3. Управление коммуникативной деятельностью в дистанционном образовании.
Особенности некоторых компонентов коммуникативной деятельности педагога при реализации педагогического взаимодействия в дистанционной образовательной среде с учетом особенностей организации процесса обучения в информационном обществе.
1. Цель и задачи коммуникативной деятельности. Одной из особенностей коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде, связанной с целеполаганием, является многоаспектность как возможность реализации различных дидактических целей и задач, аспектов образовательного процесса.
Коммуникативная цель, стоящая перед учителем при организации коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде, сопряжена с решением конкретной педагогической цели и задач на каждом этапе образования. У учащегося появляется встречная коммуникативная цель, причем эта цель под влиянием установки, заданной педагогом, может быть оформлена и сформулирована с разной степенью полноты и точности.
Коммуникативная задача со стороны учителя в дистанционной образовательной среде предполагает постановку познавательной задачи, формулирование проблемы, выявление «информационного неравновесия», т.е. обнаружение субъектного незнания [10], при этом учащиеся должны являться активными участниками процесса выявления проблемы и выбора способов решения, маршрутов освоения программы. На данном этапе задачами учителя являются также создание положительной мотивации школьников к общению в дистанционной среде, проведение работы по формированию информационной компетенции обучающихся (обучение навыкам работы в дистанционной образовательной среде) и формированию элементарных навыков общения в электронных средах, в т.ч. «нетикетом» (правилами и особенностями сетевого общения).
2. Содержание коммуникации. Содержание коммуникативного акта в дистанционной образовательной среде определяется контентом (содержанием образовательной информации), формами его структурирования, способами подачи, которые обусловливают выбор источников информации (форум, Интернет-ресурс и др.); особенностями восприятия и понимания информации учащимися.
Следует отметить, что коммуникативная деятельность педагога, и в целом педагогическое общение приобретают свойство доступности, обеспечивающее возможность обсуждения любой открытой темы с любым количеством учащихся.
С учетом вышесказанного, педагогу необходимо тщательно определять контент, формы и способы подачи материала, отбирать источники информации и приемы работы с учебным материалом в дистанционной образовательной среде.
3. Коммуникативные процедуры. Для коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде свойственна опосредованность, означающая, что общение субъектов образовательного процесса осуществляется с помощью средств образовательной среды. Преобладающими способами участия в коммуникации являются визуальный и визуально-текстовой, при этом основными видами общения в дистанционных образовательных средах являются синхронное общение (on-line), асинхронное общение (off-line).
Коммуникационные средства дистанционных образовательных сред (например, автоматизированных систем дистанционного обучения) позволяют адекватно передавать вербальный компонент общения, однако происходит некоторое искажение невербального компонента, повышающего эффективность общения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость проведения педагогом целенаправленной работы по компенсации эмоционального дефицита, снижению когнитивного диссонанса.
С особенностями и коммуникативным потенциалом образовательной среды, многообразием средств, предоставляющих разнообразные формы общения, связана технологичность и виртуальность коммуникативной деятельности педагога.
Коммуникативные позиции участников коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде, в отличие от традиционного общения, отражают «субъект-субъектные» отношения, предполагающие включение субъектов образовательного процесса в активную многовариантную деятельность в виртуальной среде, т.е. коммуникативной деятельности присуще свойство субъектности.
Реализация субъект-субъектных отношений при организации коммуникативной деятельности участников образовательного процесса в дистанционной среде непосредственно может быть связана с идеями педагогики социального конструктивизма, составляющей педагогическую и философскую основу современных автоматизированных систем дистанционного обучения и включающую взаимодействие, активное учение, критическую реф- лексию и др.
Возможности современных дистанционных образовательных сред обеспечивают многосторонность коммуникативной деятельности, предполагающую не только возможность общения двух субъектов образовательного процесса, но и участие учебной группы, т.е. расширение аудитории, что позволяет значительно повысить эффективность процесса общения. Следует отметить, что в дистанционной образовательной среде, как и в любой другой коммуникативной среде необходимо установить коммуникативные конвенции [4], регламентирующие смысл и процесс информационного взаимодействия. Последнее может быть регламентировано формальными правилами, может возникать из интеллектуального сотрудничества, эмоционального сопереживания, координированного управления смыслообразованием.
