logo
ОИТ_Учебник

2.1. Программное обеспечение. Текстовые редакторы, их возможности и назначение

Программное обеспечение (ПО) — это совокупность компьютерных программ получения, поиска, передачи, хранения, обработки данных и необходимых для их эксплуатации документов. По назначению программное обеспечение разделяется на

Системное программное обеспечение представляет собой совокупность взаимосвязанных программ, которые обеспечивают функционирование средств вычислительной техники как таковых без выполнения операций по реализации функций офисных технологий. Системное ПО являются продолжением аппаратного обеспечения компьютера. Оно подразделяется на базовое и сервисное.

Базовое ПО включает: операционные системы, командно-файловые процессоры (операционные оболочки), системные утилиты.

Операционная система — это совокупность программных средств, обеспечивающая управление аппаратной частью компьютера и прикладными программами, а также их взаимодействие между собой и пользователем.

Командно-файловые процессоры или операционные оболочки — это специальные программы, предназначенные для облегчения общения пользователя с командами операционной системы (например, Norton Сommander, Total Commander и др.).

Системные утилиты (от латин. utilitas — польза) — программы, служащие для вспомогательных операций обработки данных или обслуживания компьютера (диагностика, тестирование аппаратных или программных средств, оптимизация использования дискового пространства, восстановления разрушенной на магнитном диске информации и т.д.).

Сервисное ПО – программы и программные комплексы для выполнения вспомогательных сервисных услуг, например, антивирусные программы.

Прикладное программное обеспечение представляет собой совокупность программных комплексов, обеспечивающих решение конкретных задач при реализации тех или иных функций офисных технологий. Прикладное программное обеспечение работает только при наличии системного программного обеспечения. Прикладное ПО включает пакеты прикладных программ (ППП), которые называют также приложениями.

Пакеты прикладных программ (ППП) — это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области. ППП могут быть общего или специального назначения.

К пакетам прикладных программ общего назначения относятся:

Пакеты прикладных программ специального назначения ориентированы на решение задач в определенной предметной области. К ним относятся: пакеты компьютерной математики для научно-технических расчетов (например, Matematica, Mathcad, Matlab), пакеты моделирования и компьютерного инженерного анализа (например,Ansys.Inc, Nastranи др.); пакеты статистической обработки данных; системы поддержки принятия решений (Assistant Choice, Multi expertи др.), корпоративные информационные системы (ERWin,BPWinи др.), обучающие программы, бухгалтерские и экономические пакеты и др. Прикладные программы пользователей служат для решения практических задач в различных предметных областях. Они автоматизируют практически все виды человеческой деятельности.

Инструментальное обеспечение разработки программ выполняется комплексом программного обеспечения, с помощью которого могут разрабатываться и адаптироваться к конкретным условиям применения те или иные функциональные программы, например для офисных технологий. Для разработки программ разработаны и применяются мощные системы программирования — это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Системы программирования обычно содержат: трансляторы; среду разработки программ; библиотеки справочных программ; отладчики; редакторы связей и др.

Текстовые редакторы

Текстовый редактор Microsoft Word 2010

В настоящее время широкое распространение получил текстовый редактор Microsoft Word 2010, представляющий собой интегрированную программную среду для создания и редактирования документов произвольной структуры. Он обеспечивает ввод, редактирование и форматирование текста, вставку диаграмм, таблиц и рисунков, обмен данными с другими приложениями Windows, работу с гипертекстовыми документами, просмотр веб-страниц и размещение документов на веб-страницах, подготовку писем и их рассылку по электронной почте. Текстовый процессор содержит большой набор шаблонов, облегчающих создание стандартных документов, позволяет создавать записи в блоге.

Аналогичная версия текстовогопроцессора представлена в офисном пакетеOpen Office - одном из ведущих систем для обработки текстов, электронных таблиц, презентаций,  графиков, баз данных и многого другого. Этот мультиязычный и мультиплатформенный офисный пакет с открытым исходным кодом доступен на многих языках и работает на всех персональных компьютерах. Совместим с основными офисными пакетами. Его можно загрузить и использовать совершенно свободно для любых целей бесплатно.

