2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
За последние несколько лет создано множество международных стандартов, регламентирующих процессы и продукты ЖЦ ПС и баз данных (БД). Международные стандарты (ISO) содержат результаты обобщения мирового опыта в различных сферах. Применение этих стандартов должно служить основой для методов и систем обеспечения ЖЦ и качества ПС, однако для конкретных проектов требуется корректировка, адаптация или исключение некоторых положений стандартов, применительно к особенностям отечественных технологий и характеристик этого вида продукции.
В Беларуси создание и испытания систем, которые включают ПС и БД, регламентированы небольшой группой ГОСТов. В области обеспечения ЖЦ и качества сложных комплексов программ существует и применяется группа стандартов ГОСТ ЕСПД, которые отстают от мирового уровня на 5–8 лет. В них создание, сопровождение и совершенствование программных средств отражены недостаточно. Многие их положения устарели с точки зрения построения современных распределенных комплексов прикладных программ высокого качества в системах управления и обработки данных. Поэтому в отечественных разработках целесообразно использовать апробированные международные стандарты в этой области.
В экспортных заказах зарубежные клиенты требуют соответствия методов и технологии проектирования, производства и качества продукции современным международным стандартам, которые необходимо осваивать и применять для обеспечения конкурентоспособности отечественных программных продуктов на мировом рынке. Поэтому ряд современных международных стандартов в области программных средств полностью и аутентично переведен на русский язык и утвержден в ранге стандартов для непосредственного использования предприятиями республики.
Особенности организационных структур, различия в размерах и сложности проектов, в требованиях к системам, в применяемых методах их разработки, необходимость преемственности с унаследованными системами, находящимися в эксплуатации, влияют на организацию разработки, приобретения, применения и сопровождения аппаратных и программных средств. При создании и развитии сложных распределенных тиражируемых ПС целесообразно гибкое формирование и применение гармонизированных совокупностей базовых стандартов и нормативных документов разного уровня, выделение в них требований и рекомендаций, необходимых для реализации заданных функций ПС и обеспечения их высокого качества. Для унификации и регламентирования процессов ЖЦ ПС такие совокупности стандартов должны адаптироваться и конкретизироваться применительно к определенным классам проектов, процессов и компонентов ПС. В связи с этим выделилось и сформировалось понятие профилей стандартов.
ЖЦ современных систем поддерживается рядом профилей стандартов, которые регламентируют крупные объекты и процессы их создания: вычислительных средств, телекоммуникации, визуализации, ПС и БД. В данном пособии аппаратные средства не рассматриваются, внимание сосредоточено на профилях, в той или иной степени поддерживающих этапы ЖЦ и качество сложных ПС.
Профили ПС унифицируют и регламентируют часть требований, характеристик, показателей качества объектов и процессов, формализованных на базе стандартов и нормативных документов. Другая часть функциональных и специфических характеристик ПС определяется заказчиками и разработчиками творчески, без учета положений нормативных документов. В ЖЦ ПС можно выделить две группы профилей ПС:
профили, регламентирующие процессы ЖЦ и системы обеспечения качества проектирования, разработки, применения, сопровождения и совершенствования ПС и их компонентов;
профили, регламентирующие объекты: архитектуру и структуру ПС и их компонентов – функции, интерфейсы и протоколы взаимодействия, форматы данных.
Базовый профиль ЖЦ ПС ориентирован на использование участниками проекта ПС – разработчиками и заказчиками. Адаптированные требования его стандартов должны быть обязательными для всех специалистов проекта. Поэтому в его состав входят наиболее общие стандарты и нормативные документы, определяющие весь ЖЦ ПС и его качество.
При планировании и подготовке технологической поддержки создания комплекса программ на этапе проектирования ПС уточняется его ЖЦ и основные характеристики проекта. Это позволяет выделить и адаптировать базовые стандарты системы качества и основные стандарты для ЖЦ программных средств. После этого следует отобрать стандарты и нормативные документы системы качества, выделяя рекомендации, целесообразные для использования в профилях ЖЦ данного ПС, провести их адаптацию для применения с учетом характеристик проекта, методологии и технологии создания комплекса программ, а также предполагаемых инструментальных средств автоматизации его проектирования и разработки. На этом этапе должны быть выбраны, разработаны или приобретены НД, руководства и инструкции, дополняющие базовые стандарты ЖЦ ПС, с целью полного определения и регламентирования набора профилей для применения специалистами, участвующими в проекте.
В уточненном плане реализации и обеспечения ЖЦ проекта ПС должны быть представлены ссылки на состав и содержание документов каждого профиля, выделены компоненты, параметры и ограничения, сформированные в процессе адаптации базового профиля ЖЦ данного ПС. Для разработчиков и заказчиков ПС должны быть созданы руководства по применению профилей на этапах ЖЦ. На этапе предварительного проектирования, в частности, целесообразно формировать проект адаптированного профиля ЖЦ и системы качества ПС.
Широкое многообразие классов и видов программ определяет формальные трудности, связанные с методами и процедурами доказательства соответствия ПС условиям контрактов и требованиям потребителей. По мере расширения применения и увеличения сложности систем выделились области, в которых ошибки или недостаточное качество программ или данных могут нанести ущерб, значительно превышающий положительный эффект от их использования. В этих критических случаях недопустимы аномалии и дефекты функционирования программного продукта при любых искажениях исходных данных, сбоях и частичных отказах аппаратуры и других нештатных ситуациях. Проблема удостоверения достигнутого качества функционирования сложных ПС и методов обеспечения их жизненного цикла базируется на сертификации аттестованными проблемно–ориентированными испытательными лабораториями.
Применение сертифицированных систем качества на предприятиях-разработчиках и профилей стандартов не только гарантирует высокое, устойчивое качество процессов обеспечения ЖЦ ПС, но позволяет во многих случаях не проводить или сокращать сертификацию конечного программного продукта. Основой сертификации должны быть детальные и эффективные методики испытаний конкретных ПС, специально разработанные тестовые задачи и генераторы для их формирования, а также квалификация и авторитет испытателей. Для этого заказчики должны выбирать подрядчиков–исполнителей своих проектов, имеющих системы обеспечения качества ПС и сертификаты, удостоверяющие реализацию и применение системы качества предприятием-разработчиком.
- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29