4. Результаты и эффекты коммуникативной деятельности. Успешность и эффективность коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде определяется конечными результатами, которые непосредственно связаны с конкретной педагогической задачей, на решение которой была направлена педагогическая деятельность учителя, коммуникативными целями и задачами, намерениями и ожиданиями, поэтому наиболее общим показателем результативности является «факт достижения поставленной коммуникативной цели» [4]. Наряду с результативностью, необходимо учитывать и коммуникативные эффекты, которые могут быть прямыми, побочными и обратными, поэтому педагогу необходимо знать основные механизмы передачи, приема информации, а также закономерности педагогического взаимодействия в дистанционной среде для прогнозирования эффектов коммуникативной деятельности в указанной среде.
5. Обратная связь. Продуктивность коммуникативной деятельности требует от педагога способности организовать эффективную обратную связь. В дистанционной образовательной среде в зависимости от видов и форм общения могут реализовываться различные виды обратной связи: линейная - нелинейная, внешняя - внутренняя, активная - пассивная. Так, например, один из инструментов общения в автоматизированных системах дистанционного обучения - форум, который позволяет обеспечить обмен мнениями всех субъектов образовательного процесса в дистанционной среде, поддерживать регулярную активную обратную связь. Дистанционная образовательная среда позволяет обеспечить оперативность коммуникативной деятельности, т.е. возможность своевременного получения ответа на поставленные вопросы, получения необходимого сообщения.
Таким образом, основными отличительными особенностями коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде, обусловленными спецификой и характеристиками среды являются многоаспектность, опосредованность, индивидуальность, многосторонность, субъектность, массовость, независимость от времени и места общения, виртуальность, технологичность и оперативность.
Для коммуникативной деятельности педагога в любых образовательных средах, в том числе и дистанционных, характерны также такие свойства, как полиобъектность, полиинформативность, полимодальность, полихрония, полиглотия, многоканальность, многоуровневость .
Рассмотренные в данной статье особенности коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде будут отражаться при планировании этапов указанной деятельности. Можно выделить следующие этапы коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде:
1. Этап, предшествующий коммуникативной деятельности в дистанционной образовательной среде, предусматривающий:
оценку коммуникативного потенциала дистанционной образовательной среды;
работу по созданию педагогического сообщения, контента;
выбор канала передачи информации и режима взаимодействия;
разработку соответствующих заданий;
ознакомление обучающихся с «сетевым этикетом» и правилами работы в дистанционной образовательной среде;
2. Собственно коммуникативная деятельность в дистанционной образовательной среде.
3. Оценка результативности и коррекция коммуникативной деятельности («Этап информационного последействия»).
Учителю необходимо четко определять цели, задачи коммуникативного взаимодействия, отбирать контент, способы его представления, приемы работы, учитывать специфику и режимы взаимодействия субъектов образовательного процесса в дистанционной образовательной среде, оценивать коммуникативный потенциал среды и планировать этапы педагогического общения для выбора соответствующих коммуникативных стратегий и тактик, а также технологий обучения.
Билет 8
- Классификация ит.
- 2. Инфологическое проектирование базы данных предметной области.
- 3. Определение Web-дизайна.
- Геоинформационные системы.
- 2. Этапы проектирования бд.
- 3. Общие характеристики пользователей и особенности программирования сайтов в зависимости от этих характеристик.
- 1.Принцип "открытости" информационной системы. Семиуровневая модель взаимодействия информационных систем. Технологии открытых систем.
- 2. Основы реляционной алгебры.
- 3. Проектирование сайтов.
- Распределенные системы обработки данных; технологии «клиент- сервер». Понятия «толстый» и «тонкий» клиенты.
- 2. Основные категории языка манипулирования данными sql.
- 3. Структура сайта.
- Информационные подсистемы tps, mis, oas, kws и kms, их место в системе управления организацией, основные пользователи этих подсистем.
- 2. Понятие бизнес-логики. Хранимые процедуры, триггеры, представления.
- 3. Теория навигации.
- Этапы моделирования систем.
- 2. Основные блоки эвм.
- 3. Понятие и структура электронного учебника, принципы разработки.
- Статистическое моделирование систем на эвм.
- 2. Системная плата персонального компьютера.
- 3. Управление коммуникативной деятельностью в дистанционном образовании.
- Программы, среды и системы моделирования.
- 2. Виды и структура основной памяти.
- 3. Особенности работы в системе Moodle.