Для верстки и дизайна бизнес публикаций часто применяется программа PageMaker. Тесная интеграция с программамиAdobe Photoshop,Illustrator, Acrobatвплоть до уровня «drag and drop» и совместимость с текстовым редакторомWord 2010 обеспечивает удовлетворение большинства требований по верстке и оформлению.Запуск программы осуществляется командой Пуск, Программы Microsoft Office 2010, Microsoft Office Word 2010 или щелчком мыши по пиктограмме W на рабочем столе или в строке состояния. После запуска программы на выполнение на экране отображается рабочее окно Microsoft Word 2010 (рис. 2.1.). Выход из программы осуществляется командой Файл, Выход главного меню или комбинацией клавиш Alt + F5.

В верхней части расположена строка заголовка 1, в которой выводится имя редактируемого документа и название программы. В левой части строки заголовка размещается кнопка системного меню W, а в правой – кнопки свертывания, развертывания/восстановления и закрытия окна 6. Ниже строки заголовка расположены меню Файл и Лента 2, панель быстрого доступа 3, рабочее окно и строка состояния 11.

В рабочем окне расположены: окно документа 5; горизонтальная и вертикальная линейки прокрутки 9. Горизонтальная линейка прокрутки появляется в том случае, когда ширина окна программы становится уже окна документа. Выше вертикальной линейки прокрутки расположены кнопка управления делением окна документа разделительной линией на две части по горизонтали 7 и кнопка управления линейками 8, позволяющая показать или убрать линейки, не обращаясь к командам ленты Вид. На вертикальной линейке прокрутки расположена кнопка Выбор объекта перехода 10.

В окне документа расположен курсор ввода (точка вставки), который отмечает место вставки текста или других объектов в документ 13; горизонтальная и вертикальная линейки прокрутки 5 4, 12. Над вертикальной линейкой прокрутки расположена кнопка маркера табуляторов 154.

Меню Файл

Кнопка меню Файл (кнопка Office) расположена в верхнем левом углу экрана. Это меню содержит команды работы с файлами: создания, открытия, закрытия, сохранения, печати и др. Для выхода из меню щелкните по ярлычку ленты Главная или ярлычку другой ленты. ?

Рис. 2.1. Окно программы MS Word 2010

1 – строка заголовка; 2 – лента инструментов?; 3 – панель быстрого доступа; 5 4? – горизонтальная линейка прокрутки; 5 – окно документа; 6 – кнопки свертывания, развертывания и закрытия окна; 7 – кнопка деления окна документа; 8 – кнопка управления линейками; 9 – вертикальная линейка прокрутки; 10 – кнопка перехода к объекту; 11 – строка состояния; 12 – вертикальная линейка; 13 – курсор (точка вставки); 15 14 – установка табуляторов. ?

Лента инструментов

В программах офисного пакета Microsoft Office 2010 самым главным нововведением последних лет было использование ленточного интерфейса, заменившего меню и панели инструментов предыдущих версий. Лента, с расположенными на ней инструментами, размещается вверху окна. Лента состоит из трех элементов: вкладок, групп и команд.

Вкладки. На вкладках собраны команды по их функциональному назначению. Доступ к вкладкам осуществляется с помощью ярлычков. Имеется возможность добавлять на ленту новые кнопки, а также добавлять новую вкладку, новую группу на существующую вкладку с любым набором команд.

Группы. Каждая вкладка содержит несколько групп команд, объединенных по функциональному назначению. Например, на вкладке Главная имеется пять групп: Буфер обмена, Шрифт, Абзац, Стили, Редактирование.

Команды – это кнопка, поле для ввода информации или меню. Все кнопки снабжены всплывающими подсказками.

Ленту можно изменять и дополнять. Для настройки ленты необходимо вызвать контекстное меню ленты щелчком правой кнопкой мыши по свободному участку ленты и выбрать пункт меню Настройка ленты или выберите команду Параметры, Настройка ленты в меню Файл.

Панель быстрого доступа

Панель быстрого доступа позволяет разместить на ней те кнопки, которые должны быть всегда под рукой и которых нет на вкладке Главная, например, кнопки Сохранить, Откат, Создать новый документ. Справа от установленных кнопок расположена кнопка раскрывающегося списка Настройка панели быстрого доступа. Эта кнопка открывает всплывающее меню, в котором содержится набор команд. Команду можно поместить на панель, щелкнув по ней мышкой. Для удаления команды с Панели быстрого доступа выделите команду в правом списке панели и щелкните по кнопке Удалить.

