logo search
ГОСЫ_ИТОГ_2

3. Педагогические особенности проведения образовательного процесса в дистанционном образовании.

Современному учителю предстоит не только освоить инфокоммуникационные и дистанционные технологии, сформировать «готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности», т.е. овладеть информационной компетентностью, но и научиться организовывать эффективное общение участников образовательного процесса, предполагающее конструирование прямой и обратной связи, установление контакта с обучающимися разного возраста, выработку «стратегии, тактики и техники взаимодействия с людьми, организацию их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей...», реализовывать коммуникативные стратегии в дистанционной образовательной среде.

Для организации эффективного общения необходимо выявить особенности коммуникативной деятельности педагога в новых условиях, поэтому основными задачами данного исследования являются установление отличительных особенностей коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде определение специфики компонентов указанной деятельности, обусловленных особенностями дистанционной образовательной среды.

Под педагогическим общением традиционно понимают «форму учебного взаимодействия, личностно и социально ориентированное взаимодействие», одновременно реализующее «коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных символических и кинетических средств» [3].

Коммуникативная деятельность педагога может выступать частью педагогического общения, обеспечивая его информационную основу, но может оставаться и вполне самостоятельным видом профессиональной активности, направленной на удовлетворение коммуникативных потребностей участников образовательного взаимодействия, развитие коммуникативных способностей учащихся и формирование коммуникативной компетенции [4].

Компонентами любой деятельности являются ее субъект, предмет, цель, содержание, способы реализации и результат. И.А. Колесникова выделяет следующие базовые структурные компоненты коммуникативной деятельности, встроенной в педагогический процесс и подчиняющейся педагогической цели [4]: коммуникативные цель и задачи, содержание коммуникации, коммуникативные процедуры, результаты и эффекты коммуникации, обратная связь, при этом учитывается, что процесс коммуникации складывается из сопряжения деятельности, по крайней мере, двух участников, поэтому успешность коммуникации зависит от взаимного соответствия их структур.

Билет 10