- Основные понятия планирования экспериментов.
- 3. Педагогические особенности проведения образовательного процесса в дистанционном образовании.
- Основные элементы языка gpss.
- 3. Основные принципы и модели дистанционного образования.
- 1. Данные, информация и знания. Приобретение, создание, описание и кодификация, хранение/востребование, передача и использование знаний в организации.
- 2. Назначение и основные функции операционных систем.
- 3. На какие группы можно разделить всю информацию по видам восприятия, которые возможны при работе с компьютерной и коммуникационной техникой.
- 1. Семантические сети, их классификация и принципы построения. Типы объектов и отношений в семантических сетях.
- 2. Управление процессами и потоками.
- 3. Укажите известные вам форматы аудио, видео, графики укажите их преимущества и недостатки, области применения.
- Классификация инструментальных средств для работы со знаниями. Языки, использующиеся при представлении и обработке знаний.
- Функции операционных систем по управлению памятью.
- Нейронные сети и их применение в ис. Биологический прототип и искусственный нейрон.
- 2. Характеристики файловых систем операционной системы Windows.
- 3. Библиотеки в Macromedia Flash.
- 1. Персептроны и зарождение искусственных нейронных сетей. Персептронная представляемость. Обучение персептрона. Алгоритм обучения персептрона.
- 2. Функции операционных систем по защите данных; политики безопасности.
- 2.1. Принципы проектирования защищенных систем
- 2.2. Понятие защищенной операционной системы
- 2.3. Подходы к созданию защищенных операционных систем
- 2.4. Административные меры защиты
- 2.5. Адекватная политика безопасности
- 3. Структура проекта в Macromedia Flash - кадры, слои, сцены.
- Топологии компьютерных сетей.
- 2. Система внутренних коммуникаций компании: вертикальные и горизонтальные каналы распространения знаний.
- 3. Структура информационно-логической модели информационных систем в образовании.
- Эталонная модель взаимодействия открытых систем (модель osi).
- Основные операции над семантическими сетями. Агрегация и обобщение. Управление выводом в сетевых моделях.
- Проектирование и разработка пользовательского интерфейса информационных систем в образовании.
- Стандарты Ethernet и Fast Ethernet.
- 3. Архитектура информационных систем в образовании.
- 5.1.2. Централизованная архитектура
- 5.1.3. Архитектура "файл-сервер"
- 5.1.4. Архитектура "клиент-сервер"
- 5.1.5. Многоуровневый "клиент-сервер"
- 5.1.6. Архитектура распределенных систем
- Адресация в сетях tcp/ip.
- Общие сведения о языках инженерии знаний. Понятие о функциональном и логическом программировании. Особенности языков Лисп, Пролог и Смолток.
- 3. Инструментальные средства проектирования информационных систем в образовании.
- Безопасность информационных сетей.
- Типы онтологий: верхнего уровня, предметных областей, прикладных онтологий. Лексические онтологии.
- 3. Модели жизненного цикла программного обеспечения информационных систем в образовании.
- Классификация современных операционных систем.
- 2. Роль и место банков данных в информационных системах.
- 3.Тэги, фреймы, создание документа в html.
- Планирование процессов и потоков.
- Сетевая модель данных
- Реляционная модель данных
- 3. Формы в html документах.
- Тупики, методы устранения тупиков.
- 2. Ограничения и целостность данных в базе.
- 3. Формы, функции, мультимедиа.
- Методы реализации виртуальной памяти.
- 2. Понятие транзакции. Управление транзакциями.
- 3. Типы ссылок, глобальная структура документа, метаданные, стили, списки.
- 1. Структура и функции файловой системы.
- 2. Управление пользователями и их правами доступа к данным в базе.
- 3. Вызов cgi программ.
- Основные классы современных эвм.
- Структура информационной сети.
- 3. Заголовки запросов и ответов.
- Физическая и функциональная структура микропроцессора.
- Классификация компьютерных сетей.
- 3. Модели объектов javascript и свойств объектов.
- Типы, назначение и параметры шин.
- Основные способы доступа к среде передачи в информационных сетях.
- 3. Фреймы, наследование кода скриптов различными страницами.
- Периферийные устройства.
- Методы коммутации в информационных сетях.
- 3. Возможные способы создания Web-страниц.
- Сети эвм.
- Этапы моделирования в системе gpss World.
- Баннеры: принципы создания.