Строка состояния

Строка состояния расположена в нижней части окна программы. В левой части строки состояния выводится информация о редактируемом документе: номер текущей страницы, общее число страниц в документе, число слов в документе, используемый язык ввода. В правой части строки состояния расположены кнопки управления режимами просмотра документа, а также управление масштабом его представления. Аналогичные команды размещены в группах Режимы просмотра документа и Масштаб вкладки Вид.

Линейки прокрутки

Линейки прокрутки служат для просмотра документа. На вертикальной линейке прокрутки имеется несколько кнопок. Кнопки с одиночной стрелкой служат для перемещения текста на одну строку в соответствующем направлении, двойные стрелки перемещают текст на страницу. Быстрое перемещение по тексту удобно с помощью ползунка: зацепите ползунок мышью и перемещайте в требуемом направлении. При этом слева от ползунка появляется всплывающее окно сообщения, в котором отображаются номер страницы и наименование раздела. На вертикальной линейке прокрутки имеется кнопка – Выбор объекта перехода. При щелчке мышью по этой кнопке открывается меню, в котором можно выбрать объект для быстрого перехода: страница, разделы, примечания, сноски, концевые сноски, поля, таблицы, рисунки, заголовки, исправления, а также команды Найти, Переход и Отмена.

Создание и открытие документов

Начало работы с документом начинается с открытия меню Файл. Создание нового документа можно выполнить так: ввести в окне программы Microsoft Word команду Файл, Cоздать. Открывается окно диалога, в котором следует выбрать Новый документ и щелкните по кнопке Создать. Все документы создаются на основе шаблонов. Документ, который создается командой Новый документ, Создать, основан на шаблоне Нормальный по умолчанию. Microsoft Word 2010 предлагает пользователю большое число шаблонов разного назначения. Имеется возможность создать свой пользовательский шаблон, который будет сохранен в папке Мои шаблоны.

Сохранение документа

Сразу же после загрузки программы и открытия нового документа, а затем ? Рекомендуется регулярно сохранять работу на диске: командой Файл, Сохранить или Файл, Сохранить как. По умолчанию предлагается тип файла «Документ Word», расширение имени файла .docx. Можно установить режим автосохранения: выберите в меню Файл команду Параметры, Сохранение и установите флажок Автосохранение каждые….

Печать документов

Для вывода документа на печать необходимо воспользоваться командой Печать меню Файл или соответствующей кнопкой панели быстрого доступа.

Ввод и редактирование текста

Ввод текста

Текст документа вводится после точки ввода, которая отображается мигающей вертикальной чертой (курсор). При вводе длинного текста автоматически осуществляется переход на другую строку. При нажатии клавиши Enter курсор ввода переходит на другую строку в положение абзацного отступа. Для вставки пустой строки нажмите клавишу Enter. Чтобы разделить строку на две строки, установите курсор в точку раздела и нажмите клавишу Enter.

Выделение текста.

Все операции в редакторе: копирование, перемещение, удаление – выполняются над выделенным текстом. Для выделения текста можно использовать несколько способов:

Перемещение или копирование текста

Для копирования текста можно пользоваться командами Копирование и Вставка группы Буфер обмена вкладки Главная или использовать прием перетаскивания выделенного текста мышью при нажатой клавише Ctrl. Эти операции удобно выполнять также с помощью контекстного меню.

Перемещение отличается от копирования тем, что исходный текст удаляется. В этом случае для помещения текста (объекта) в буфер целесообразно использовать команду Вырезать группы Буфер обмена. При перемещении объекта мышью клавиша Ctrl не нажимается. Команда Вставить группы Буфер обмена имеет подменю, позволяющее выбрать режим вставки объекта. Полезно также запомнить комбинации клавиш: [Ctrl + С] – забрать выделенный текст в буфер обмена и [Ctrl + V] – вставить текст из буфера обмена.

Поля

Документ, подготовленный пользователем, содержит ряд элементов: поля, заголовки, форматированный текст, абзацы, колонтитулы, таблицы, рисунки, графики, формулы и т. п. Поля ограничивают текст документа. Левое поле используется обычно для подшивки и принимается равным 20–25 мм, правое поле – не менее 10 мм. Верхнее и нижнее поля используются для размещения колонтитулов. Размеры полей можно настраивать. Настройка параметров страницы осуществляется с помощью команд группы Параметры страницы на вкладке Разметка страницы или линейками.

