, в которых большую роль играет надежность, своевременность и пол­нота информации. Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целе­направленных и регламентированных видов деятельности, достигающих значимых для организации результатов.

2. Системная полнота илицелостность процесса. Процесс включает все элементы, обеспечивающие необходимую завершенность действий человека в достижении постав­ленной цели.

3. Регулярность процесса ивысокая степень расчлененности его на однозначные этапы.

5. Взаимодействие с внешней средой.

6. Реализация во времени. Информационная технология должна соответствовать новым потребностям организации, реагировать на изменения бизнес-процессов и учитывать но­вые возможности технических средств и программного обеспечения. Поэтому после внедрения ИТ, как правило, происходит ее постоянное развитие: модифи­кация, изменение структуры, включение новых компонентов.

Классификация информационных технологийзависит от критерия классификации. В ка­честве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии.

По типу обрабаты­ваемых данных ИТ разделяются на: текстовые, табличные, графические, гипертекстовые. Информационные технологии, предназначенные для обработки одновременно несколь­ких видов информации (текстовой, графической, звуковой, видео и т.д.), называютсямультимедийными информационными технологиями.

По степени распределенности выполняемых операций выделяютлокальные исетевые информационные технологии.

Наиболее наглядной классификацией информационных технологий яв­ляется классификация по степени автоматизации задач управления. В соответствии с этим признаком выделяют пять основных видов ИТ:

1. Технологии обработки данных. Предназначены для решения структурирован­ных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых име­ются все необходимые входные данные.

2. Автоматизация функций управления. Цель такой ИТ удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников организаций, имеющих дело с принятием ре­шений, на основе различных видов отчетов.

3. Электронный офис. Обеспечивает организацию и поддержку коммуникационных про­цессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и обработки информации. Технология автомати­зации офиса строится на базе таких продуктов, как текстовые и табличные редакторы, электронная почта, электронный календарь, телеконференции, системы электронного до­кументооборота и т.д.

5. Системы поддержки принятия решений. Обеспечивает переработку больших объ­емов информации и принятия решения. Особенность данной ИТ в том, что человек активно участвует в данном процессе на начальной и завершающей стадиях (вводит данные в компьютер и принимает окончательное решение на основе полученной инфор­мации), а компьютер под управлением человека создает новую информацию.

5. Экспертная поддержка. Дает возможность получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания, и принимать обоснованные решения.

Контрольные вопросы

  1. Опишите принцип работы системы передачи информации.

  2. Что такое код? Какое количество кодовых комбинаций необходимо для кодирования всех символов русского алфавита, белорусского алфавита?

  3. Что такое разрядная сетка ЭВМ? Чем она определяется?

  4. Какие форматы используются для представления: а) целых; б) вещественных чисел?

  5. Сколько кодовых комбинаций можно представить с помощью одного байта?

  6. В чем состоит особенность представления графической информации?

  7. Каким образом представляются команды в ЭВМ?

  8. Что такое система счисления?

  9. Что называется основанием (базисом) системы счисления?

  10. Какая система счисления называется позиционной системой счисления?

  11. Представьте число 132,35610 в виде полинома.

  12. Какое максимальное число можно представить с помощью двух (трех, восьми, шестнадцати) разрядов?

  13. Как перевести число из двоичной системы счисления в восьмеричную (шестнадцатеричную) систему счисления?