logo search
Титоренко издание-1

Структура выходного документа

Наименование поля (реквизита)

Идентификация

Тип данных

Количество разрядов

1. Код группы товара

GRUP

Числовой

2

2. Код товара

TOV

Числовой

6

3. Количество товаров – продано, шт.

KPROD

Числовой

3

4. Цена покупки, руб.

PGEN

Числовой

3

5. Цена продажи, руб.

PPROD

Числовой

3

6. Объём реализации по закупочным ценам, руб.

VRP

Числовой

4

7. Объём реализации по ценам продажи, руб.

VRPP

Числовой

4

8. Наличие на складе – количество, шт.

KCKL

Числовой

3

9. Наличие на складе по ценам покупки, руб.

SCKL

Числовой

4

10. Прибыль или убыток, руб.

PRIB

Числовой

4

Данный комплекс конкретизирует ответ на вопрос: «Что требуется получить в результате постановки задачи и её реализации на персональном компьютере?», т.е. уточняет первоначально поставленную цель решения задачи.

Комплекс 3 «Описание входной информации» отвечает на вопрос, на основании какой информации может быть получена выходная информация. Под входной информацией понимается вся информация, необходимая для решения задачи и расположенная на различных носителях: первичных документах, машинных носителях, в памяти персонального компьютера. С этой целью составляется перечень входной информации и состав реквизитов каждого вида входной информации, расположение реквизитов входной информации, описание полей (реквизитов) входных документов.

При определении перечня входной информации описываются вид информации (текущая переменная, нормативно-справочная), источники информации, специфика сбора, хранения информации, способы поступления, а также объёмно-временные характеристики и способы контроля.

Состав реквизитов входной информации зависит от особенностей входной информации. Он должен быть необходимым и достаточным для организации дальнейшей обработки. Расположение реквизитов осуществляется в соответствии с существующими правилами её проектирования. Описание полей (реквизитов) выполняется по отношению ко всем видам входной информации и осуществляется аналогично подобной операции для выходной информации (см. табл. 2.2).

В этом же комплексе обобщаются особенности входной информации, которые конкретизируют вид информации (текущая, нормативно-справочная), источники возникновения информации, специфику её сбора, способы поступления, объёмно-временные характеристики, особенности контроля данных.

Комплекс 4 «Алгоритмы решения задачи» отвечает на вопрос: «Каким образом, т.е. на основе каких алгоритмов расчёта входная информация преобразуется в выходную информацию?» Разработка алгоритмов решения задачи связана с выполнением неформализованного и формализованного моделирования.

При неформализованном моделировании алгоритмы расчётов представляются в описательном виде. Например, в данной задаче «Оперативный анализ прибыли и убытков в супермаркете» используются алгоритмы:

  1. Умножение Количества товаров продано на Цену покупки для получения Объёма реализации по ценам покупки.

  2. Умножение Количества товаров продано на Цену продажи для получения Объёма реализации по ценам продажи.

  3. Умножение Количества товаров на складе на Цену покупки для получения Наличия товаров на складе в стоимостном выражении.

  4. Вычитание из Объёма реализации по ценам продажи Объёма реализации по ценам покупки и Наличия товара на складе в стоимостном выражении для получения Прибыли (или Убытка) по Коду товара с указанием Кода группы товара.

  5. Суммирование Прибыли и Убытков по Коду товара внутри Кода группы товара с целью получения Прибыли (или Убытка) по Коду группы товара.

Результат взаимодействия показателей по изложенным алгоритмам желательно отразить в виде неформализованной модели, которая может быть представлена как схема взаимодействия различных показателей по их наименованиям или идентификаторам.

Формализованное моделирование осуществляется по определённым правилам. Согласно правилам по каждому экономическому показателю выявляются реквизиты-признаки и реквизиты основания. Им присваиваются условные обозначения: реквизитам-основаниям заглавные буквы, реквизитам-признакам строчные буквы. Экономический показатель обозначается в виде совокупности обозначений. Взаимосвязи показателей представляются в виде формул. Совокупность формул отражает инфологическую модель решения задачи.

Инфологическая модель задачи «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете» представлен на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Инфологическая модель задачи «Оперативный анализ прибыли и убытков по товарам в супермаркете»

Инфологическая модель не только позволяет чётко выразить логику расчёта, но и служит основой для реализации других видов моделей: матричной, функциональной зависимости, графосхем. Это позволяет проектировать базы данных по задачам, комплексам задач, функциональным подсистемам и системе в целом. Созданием инфологической модели заканчивается технология постановки задачи.

Технология постановки задачи находит продолжение в технологии её реализации на персональном компьютере и полностью зависит от используемых технических и программных средств.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы место и значение АИТ в АИС?

  2. В чём состоят назначение и необходимость каждой из обеспечивающих подсистем АИТ?

  3. Раскройте смысл важнейших методических и организационно-технологических принципов создания АИС и АИТ.

  4. Каковы основные методические положения, учитываемые при проектировании АИТ?

  5. Назовите стадии и этапы создания АИС и АИТ, охарактеризуйте выполняемые на них работы.

  6. Раскройте содержание проектной документации, создаваемой на различных этапах жизненного цикла АИТ.

  7. Обоснуйте необходимость участия пользователя в работе предпроектного обследования, предшествующего созданию АИС и АИТ.

  8. Охарактеризуйте наиболее широко применяемые методы ведения проектировочных работ АИС и АИТ.

  9. Дайте понятие жизненного цикла АИС и АИТ.

  10. Обоснуйте необходимость участия пользователя (экономиста) в работах по созданию и внедрению АИС и АИТ.

  11. В чём состоит технология постановки задачи для последующего проектирования АИС и АИТ?