logo search
Учебник Математики и информатики

Оцифровка видеофайлов и экспорт видеопрограмм

Подготовка исходных материалов. Для работы с видеоизображением на компьютере его надо оцифровать или перевести в форму, доступную для понимания компьютером. Для этого суще­ствуют специальные платы захвата, которые вставляются в материнскую плату вашего компьютера и позволяют вводить с внешнего источника видеосигнал, преобразовывать его в понятный формат для компьютера, компрессировать этот сигнал, и, в конечном счете, — выводить отредактированный видеоклип обратно на исходное или иное оборудование. В качестве такого оборудования может выступать видеомагнитофон, видеокамера и другие воспроизводящие и сохраняющие видеоинформацию носители.

Если вы применяете популярный формат DV (Digital Video), процесс оцифровки сильно упрощается. Цифровые камеры сами сжимают видеофильм и записывают получившийся DV-сигнал в любом из не­скольких цифровых форматов – как пра­вило, miniDV. Если ваш компьютер снаб­жен портом FireWire (iLink, IEEE-1394), разрешается перенести отснятый матери­ал с камеры или магнитофона на жесткий диск, аналогично тому, как копируются файлы с одного диска на другой. Изобра­жение, звук, временной адресный код и сигналы управления устройством пере­даются через один кабель. Если ваша система способна воспроизво­дить цифровое изображение (обладает скоростью передачи данных не менее 3,6 Мб/с), можно приступать к оцифров­ке. Стандарт DV – это именно стандарт: он сводит множество настроек изображе­ния и звука в один набор опций. Несмотря на распространение формата DV, фильмы, как правило, записываются, хранятся и передаются при помощи ана­логового сигнала. Обычные форматы со­стоят из видеозаписей VHS и Hi8. Для ра­боты с аналоговым изображением большинству компьютеров требуется карта оцифровки – дополнительное аппаратное средство, устанавливаемое в гнездо для программных модулей. Эта плата оциф­ровывает аналоговую запись, что позво­ляет хранить ее на компьютере. Обычно звук и изображение передаются по разным кабелям. Для трансляции временного ад­ресного кода нужен профессиональный магнитофон и отдельный кабель управ­ления устройством (рис.8.13).

Плата видеозахвата необходима по следующим соображениям. Одна секун­да видеоматериала в стандарте PAL состоит из 25 кадров, или картинок разме­ром 768 на 576 пиксель по ширине и высоте соответственно. Если одну такую картинку создать в Photoshop с максимальным качеством, то ее объем составит 1,1 Мб. В пересчете на 1 секунду видеоматериала этот объем информации увеличится в 25 раз и будет весить около 28 Мб. Переваривать такие объемы сложно даже для хорошего компьютера с быстрым процессором и высокоско­ростным жестким диском. Поэтому для подобной операции разрабатываются специальные платы, которые в реальном времени позволяют преобразовывать входящий видеосигнал так, чтобы записать его на винчестер с определенным сжатием — компрессией. Компрессия — это сложный алгоритм обобщения и объединения зон и элементов кадра таким образом, чтобы его объем умень­шился при практически неизменном внешнем качестве. Чем степень такого сжатия ниже, тем выше качество оцифрованного видео и тем выше поток передаваемой информации в единицу времени. Современные платы захвата по­зволяют оцифровывать видеосигнал практически без искажений с компрессией от 2:1 до 5:1 раз по сравнению с несжатым видео. Это соответствует потоку передаваемой информации от 15 до 6 Мб в секунду. Качество видеосигнала при захвате с внешнего источника через компонентный вход с потоком 6 Мб в секунду условно приравнивается к качеству сигнала с магнитофона Betacam SP. Подавляющее большинство плат захвата видео имеют компрессию, которая поддерживается вмонтированным в плату специальным процессором, что по­зволяет работать с такой компрессией только при работающей плате. Некото­рые подобные компрессии имеют свои программные аналоги — это дает воз­можность работать с такой компрессией на компьютере, где сама плата не установлена.

Рис. 8.13. Система фиксации и передачи видеоинформации

Плату видеозахвата следует подбирать с учетом того, с какого источника вы планируете в основном захватывать видео, для каких целей, и, конечно — с учетом финансовых возможностей. Небольшой прирост в качестве платы (на проценты) влечет за собой увеличение ее стоимости в разы. Плата может иметь обычный композитный вход/выход (известные всем тюльпаны), или разъем типа S-VHS, который позволяет производить операцию видеозаписи с бытовых магнитофонов, имеющих этот выход, более качественно. Это может быть также компонентный вход, где сигнал по формирующим цветовую кар­тинку каналам (RGB, R — красный, G — зеленый, В — синий) идет по отдельным проводам, что позволяет получить максимальное качество сигнала. Последний вариант типичен при профессиональной работе с использованием в качестве первичного источника, видеомагнитофонов типа Betacam, либо неко­торые модели DVD-плееров. Если вы пользуетесь цифровой видеокамерой, то может потребоваться особая плата со специальным DV-входом, которая работа­ет с собственной DV-компрессией, что имеет принципиальные отличия от тра­диционных видов сжатия видеоинформации.