Для удобства размещения таблиц, рисунков и других объектов, вставляемых в документ, полезно установить на страницы границы текста. Граница текста отображается пунктирной линией только в электронном документе. Для ее установки введите команду Файл, Параметры, Дополнительно и в группе Показывать содержимое документа установите флажок Показывать границы текста.

Заголовки

Заголовки оформляются с помощью стилей заголовков из списка Стили, расположенного в группе Стили на вкладке Главная ленты. Здесь же имеются два списка для изменения стилей документа. Выделенные стили можно настраивать с помощью контекстного меню. Стили, используемые в заголовках, не должны использоваться в тексте документа для выделения других фрагментов текста. При оформлении заголовков с помощью стилей открывается возможность автоматизировать процедуру составления оглавления документа.

Оформление шрифтов

Чтобы сделать текст более читабельным, удобным для чтения и восприятия пользователем, применяют различное оформление шрифта. К параметрам шрифта, подлежащим настройке, относятся: тип шрифта, размер, начертание (полужирный, курсив, подчеркнутый), цвет, межсимвольный интервал и ряд дополнительных эффектов. Настройку параметров шрифтов осуществляют с помощью команд группы Шрифт вкладки Главная ленты или окна диалога Шрифт, которое вызывается кнопкой, расположенной в правом нижнем углу группы Шрифт. Окно диалога имеет две вкладки: Шрифт и Дополнительно. На вкладке Шрифт настраиваются практически все параметры шрифтов. Для печатного текста наиболее подходящими являются шрифты Times New Roman – шрифт с засечками и Arial – прямоугольный шрифт.

Оформление абзацев

Абзац – это фрагмент текста, который содержит, как правило, законченную мысль. Для текстового процессора абзац – это текст, заключенный между двумя нажатиями клавиши Enter. При нажатии клавиши Enter автоматически вставляется символ возврата каретки. Точка вставки (курсор) переводится на новую строку в положение отступа первой строки. Параметры абзацев настраиваются с помощью команд группы Абзац вкладки Главная ленты или окна диалога Абзац, вызываемого кнопкой, расположенной в правом нижнем углу группы Абзац. Выравнивание может принимать четыре значения: по левому краю, по центру, по правому краю и по ширине. Отступы слева и справа определяют расстояние текста от границы текста, но не от края страницы. Первая строка может иметь три значения: без выступа, выступ вправо – красная строка или выступ влево – висячая строка. Часть параметров абзацев можно регулировать с помощью горизонтальной линейки. На горизонтальной линейке имеется три маркера: два в левой части и один в правой части линейки. Эти маркеры позволяют устанавливать отступы и выступ первой строки.

Табуляторы

Выше вертикальной линейки прокрутки находится кнопка для установки табуляторов. Табуляторы позволяют управлять размещением текста. По умолчанию текст выравнивается по левому краю, этому состоянию соответствует маркер табуляции ∟, маркер ⊥ означает выравнивание по центру, а маркер ┘– выравнивание по правому краю, четвертый тип маркера – выравнивание по десятичному разделителю и пятый тип маркера – с чертой |. Маркер применяется к выделенному абзацу или абзацам. Установить позиции табуляции можно также с помощью команды Табуляция окна диалога Абзац.

Границы и заливка

Границы и заливка применяются для выделения текста, оформления страниц и абзацев. Для этой цели можно воспользоваться кнопкой Границы в группе Абзац вкладки Главная ленты или командой Границы страниц в группе Фон страницы вкладки Разметка страницы ленты. Выделите текст, который требуется заключить в рамку, и введите команду Границы страниц из группы Разметка страницы Фон страницы – открывается окно диалога Границы и Заливка. Окно диалога имеет три вкладки. Вкладка Граница позволяет установить границы на выделенный фрагмент текста, а вкладка Страница позволяет установить границы страницы для всего документа или раздела, первой страницы или всех страниц, кроме первой.

