4.2. Правовой режим документированной информации
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. В п. 2 этой же статьи указывается, что правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;
- категорию информации по уровню доступа к ней;
- порядок правовой защиты информации.
Нормы, устанавливающие порядок документирования информации. В п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" отмечается, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. При этом необходимо решать следующие задачи:
- регистрация форм документов;
- упорядочение информационных потоков в народном хозяйстве;
- сокращение количества применяемых форм;
- исключение из обращения неунифицированных форм документов;
- обеспечение учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;
- контроль за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;
- рациональная организация контроля за применением унифицированных форм документов.
Указанные задачи решаются с помощью Общероссийского классификатора управленческой документации <*> (ОКУД). Он представляет собой составную часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве. Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации.
--------------------------------
<*> Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 299). М.: Издательство стандартов, 1994.
На организационно-распорядительные документы, относящиеся к унифицированной системе организационно-распорядительной документации (постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в ОКУД для класса 0200000), распространяется Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" <*>. Стандарт устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст). М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.
Общие требования к функционированию служб документационного обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в федеральных органах исполнительной власти устанавливает Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти <*>. Она разработана в целях совершенствования документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем унификации состава и форм управленческих документов, технологий работы с ними и обеспечения контроля исполнения документов. Положения Типовой инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения, осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.
--------------------------------
<*> Приказ Росархива от 27 ноября 2000 г. N 68 "Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" // Российская газета. 2001. N 32 - 33.
Например, при подготовке документов Типовая инструкция рекомендует применять текстовый редактор Word for Windows версии от 6.0 и выше. Рекомендуется также использовать шрифты Times New Roman Cyr N 12 для оформления табличных материалов. - N 13, 14, 15 - для всего текста.
Типовая инструкция регламентирует требования к подготовке и представлению проектов законодательных и нормативных актов. В Типовой инструкции приведены особенности подготовки и оформления отдельных видов документов федеральных органов исполнительной власти: приказ, распоряжение, положение, правила, инструкция, протокол, служебное письмо, а также правила оформления документов. Этой же Инструкцией регламентируются организация документооборота и исполнения документов, поисковая система по документам, контроль исполнения документов, организация документов в делопроизводстве и порядок передачи документов на хранение в архив.
Инструкция, устанавливающая систему делопроизводства, порядок работы с документами, основные правила их подготовки и оформления, порядок рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, утверждена Приказом МВД РФ от 1 марта 1999 г. N 150 "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России", текст которого официально опубликован не был.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи" <*> может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
Право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах. В ст. 6 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" указывается, что информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. При этом собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основании ст. 8 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он имеет право:
- назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;
- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.
Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.
Отношения, связанные с формированием государственных информационных ресурсов, регламентируются ст. 7 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". В ней указывается, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как:
- федеральные информационные ресурсы;
- информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - информационные ресурсы совместного ведения);
- информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.
Категории информации по уровню доступа к ней. Согласно ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Пунктом 3 ст. 10 указанного Федерального закона запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <*>. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Согласно этой статье персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.
Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании ст. 14 и 15 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" и законодательства о персональных данных.
Порядок правовой защиты информации. В соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" целями защиты являются:
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
- обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Согласно ст. 21 этого Федерального закона защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается в отношении:
- сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
- конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации";
- персональных данных - федеральным законом.
Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.
Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах.
Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации. Политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии определяет Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ <*>.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
Приведем перечень терминов, содержащийся в ст. 1 упомянутого Федерального закона.
Обязательный экземпляр документов (обязательный экземпляр) - экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленными настоящим Федеральным законом.
Документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.
Экземпляр - образец тиражированного документа, идентичный оригиналу.
Система обязательного экземпляра - совокупность видов обязательных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования.
Обязательный бесплатный экземпляр - экземпляры различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленными Федеральным законом.
Обязательный платный экземпляр - экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленными Федеральным законом.
Обязательный бесплатный федеральный экземпляр - экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории Российской Федерации, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленными Федеральным законом.
