logo search
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

1.5. Источники информационного права

Известный ученый теории права С.С. Алексеев смог дать краткое и весьма емкое понятие источников права: это "резервуар" юридических норм. В литературе по информационному праву под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм.

Нормы права содержатся в документах разной юридической силы:

- международные договоры Российской Федерации;

- Конституция РФ;

- законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

- подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств);

- нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д.

Важное значение для понимания смысла правовых норм имеют уже принятые правоприменительные акты, в первую очередь судебные решения. Как известно, российская система права не признает судебный и административный прецедент в качестве источника права. Судебная и административная практика рассматривается в плане применения права, а также толкования или разъяснения его положений. Это, безусловно, способствует совершенствованию практики применения информационного и иного законодательства. Особенно велика в этом роль постановлений или разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Общие (территориальные) суды рассматривают исковые заявления юридических и физических лиц о признании недействительными актов или их отдельных положений, принятых органами представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий. При этом общие суды либо признают соответствующим Конституции и законам акт, подтверждая тем самым его юридическую силу, либо признают недействительным. Но они не являются источниками информационного права.

Решения же Конституционного Суда РФ, который разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ, Конституции РФ, окончательны и подлежат исполнению. Следовательно, они могут быть источниками информационного права (хотя до сих пор между учеными-юристами идет спор по данному вопросу, т.е. существует и другая точка зрения, согласно которой решения Конституционного Суда не являются источниками права). В любом случае не стоит недооценивать их влияние на правоприменительный процесс.

Конституция Российской Федерации является основополагающим правовым актом для всей национальной правовой системы, или законом с высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны ей соответствовать.

Конституция РФ имеет прямое действие, и ее нормы могут и должны применяться в тех случаях, когда какое-либо явление не урегулировано другими правовыми актами либо есть обоснованные сомнения в их правомерности.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ). Последние имеют приоритет перед законами (вопрос о соотношении юридической силы Конституции РФ и норм международного права остается открытым).

Конституция Российской Федерации является основным источником информационного права. В ней закреплены основные информационные права и свободы, а также установлен порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия.

Изучаемые в курсе информационного права источники приведены в последующих главах данного учебного пособия.

Важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути глобального информационного общества, является Хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 г. на о. Окинаве (Япония) руководителями восьми крупнейших промышленно развитых государств - Великобритании, Германии (ФРГ), Италии, Канады, России, США, Франции и Японии <*>.

--------------------------------

<*> См.: Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56.

В Хартии отмечается, что информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.

Информационное общество, как считают представители стран "восьмерки", позволяет людям шире применять свой потенциал и реализовывать свои устремления. Хартией провозглашается, что все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Хартия является прежде всего призывом ко всем, как в государственном, так и в частном секторе, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.

Среди международных актов, содержащих информационно-правовые нормы, следует назвать:

- Всеобщую декларацию прав человека;

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод;

- Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

Среди основополагающих источников информационного права следует отметить Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене".

Существует большое количество законов, регулирующих разные стороны информационной деятельности применительно к конкретным явлениям. К их числу относятся: Закон РФ "О государственной тайне"; Закон РФ "О средствах массовой информации"; Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации"; Федеральный закон "О рекламе"; Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" и др.

Кроме них было принято значительное количество нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ и т.д.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки информации.

2. Какие признаки информации являются существенными для правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации?

3. Перечислите основания классификации информации в правовой сфере.

4. Дайте определение нормативной правовой информации. Каким образом она классифицируется в юридических науках?

5. Что можно отнести к ненормативной правовой информации?

6. На какие категории классифицируют информацию по уровню доступа?

7. В каком нормативном правовом акте дается определение информационной сферы, информационных процессов и информационных отношений?

8. Перечислите методы правового регулирования, используемые в информационном праве.

9. Какие методы могут быть использованы при изучении науки информационного права?

10. Какие информационные революции произошли в истории развития цивилизации? В чем особенность последней революции?

11. Перечислите основные черты информационного общества.

12. Назовите субъектов информационного права.

13. С какой целью была принята Хартия глобального информационного общества?

14. Какие принципы информационного права, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми?

15. Что представляет собой информационное право как наука, как учебная дисциплина и как отрасль права?

16. Почему информационное право следует относить к комплексной отрасли права?

17. Расскажите историю становления информационного права.

18. Какие существуют источники информационного права?

Рекомендуемая литература

Основная

Нормативно-правовая

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 6 октября 1997 г., с изм. от 10 ноября 2002 г.).

4. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 19 июля 1995 г.).

5. Основы законодательства РФ "Об архивном фонде РФ и архивах" от 7 июля 1993 г. N 5341-1.

6. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (в ред. от 24 декабря 2002 г.).

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 25 июля 2002 г.).

8. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

9. Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября.

10. Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56.

Учебная

1. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995.

2. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 2. С. 14.

3. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Сборник НТИ. Сер. 1. 1999. N 5.

4. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право / Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб., 2001.

5. Копылов В.А. О теоретических проблемах становления информационного права // Информационные ресурсы России. 1998. N 3.

6. Копылов В.А. Информационное право. М., 2002.

7. Копылов В.А. Информационное право. Концепция структуры системы информационного права // Труды по интеллектуальной собственности: Материалы научно-технической конференции от 27 января 2000 г. М., 2000. Т. II.

8. Копылов В.А. Об основных теоретических положениях информационного права // Сборник НТИ. Сер. 1. 1998. N 8.

9. Шевердяев С. Информационные отношения и система информационного законодательства // Законодательство и практика СМИ. 1999. N 1.

Дополнительная

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.

2. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.

3. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика: Вводный курс / Пер. с нем. М.К. Валиева и др.; под ред. А.П. Ершова. М.: Мир, 1990. Ч. 1 - 2.

4. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978.

5. Избранные труды Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. Т. 2. Актуальные проблемы информационного права. Материалы круглого стола. Москва, ИМПЭ, 27 января 2000 г. // Серго Антон, 1998 - 2003. Правовая информация, http://www.internet-law.ru.

6. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный. М., 1996.

7. Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал российского права. 1999. N 9.

8. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации // Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 1965.