Списки

Списки могут быть нумерованные, маркированные и многоуровневые (иерархические). Для оформления списков необходимо воспользоваться кнопками в группе Абзац вкладки Главная. Набранный текст следует предварительно выделить, затем выбрать в раскрывающемся списке вида списка нужный образец маркера (номера) и щелкнуть по нему мышью. При необходимости можно изменить значок или стиль оформления номера.

Группа Редактирование

В группе Редактирование вкладки Главная расположены кнопки Найти, Заменить и Выделить для выполнения редактирования. Первые две кнопки предназначены для поиска и замены текста в документе. А кнопка Выделить содержит подменю: Выделить все, Выбор объектов, Выделить текст, имеющий такой же формат, Область выделения.

Оформление документа

Вставка объектов групп. Колонтитулы, Текст и Символы вкладки Вставка

Документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией должен быть определенным образом оформлен. В него могут вставляться различные объекты: номера страниц, сноски, рисунки, формулы, таблицы, диаграммы, оглавление и т. п. Рассмотрим некоторые из возможностей текстового процессора по оформлению документов. Вставка различных объектов в документ осуществляется с помощью вкладок ленты Вставка, Ссылки, Рецензирование.

Колонтитулы

Колонтитул – это короткий текст, расположенный в верхнем или нижнем поле страницы. Это может быть краткое сообщение, например, фамилия автора документа, наименование раздела, номер страницы, дата и время разработки документа, рисунки и т. п. По умолчанию все колонтитулы одинаковые, однако, можно изменить эту настройку. В группе Текст вкладки Вставка собран ряд команд для вставки текста и объектов: Буквица, Надпись, Строка подписи, Экспресс-блоки, WordArt, а также команды вставки даты и времени и объектов.

Вставка номера страниц

Вставка номеров страниц осуществляется командой Номер страницы группы Колонтитулы вкладки Вставка. При установке номера страницы необходимо также указать, с какой страницы следует начать нумерацию страниц: с четной страницы, с нечетной страницы или выбрать другой вариант из списка Начать раздел в окне диалога Параметры страницы на вкладке Источник бумаги.

Надпись

Данный объект позволяет вставлять предварительно отформатированный текст. Это по сути дела текстовый документ, заключенный в рамку, к которому можно применять все элементы форматирования текста, а также вставлять другие объекты: рисунки, картинки, формулы и т. п.

Буквица

Позволяет создать большую заглавную букву в начале ?. Для создания буквицы выделите заглавную букву в первом слове предложения и введите команду Вставка, Текст, Буквица. В окне диалога выберите способ размещения буквицы: в тексте или на поле.

Дата и время

Дата и время вставляются командой Дата и Время из группы Текст. После ввода команды открывается одноименное окно диалога, которое позволяет вставлять в документ поле даты и времени.

Строка подписи

Строка подписи – позволяет вставить цифровую подпись, заверяющую подлинность документа. Для создания цифровой подписи законодательством Республики Беларусь установлены специальные процедуры.

WordArt

Данная команда позволяет вставлять броские, красочные заголовки, выбираемые из коллекции шрифтов. При выборе команды на экране появляется шаблон, в который необходимо ввести свой текст. К данному тексту можно добавлять некоторые элементы форматирования, например, курсив.

Команда Объект

Данная команда позволяет вставлять текст из файлов, а также загружать в документ объекты, подготовленные другими приложениями: Word, Excel, Power Point, Mathcad, редактор формул Microsoft Equation 3.0 и др.

Вставка спецсимволов

Вставка символов, отсутствующих на клавиатуре, осуществляется с помощью команды Символы из группы Символы.

Вставка формул

Для записи в текст документа формул применяется специальная программа Microsoft Equation 3.0, которая вызывается командой Объект, Вставка объекта, вкладки Создание из группы Текст вкладки Вставка. При загрузке программы на экране появляется панель инструментов, которая содержит набор элементов для вставки в формулы. При выборе любого значка открывается всплывающая панель с набором значков, соответствующих выбранной теме. Каждый значок имеет знакоместа, куда вписываются символы. Выбор знакоместа осуществляется мышью.