Обязательный экземпляр субъекта Российской Федерации - экземпляры различных видов изготовленных на территориях субъектов Российской Федерации документов, которые подлежат передаче их производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленными Федеральным законом.
Обязательный бесплатный экземпляр муниципального образования - экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленными Федеральным законом.
Производитель документов - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра (издатель, редакция средства массовой информации, производитель фонограммы, производитель аудиовизуальной продукции, организация по производству телерадиопродукции и телерадиовещательная организация, организации, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, и иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра).
Получатель документов - юридическое лицо, наделенное правом получения, хранения и общественного использования обязательного экземпляра на безвозмездной или возмездной основе.
Национальный библиотечно-информационный фонд документов Российской Федерации. Этот фонд представляет собой собрание всех видов обязательного экземпляра, комплектуемое на основе обязательного бесплатного экземпляра, распределяемое между книжными палатами, библиотеками, органами научно-технической информации, предназначенное для постоянного хранения и общественного использования.
Согласно ст. 3 упомянутого Федерального закона его действие распространяется на производителей и получателей обязательного экземпляра, включая организации, распределяющие обязательный экземпляр.
Целями формирования системы обязательного бесплатного экземпляра являются:
- комплектование полного Национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия;
- осуществление государственного библиографического учета;
- организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации;
- использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей;
- государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической (текущей и ретроспективной) и статистической информации;
- подготовка и выпуск национальных и региональных сводных каталогов, сигнальной и реферативной информации;
- информирование общества о документах всех видов;
- формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов.
К целям формирования обязательного платного экземпляра относятся:
- комплектование фондов библиотек и органов научно-технической информации отечественными документами;
- равномерное распространение обязательного экземпляра между получателями отечественных документов на территории Российской Федерации;
- полнота и оперативность доставки отечественных документов получателям.
В соответствии со ст. 5 упомянутого Федерального закона в состав обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра входят следующие виды документов:
- издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
- издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);
- официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер;
- аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей;
- электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях;
- неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских и о технологических работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы);
- патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности.
Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" регламентируются права и обязанности производителей документов, а также обязанности получателя обязательного экземпляра документов.
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона производители документов доставляют один обязательный бесплатный экземпляр неопубликованных документов в зависимости от их вида в соответствующие органы научно-технической информации и библиотеки. Производители документов доставляют во Всероссийский научно-технический информационный центр федерального органа исполнительной власти по вопросам промышленности, науки и технологий обязательный бесплатный экземпляр:
- отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в 30-дневный срок со дня их утверждения;
- алгоритмов и программ в 30-дневный срок со дня окончания их разработки;
- диссертаций в 30-дневный срок со дня их защиты и присуждения ученой степени.
Производители документов в 30-дневный срок доставляют в Российскую государственную библиотеку обязательный бесплатный экземпляр диссертаций после их защиты и присуждения ученой степени по всем отраслям знания (за исключением медицины и фармацевтики), в Государственную центральную научную медицинскую библиотеку - обязательный бесплатный экземпляр диссертаций по медицине и фармацевтике.
Производители документов в десятидневный срок доставляют в Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук обязательный бесплатный экземпляр депонированных научных работ по общественным наукам после вынесения соответствующим ученым или редакционно-издательским советом решения о депонировании.
Производители документов в десятидневный срок доставляют во Всероссийский институт научной и технической информации Российской Академии наук обязательный бесплатный экземпляр депонированных научных работ по естественным, точным наукам и технике после вынесения соответствующим ученым или редакционно-издательским советом решения о депонировании.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 11 упомянутого Федерального закона доставляют в Парламентскую библиотеку Российской Федерации после утверждения и регистрации (простановки регистрационного номера и гербовой печати) по два обязательных бесплатных экземпляра официальных документов, которые включаются в списки рассылки документов несекретного характера.
Согласно ст. 13 этого же Федерального закона производители документов доставляют в Межотраслевой научно-исследовательский институт "Интеграл" один обязательный бесплатный экземпляр программ для электронных вычислительных машин и баз данных, входящих в состав электронных изданий самостоятельными изданиями.