Существенным элементом платы захвата служит наличие в ней встроенной звуковой платы (с соответствующими входами и выходами). Любая плата зах­вата с внешней звуковой картой работает несколько хуже в плане синхрониза­ции звука и видеопотока. Несколько лучше этот показатель, когда звуковая плата встроена в материнскую плату компьютера.

По сути, все современные платы захвата подразделяются на два типа. Пер­вый тип плат имеет специальную аппаратную компрессию (типа MJPEG) либо работают с несжатым компрессором видеосигналом. Второй тип плат ориенти­рован на компрессию, применяемую в бытовых и профессиональных цифро­вых видеокамерах; они рассчитаны на прием сигнала через особый DV-вход с использованием оригинальной для этого типа камер цифровой компрессии.

Сегодня для цифровых камер создаются специальные программы видеомон­тажа, рассчитанные на этот тип компрессии и адаптированные для этого класса видеокамер. В качестве примера можно привести одну из таких программ — Ulead Video Studio 5.0. Это очень неплохая программа-кодировщик, связываю­щая традиционные компьютерные форматы AVI и новые цифровые стандарты DVD (MPEG-2) и DV. Во всех остальных отношениях эта программа довольно слабая и неудобная. В ней осуществимы только самые простейшие операции по обработке видео.

Видеосигнал, записанный с цифровой компрессией, сложнее адаптировать для последующей обработки, где требуется вносить точные и покадровые кор­ректировки. Дело в том, что цифровая компрессия построена по принципу создания базового ключевого кадра и записи серии последующих кадров как последовательности изменений к базовому. Эта компрессия не воспринимается большинством программ видеомонтажа, требующих серьезной работы с отдельными частями кадра, прозрачностью и полупрозрачностью, и всегда требу­ет предварительного раскодирования сигнала. Хотя существуют плугины, кото­рые позволяют устранять это несоответствие, подобная операция выливается в несоразмерную для конечного результата нагрузку на процессор компьютера, в результате чего Pentium-IV начинает работать с MPEG-2 файлами так же, как это делает 166-й процессор с обычными AVI-файлами.

При этом любая цифровая видеокамера, как правило, имеет композитные входы/выходы или S-VHS. Поэтому, покупая плату захвата, следует учитывать и тот фактор, что с ее помощью можно осуществлять захват видео и обычным путем.

Среди плат захвата можно выделить следующие наиболее типичные в своем классе.

1. MIRO Studio DC+. Это самая массовая и действительно неплохая для полупро­фессиональной работы плата. Она относительно недорога. Плата позволяет производить захват полного кадра видеосигнала (720/768-576 для стандарта PAL и, соответственно, — полную картинку в стандарте NTSC). У нее нет аудиовхода, но она неплохо работает совместно со звуковой картой, встроен­ной в материнскую плату компьютера, и несколько хуже с автономной звуковой платой. По сути, это модифицированная версия платы захвата MIRO DC-10, возможно, с модернизированной встроенной кэш-памятью. Практика по­казывает, что устаревшую плату можно успешно использовать в качестве новой, если загрузить ей драйверы от ее нового приемника. Она станет под­держивать видеопоток в 6 Мб в секунду и будет держать полный кадр изоб­ражения, чего раньше не делала. Таким образом, у кого уже имеется плата MIRO DC-10, то ее можно успешно обновить. Следует отметить, что данная плата не работает под Windows NT и 2000. Плата также способна захваты­вать половину и четверть кадра, чем может быть, особенно привлекательна для работы с любительским видео. Картинка размером 384x288 смотрится достаточно хорошо на экране двадцатидюймового телевизора. Большее разре­шение для любительских камер, поддерживающих стандарт VHS и 8, во многих случаях не требуется; оно является для этого класса камер нормаль­ным. Более того, такое разрешение позволяет ощутимо экономить на объемах передаваемой информации. Эта плата достаточно надежна и относительно терпима к прочему оборудованию, установленному на вашем компьютере. Воспроизводить видео и работать с ним, с учетом компрессии этой платы, можно только на том компьютере, где она установлена. Хотя последние вер­сии Windows позволяют читать эту компрессию также и программно.