Вставка рисунков

Вставка рисунков осуществляется с помощью команд из группы Иллюстрации вкладки Вставка. Технология вставки рисунков следующая: щелкните мышкой по значку Картинка – откроется окно диалога Картинка. Откройте список Искать объекты и установите флажки у той группы объектов, которые хотите найти, щелкните по кнопке Начать. Открывается библиотека рисунков. Выберите нужный рисунок и щелкните по нему мышкой – рисунок вставляется в документ в точке вставки. Команда Рисунок позволяет вставить рисунок из файла.

Сетка

Для удобства рисования можно установить на лист сетку командой Сетка из группы Показать вкладки Вид. Границы сетки действуют как магнит, притягивая рисуемые объекты к узлам сетки.

Вставка объектов вкладки Ссылки

Вкладка Ссылки содержит шесть групп команд: Оглавление, Сноски, Ссылки и списки литературы, Названия, Предметный указатель, Таблица ссылок. Указанные группы команд позволяют подготовить к изданию брошюру, дипломный проект, диссертацию или учебное пособие в соответствии с требованиями, предъявляемыми к печатной продукции.

Оглавление

Оглавление – это список заголовков разделов, подразделов с указанием номеров страниц. В редакторе Word вставка оглавления предельно упрощена. Для вставки оглавления выполните следующее:

• Напишите заголовки и подзаголовки к тексту документа и оформите их с помощью стилей заголовков группы Стили вкладки Главная ленты. Заголовок первого уровня должен быть самым крупным. Заголовки следующих уровней имеют меньшую высоту шрифта. Редактор позволяет создавать до 9 уровней заголовков;

• Укажите место вставки списка;

• Введите команду Оглавление на вкладке Ссылки. Откроется список стандартных вариантов оформления оглавления. Если эти варианты не устраивают, то щелкните по кнопке Оглавление в конце списка. В этом случае открывается окно диалога для выбора другого формата и числа уровней оглавления.

Сноски

Сноска – это краткий комментарий к тексту, пояснение какого-либо термина, описание событий, связанных с какой-нибудь датой, и тому подобное. Различают обычную и концевую сноски. Обычная сноска помещается в конце текущей страницы, концевая сноска – в конце документа. Для вставки сноски установите курсор после текста, к которому будет относиться сноска, введите команду Вставить сноску из группы Сноска.

Ссылки и списки литературы

Ссылки облегчают создание списка литературных источников, использованных при разработке документа. В группе Ссылки и списки литературы размещены кнопки Управление источниками, и списки Стиль, Список литературы и Вставить ссылку. Список Стиль позволяет выбрать стиль оформления списка литературы. Список Вставить ссылку добавляет в текст документа ссылку на источник фрагмента текста, вставленного в документ, в соответствии с выбранным стилем. Ссылка выбирается из списка.

Названия

Команда Вставить название из группы Названия позволяет автоматизировать нумерацию рисунков, таблиц, формул и облегчает составление списка иллюстраций документа. При вводе команды открывается окно диалога Название. После номера рисунка следует ввести название этого рисунка. Номера рисунков программа формирует автоматически.

Перекрестная ссылка

Для создания перекрестной ссылки выполните следующее: в месте перекрестной ссылки напишите нужный текст; ?выделите слово Сноски (на этом месте может быть любой текст, так как он будет заменен на выбранный) и введите команду Вставка, Перекрестная ссылка – открывается окно диалога Перекрестная ссылка; выберите в списке «Тип ссылки» требуемый тип, например, Заголовок; в списке «Вставить ссылку на:» выберите объект, на который будете ссылаться (текст заголовка, номер страницы и др.); в окне «Для какого заголовка:» выделите заголовок Сноски; нажмите кнопку Вставить. Если предполагается создавать гиперссылку, то установите флажок «Вставить как гиперссылку» в окне диалога. Для завершения работы по созданию перекрестной ссылки щелкните по кнопке Вставить.

Закладка

Закладка предназначена для присвоения имени определенной позиции в документе. На закладки можно ссылаться при создании гиперссылок и ряда других полей Word. Для вставки закладки выделите объект (текст, формулу, заголовок, таблицу и др.) и введите команду Вставка, Ссылки, Закладка. Укажите имя закладки. Чтобы просмотреть закладки, введите команду Файл, Параметры, Дополнительно и в группе Показывать содержимое документа установить/снять флажок Показывать закладки. Закладки выделяются квадратными скобками. Для удаления закладки введите команду Вставка, Ссылки, Закладка, выделите нужное имя закладки и щелкните по кнопке Удалить в окне диалога.

