logo search
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

4.4. Документированная информация

в международном информационном обмене

Отношения, связанные с созданием условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, а также в защите интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, защите интересов, прав и свобод физических и юридических лиц, регламентируются Федеральным законом от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <*>.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

Термины, используемые в Федеральном законе, и их определения приведены в ст. 2.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).

Информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Собственник документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена - субъект, реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом законом.

Владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена - субъект, реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом собственником.

Пользователь (потребитель) информации, средств международного информационного обмена (далее - пользователь) - субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных продуктов или возможности использования средств международного информационного обмена и пользующийся ими.

Информационные процессы - процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Международный информационный обмен - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации.

Средства международного информационного обмена - информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Согласно ст. 3 упомянутого Федерального закона объектами международного информационного обмена являются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена. Субъектами международного информационного обмена в Российской Федерации могут быть: Российская Федерация, субъекты Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Обязанности государства в сфере международного информационного обмена регламентируются ст. 4, где указывается, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации:

- создают условия для обеспечения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными продуктами и информационными услугами;

- обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации иностранными информационными продуктами;

- содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене;

- обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов Российской Федерации, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации;

- стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц в Российской Федерации;

- создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере;

- способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене.

Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена, отмечается в ст. 6, относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.

Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона из Российской Федерации не ограничивается вывоз:

- законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан иностранных государств;

- документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и других видах информационных систем;

- массовой информации и иной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 вводятся ограничения при вывозе документированной информации из Российской Федерации в том случае, если она относится:

- к государственной тайне или иной конфиденциальной информации;

- общероссийскому национальному достоянию;

- архивному фонду;

- иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством Российской Федерации.

Указанные ограничения распространяются и на перемещение с территории Российской Федерации документированной информации при предоставлении доступа пользователям, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находящимся на территории Российской Федерации.

Право ввоза на территорию Российской Федерации иностранных информационных продуктов, которые могут быть применены для осуществления запрещенных законодательством Российской Федерации видов деятельности или промыслов или иных противоправных действий, предоставляется только юридическим лицам, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Действия должностных лиц по ограничению международного информационного обмена могут быть обжалованы в судебном порядке собственником или владельцем документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, если, по его мнению, эти действия не обоснованы и нарушают его права.

Собственник или владелец средств международного информационного обмена и информационных продуктов обеспечивает доступ к ним по правилам, устанавливаемым им в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом собственник обязан обеспечить открытость установленных им правил доступа и возможность ознакомления с ними пользователя. Доступ к сетям связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О связи".

На территории Российской Федерации не допускается распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена. За распространение такой информации ответственность возлагается на субъект международного информационного обмена, получивший такую информацию и (или) распространяющий ее на территории Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Какими нормами Конституции РФ регламентируются отношения в области производства документированной информации?

2. Какими нормами устанавливается правовой режим информационных ресурсов?

3. Какими нормами устанавливается порядок документирования информации?

4. Какими нормами устанавливается право собственности на отдельные документы и массивы документов?

5. Какую информацию запрещено относить к информации с ограниченным доступом?

6. Что является целями защиты информации?

7. Для каких целей формируется система обязательного бесплатного экземпляра документов?

8. Какие виды документов входят в состав бесплатного и обязательного платного экземпляра документов?

9. Какие права и обязанности производителей документов регламентируются Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов"?

10. С какой целью используется электронная цифровая подпись в электронных документах?

11. При каких условиях электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе?

12. Какие сведения должен содержать сертификат электронной цифровой подписи?

13. В чем состоят особенности использования электронной цифровой подписи?

14. Какими законами регулируются отношения в сфере электронного документооборота?

15. Какие отношения регулируются Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене"?

16. Вывоз какой информации ограничивается Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене"?

Рекомендуемая литература

Основная

Нормативно-правовая

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

3. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

5. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

6. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (в ред. от 11 февраля 2002 г., с изм. от 24 декабря 2002 г.) // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

7. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 6 октября 1997 г., с изм. от 10 ноября 2002 г.) // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.

8. Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187. 28 сентября.

9. Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне".

10. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".

11. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в ред. от 29 мая 2002 г.).

12. Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. N 1178 "О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов".

13. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти".

14. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 860 "Об утверждении правил распределения обязательного бесплатного экземпляра, состоящего из комбинированных документов, а также обязательного экземпляра, содержащего аналогичную, зафиксированную на различных носителях информацию".

15. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 859 "Об обязательном экземпляре изданий".

16. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 564 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по международному информационному обмену" (в ред. от 3 октября 2002 г.).

17. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах".

18. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

19. Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56.

Учебная

1. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2001.

2. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 2. С. 14.

3. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право / Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб., 2001.

4. Копылов В.А. Информационное право. М., 2002.

5. Кутафин О.Е., Копылов В.А. Проблема становления информационного права в России // Сборник НТИ. Сер. 1. 1999. N 8.

6. Лопатин В.Н. Информационное общество и правовое государство (Эскиз концепции законодательства в сфере информационной безопасности). М.: ГД ФС РФ, 1997.

7. Рассолов М.М. Информационное право. М., 1999.

8. Рассолов М.М. Управление, информация и право. М.: Мысль, 1983.

9. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Юрист, 2001.

Дополнительная

Нормативно-правовая

1. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О Гидрометеорологической службе" (в ред. от 25 июня 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.

2. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.

3. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 265 "Об утверждении Положения о Министерстве РФ по связи и информатизации" (в ред. от 17 июля 2002 г.).

4. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

5. Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. N 11 "Об улучшении информационного обеспечения населения РФ" (с изм. от 18 августа 1996 г.).

Учебная

1. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995.

2. Батурин Ю.М. Телекоммуникации и право - вопросы стратегии. М.: Центр "Право и средства массовой информации", 2000. Серия "Журналистика и право". Вып. 26.

3. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Сборник НТИ. Сер. 1. 1999. N 5.

4. Бачило И.Л. Право на информацию // Проблемы информатизации. 1995. N 1.

5. Бачило И.Л. Правовое регулирование процессов информатизации // Государство и право. 1994. N 12.

6. Бачило И.Л., Семилетов С.И. Комментарий к ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

7. Волошенюк С.Н. Собственность на информацию и защита информации // Сборник НТИ. Сер. 1. 1999. N 5.

8. Волчинская Е.К. Информационные технологии и право // www.relcom.ru/win/Internet/ComputerLaw/Inflaw.htm.

9. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.

10. Завидов Б.Д., Липатенков В.Б. О правовом значении подписи и электронной цифровой подписи на документах // Право и экономика. 2001. N 1.

11. Зайцев П. Электронный документ как источник доказательств. Законность. 2002. N 4.

12. Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" / Под ред. И.Л. Бачило, А.В. Волокитина, В.А. Копылова, Б.В. Кристального, Ю.А. Нисневича. М., 1996.

13. Концепция государственной информационной политики РФ, одобренная Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.

14. Копылов В.А. О гражданском обороте информации // Сборник НТИ. Сер. 1. 1999. N 5.

15. Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал российского права. 1999. N 9.

16. Копылов В.А. О создании Российской автоматизированной системы информации о нормативных актах // Сборник НТИ. Сер. 1. 1992. N 10 - 11.

17. Поворова Е.А. Доступ физических лиц к информации в органах государственной власти (на примере регионального законодательства) // Журнал российского права. 2001. N 10.

18. Правовая информатика и кибернетика / Под ред. Н.С. Полевого. М., 1993.

19. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. N 3.