Гражданский и публичный оборот информации. Процессы, связанные с созданием, распространением и использованием информационных продуктов, затрагивают широкий круг правовых отношений. "Если учитывать общепринятое деление системы права на публичное и частное, - отмечает И.Л. Бачило, - то основная тяжесть регулирования информационной сферы отношений находится в системе отраслей публичного права: государственного, административного, трудового, уголовного и процессуального. Право на информацию, являясь естественным, именно через механизмы публичного права вводится в систему позитивного нормотворчества" <*>.
--------------------------------
<*> Бачило И.Л. Информационные ресурсы как объект права и объект отношений, регулируемых ГК РФ // http://www.kcnti.csti.ru/irr/44/10.html.
По мнению автора, свобода слова, творчества, информации и доступа к ней, правила формирования и использования библиотек, архивов, делопроизводства, учета и отчетности, статистики, бухгалтерии, организации обмена информацией, деятельности средств массовой информации, борьба с правонарушениями в области информации - все это области публичного права.
Правовое регулирование гарантий реализации прав граждан, включая и информационное обеспечение, представляет собой сферу публичного права. Информация в структуре органов государственной власти и общественных образований, в системе общественного самоуправления также является сферой публичного права.
В области гражданского права есть проблемы, связанные с информационными ресурсами. Это вопросы оформления, реализации отношений участников гражданского оборота при осуществлении права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорных обязательств, а также других имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Так, ст. 2 Гражданского кодекса РФ определяются отношения, регулируемые гражданским законодательством.
- Московский университет мвд россии информационное право м.А. Лапина, а.Г. Ревин, в.И. Лапин
- Общая часть
- Глава 1. Информационное право, его система и источники
- 1.1. Понятие информации и информационной сферы
- 1.2. Понятие информационного права
- 1.3. Система информационного права
- 1.4. Основные субъекты информационного права
- 1.5. Источники информационного права
- Глава 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 2.1. Общая характеристика, структура, виды
- 2.2. Информационно-правовые нормы международных актов
- 2.3. Информационное правоотношение: содержание и структура
- 2.4. Классификация информационных правоотношений
- Глава 3. Право на информацию, его охрана и защита. Интернет и право
- 3.1. Конституция рф о праве на поиск, получение
- 3.2. Правовые гарантии поиска и получения информации
- 3.3. Право на поиск и получение документированной информации
- 3.4. Особенности реализации
- Глава 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений
- 4.1. Правовое регулирование отношений в области
- 4.2. Правовой режим документированной информации
- 4.3. Правовое регулирование отношений в сфере
- 4.4. Документированная информация
- Глава 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
- 5.1. Понятия информационной безопасности и угрозы
- 5.2. Система правового обеспечения
- 5.3. Защита прав и свобод человека и гражданина
- Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
- 6.1. Правовая ответственность
- 6.2. Виды юридической ответственности
- Особенная часть
- Глава 7. Институт интеллектуальной собственности в системе информационного права
- 7.1. Понятие и структура интеллектуальной собственности
- 7.2. Регулирование информационных отношений
- 7.3. Регулирование информационных отношений институтом
- 7.4. Регулирование информационных отношений
- Глава 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации
- 8.1. Правовые гарантии и ограничения прав
- 8.2. Правовые формы организации деятельности сми
- 8.3. Правовой статус журналиста
- 8.4. Правовое регулирование в области производства
- 8.5. Сми и Интернет
- Глава 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела, архивного дела и архивов
- 9.1. Законодательство в области библиотечного дела
- 9.2. Правовое регулирование архивного дела
- 9.3. Правовые основы комплектования, хранения,
- Глава 10. Информационно-правовые отношения в области государственной и коммерческой тайны, персональных (конфиденциальных) данных, тайны частной жизни
- 10.1. Особенности информационных отношений
- 10.2. Особенности информационных отношений
- 10.3. Особенности информационных отношений
- 10.4. Тайна частной жизни