Создание таблиц

Команды для работы с таблицами в текстовом процессоре Word 2010 размещаются в группе команд Таблица вкладки Вставка и на вкладке Работа с таблицами ленты. Вкладка Работа с таблицами открывается при создании или выделении таблицы. Она имеет две вкладки: Конструктор и Макет.

Создание таблицы осуществляется командой Таблица на вкладке Вставка. После ввода команды открывается меню команды Таблица. Оно позволяет создать новую таблицу несколькими способами:

• Выделить мышкой нужное число строк и столбцов в макете таблицы.

• Вставить таблицу командой Вставить таблицу. После ввода команды откроется окно диалога, в котором необходимо указать требуемое число строк и столбцов.

• Нарисовать таблицу.

• Вставить таблицу Excel.

• Вставить таблицу из набора шаблонов таблиц – Экспресс-таблицу.

Таблица состоит из строк и столбцов. По умолчанию все столбцы нумеруются латинскими буквами от A до Z, а строки цифрами. Поэтому при написании формул к ячейке следует обращаться по ее адресу, например, S1. Каждая ячейка таблицы представляет собой самостоятельный документ, в который можно помещать числа, текст, рисунки, даты, таблицы. Редактируется текст в ячейке по тем же правилам, что и в основном документе.

Шаблоны

Шаблон – это набор параметров форматирования текста, абзацев, списков, элементов автотекста, макросов. Редактор Word имеет стандартный шаблон Normal, который загружается при открытии нового документа. Кроме того, он имеет большое количество других шаблонов для создания записок, факсов, писем, публикаций и т. п. Чтобы найти требуемый шаблон, введите команду Файл, Создать, затем выберите подходящий по содержанию шаблон и щелкните по кнопке Создать. Шаблон может содержать поля ввода с текстом, который нужно заменить. В документ можно вставлять поля различного вида с помощью команды Вставка, Экспресс-блоки, Поля.

Word 2010 позволяет создавать и собственные шаблоны – пользовательские. Для создания пользовательского шаблона введите команду Файл, Создать и выберите в окне диалога папку Мои шаблоны: откроется окно диалога Создать. Активизируйте значок Новый документ, установите в группе Создать переключатель Шаблон и щелкните по кнопке ОК. При сохранении документа шаблон сохраняется с расширением .dotx (.dot) в папке Мои шаблоны.

В шаблон документа введите постоянный текст и вставьте необходимые поля с помощью команды Вставка, Экспресс-блоки (Автотекст, Поле и Организатор стандартных блоков). В шаблон можно вставлять такие объекты, как текст (А), поле ввода (ab|), флажки, списки. Элементы управления для вставки в шаблоны размещены в группе Элементы управления вкладки Разработчик ленты. В режиме ограниченной функциональности эти кнопки недоступны.

Создание шаблона пользователя

В группе Элементы управления вкладки Разработчик имеются следующие элементы для создания полей:

форматированный текст (Аа) – ввод форматированного текста;

обычный текст (Аа) – ввод обычного текста;

рисунок – вставка элемента управления содержимым «рисунок»;

коллекция стандартных блоков – служит для вставки стандартных блоков;

поле со списком – содержит текстовое поле с раскрывающимся списком, позволяет вносить данные во время работы;

раскрывающийся список – содержит список данных;

выбор даты - служит для вставки даты;

флажок - может иметь два состояния: установлен или снят.

Установка элементов управления осуществляется в режиме конструктора (режим установлен по умолчанию). Настройка параметров элементов управления также осуществляется в режиме конструктора, вызов свойств объектов осуществляется кнопкой Свойства в группе Элементы управления или через контекстное меню.

Слияние документов. Подготовка документов к рассылке

Часто приходится рассылать один и тот же документ по разным адресам, например, приглашение на юбилей учебного заведения, симпозиум и др. Программа Word позволяет автоматизировать эту работу. Для подготовки к рассылке документа, оформления конвертов и наклеек имеется Мастер слияния документов. Для выполнения операции слияния необходимо подготовить шаблон документа с полями слияния и источник данных для заполнения этих полей. Шаблон документа может быть подготовлен заранее и сохранен на диске как документ Word или создан в процессе выполнения работы. Источник данных представляет собой обычную таблицу. Таблица может быть подготовлена средствами Word или другими приложениями, например, с помощью электронной таблицы, системы управления базой данных и др. Каждая строка таблицы является записью, относящейся к одному объекту, а каждая ячейка – элементом данных. Выполнение операций по подготовке документов к рассылке осуществляется с помощью вкладки Рассылка.