2. Miro DC-50. По сравнению с предыдущей данная модель характеризуется бо­лее качественным алгоритмом компрессии, а следовательно, и более высо­ким качеством картинки захватываемого изображения. Она имеет компонен­тные входы и встроенную звуковую карту. Эта карта более капризна к оборудованию и программам, установленным на том же компьютере, и до­роже предшественницы примерно в восемь раз. Эту плату захвата можно с большим основанием отнести к полупрофессиональным. Она поддерживает поток данных около 9 Мб в секунду. Плата достаточно чувствительна к температурному режиму. При перегреве она может приводить к зависанию программы, поэтому нужно уделить особое внимание продуманной вентиля­ции компьютера, на котором она установлена.

Вопрос поддержания нормального температурного режима рабо­ты имеет значение практически для любой платы захвата.

3. Reel Time. Это еще более продвинутая версия того же производителя — Pinnacles Sys. Она поддерживает видеопоток до 19 Мб в секунду, имеет очень хорошее визуальное качество картинки с очевидными улучшениями в цветопередаче, по сравнению с предыдущей платой. Эта плата захвата еще более капризна к программному окружению. В качестве операционной системы она приемлет только Windows NT или 2000-Professional. Имеет программную поддержку в виде плугина транзакций, которые можно схематически посмотреть на экране просмотрового монитора. Предлагаемые транзакции (переходы) — весьма достойные, и их выбор велик. Для этой платы существует специальная версия программы Adobe Premiere-5. 1RT, хотя она работает и с любой другой, более поздней, версией этой программы. Суще­ствующий в Windows 98 стандартный драйвер видеозахвата VidCap32 этой платой не поддерживается, поэтому она настраивается на оцифровку видео через Adobe Premiere и использует ее драйверы.

Все три вышеприведенные платы захвата имеют функцию Loop Through, которая означает, что они могут выводить рабочий материал из компьютера через видеовыход на телевизионный монитор, если такой материал сформиро­ван в виде готового AVI-файла, либо контролировать процесс захвата на отдельном мониторе. Материал, находящийся в рабочем изменяемом состоянии (к которому применяются фильтры и эффекты), на экран просмотрового мони­тора не выводится. Эти платы имеют схожую между собой компрессию типа MJPEG, которая формирует единые AVI-файлы для всех захватываемых ви­деофрагментов. Каждый кадр в этих фрагментах сформирован индивидуально, поэтому данная компрессия прекрасно воспринимается любой программой монтажа, предполагающей сложную работу с элементами кадра.

4. Платы семейства DPS. Работают устойчиво и дают хорошее качество. Но рабо­тают, главным образом, в режиме ограниченной зоны своих собственных про­грамм. Эти платы имеют свою собственную компрессию, которая работает сле­дующим образом: захват видео осуществляется строго на отдельный диск, от­форматированный специальной утилитой в» особом формате DPS. Видеофрагменты пишутся на этот диск в отдельные папки в виде индивидуаль­ных кадров. На системном диске для этих фрагментов формируются ссылки. Для использования этих файлов в других программах необходимы конверторы. Эта плата может быть относительно удобной для студии кабельного телевиде­ния с обычными требованиями к сложности видеомонтажа и ориентированной на скорость подготовки относительно несложных сюжетов. Для более много­плановой обработки видео она менее удобна, чем ее аналог — Reel Time.

Targa 2000. Эта плата позволяет захватывать видео без компрессии. Стоит она соответственно. Такой поток данных может выдержать далеко не всякий компьютер, жесткие диски и т. д. Эта плата требует персональной конфигу­рации компьютера, его индивидуальной сборки, что повышает его сто­имость против обычного эдак раз в несколько. При этом, в рабочем состоя­нии — это плата очень высокого качества.

Все платы для захвата видеосигнала с DV-компрессий с цифровых видеока­мер требуют либо специально разработанных для этих компрессий программ, либо предполагают раскодирование захваченного видео в обычный AVI-файл (без компрессии), что требует дополнительного времени и места на диске. Справедливости ради, следует отметить, что распакованный в некомпрессионный формат цифровой сигнал с цифровой видеокамеры — являет собой весьма Достойный в качественном отношении продукт, по сравнению с оцифрованным VHS-сигналом.

С возникновением DVD, появился новый тип плат захвата видео- с одновре­менной кодировкой сигнала в формат MPEG-2. Эти дорогие платы использу­ются специализированными авторинговыми студиями при формировании DVD-дисков. Такая плата позволяет захватывать отдельные куски видео с использованием тайм-кода. Эти фрагменты можно резать, совмещать со звуком и накла­дывать на них титры. Для монтажной работы, закодированный таким способом Материал, может быть использован только при условии предварительного декодирования. Главное предназначение такой платы — осуществлять кодировку продолжительных отрезков видео (час и более) и целых фильмов при условии, что такие фрагменты будут размещаться в проекте диска друг за другом.