Макрокоманды

Макрокоманды, или макросы, представляют собой набор команд, с помощью которых можно автоматизировать выполнение повторяющейся задачи. Макросы позволяют легко и быстро выполнять часто повторяющиеся действия и тем самым повышать производительность труда пользователя. Прикладные приложения Макрокоманды хранятся в шаблонах. Выбором шаблона для сохранения ограничивается круг документов, в которых можно использовать ту или иную макрокоманду. Место хранения макроса указывается при его создании.

Макрокоманда может быть написана с использованием встроенного языка программирования Visual Basic или записана с помощью средств записи программы Word. Макрокоманда имеет имя. Имя макрокоманды может содержать до 36 символов, в имени не допускается использование пробелов. Макрокоманде можно назначить комбинацию клавиш или кнопку на панели инструментов. Запись макроса средствами записи программы Word. Проще всего создать макрос с помощью встроенных средств записи. Продумайте последовательность действий, необходимых для выполнения нужной операции, а затем повторите их в режиме записи макроса. Это необходимо делать всегда, так как в макрос будут записаны все команды, в том числе и ошибочные.

Запись макроса с помощью встроенного языка программирования Visual Basic

Для записи макроса с помощью встроенного языка программирования Visual Basic введите команду Visual Basic в группе Код вкладки Разработчик – открывается окно разработки проекта. Если нет вкладки Разработчик, то выполните следующие действия: введите команду Файл, Параметры, Настройка ленты и в списке Основные вкладки установите флажок Разработчик. Введите команду Insert, Module – открывается окно разработки программы Module1. Введите команду Insert, Procedure – открывается окно добавления процедуры Add Procedure. Введите имя процедуры, например, Codirovka, установите переключатели Sub – ключевое слово заголовка процедуры и Public – общая (процедура будет доступна всем формам проекта) и щелкните по кнопке ОК – программа возвращается в окно проекта Module1. В этом окне появится шаблон процедуры, две строки команд, между которыми необходимо записать текст программы:

Public Sub Codirovka()

‘Текст программы

End Sub

Между командами Public Sub и End Sub записывается или копируется туда текст необходимой программы макроса.

Контрольные вопросы

  1. Наиболее распространенные текстовые редакторы и их особенности.

  2. Назовите основные элементы окна программы Microsoft Word?

  3. Назовите основные вкладки ленты.

  4. Как выполнить настройку ленты?

  5. Как добавить кнопки на Панель быстрого доступа?

  6. Поясните назначение кнопок в строке состояния.

  7. Как сохранить документ на диске?

  8. Как вывести документ на печать?

  9. Перечислите основные элементы форматирования текста.

  10. Поясните назначение кнопок в группе Шрифт ленты.

  11. Поясните назначение кнопок в группе Абзац ленты.

  12. Какие параметры абзацев Вы знаете, как их установить?

  13. Как создать маркированный (нумерованный, иерархический список)?

  14. Как вставить в документ картинку, дату, сноску, номера страниц?

  15. Как вставить в документ формулу? Как используется мастер формул?

  16. Какие виды колонтитулов можно установить в документе?

  17. Расскажите алгоритм вставки оглавления.

  18. Как нарисовать схему алгоритма в документе Word?

  19. Как вставить в документ перекрестную ссылку, гиперссылку?\

  20. Перечислить команды создания таблиц.

  1. Что такое шаблон, для какой цели он создается?

  2. Расскажите алгоритм создания шаблона?

  3. Какие поля можно использовать в шаблоне и как они вставляются?

  4. Как настроить свойства (параметры) полей формы?

  5. Какие элементы используются для создания полей в шаблоне?

  6. Что такое макрос? Как его создать?

  7. Как используются макросы?

  8. Как назначить макрос кнопке панели инструментов?

  9. Как назначить макросу комбинацию клавиш?

  10. Как написать макрос с помощью встроенного языка программирования?