3. Понятие и структура электронного учебника, принципы разработки.
1.1 Понятие
1.Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
2. Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
1.2 Структура
Структура пособия определяется тем, что, в основном, электронные пособия используются для организации самостоятельной работы обучаемых и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и взаимосвязаны между собой. Должны быть учтены последовательности изучаемого материала: теоретическая часть, практическая, контрольные задания, демонстрации и материалы для дополнительного образования.
Любое электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты:
- средства изучения теоретических основ дисциплины;
- средства поддержки практических занятий;
- средства контроля знаний;
- средства взаимодействия между учителем и учащимися;
- методические рекомендации по изучению дисциплины;
- средства управления процессом изучения дисциплины.
При этом электронное учебное пособие должно отвечать следующим требованиям:
- четкая структуризация предметного материала;
- наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
- компактность представленного информационного материала;
- графическое оформление и наличие иллюстративного материала;
- включение промежуточного и текущего контроля знаний.
Электронные издания рассчитаны, прежде всего, на заочную форму обучения. Поэтому оно, кроме основного текста, содержит справочный материал, необходимый для самостоятельной работы. Для такого издания важно наличие гиперссылок, включающие в себя дополнительный текст, указатели, списки определений, мультимедиа.
В Электронное издание могут входить следующие элементы:
1 Атрибуты поиска в сети Интернет.
2 Знак авторского права.
3 Основа издания.
4 Дополнительный текст.
5 Справочный аппарат
6 Дидактический аппарат.
7 Поисковый аппарат издания.
8 Иллюстрации.
9 Анимация.
10 Звук
11 Видео.
Некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронных учебников и обучающих программ.
Принцип Модульности: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию. Для больших по объёму ЭУ может использоваться блочно-модульный принцип, где блок является минимальной учебной информационной единицей.
Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты :
теоретическое ядро,
контрольные вопросы по теории,
примеры,
задачи и упражнения для самостоятельного решения,
контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
контрольная работа,
контекстная справка (Help),
Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.
Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.
Учебный материал должен излагаться чётко и доходчиво, именно таким образом электронный учебник должен стимулировать интерес к познанию и способствовать выработке у учащегося умения применять приобретённые знания при решении практических и учебных задач. Пользовательский интерфейс электронного учебника должен быть предельно прост, чтобы работа с ЭВМ не заслоняла от учащегося изучаемого материала. Шрифт текстового материала должен быть достаточно крупным и легко читаемым.
Перечислим общие признаки удобного интерфейса:
использование пиктограмм для организации управляющего диалога;
меню-ориентированность;
контекстно-зависимая справочная система (Help);
возможность использования для ввода как мыши, так и клавиатуры с использованием "горячих клавиш", стрелок, клавиш табуляции и т.п.;
единые правила работы со всеми меню;
запрос подтверждения в опасных ситуациях (выход из программы, потеря информации и т.п.);
одинаковый или сходный доступный выход из любого режима;
информация о происходящем без участия пользователя (например, длительный счет, обмен с внешними устройствами и т.п.);
возможность прерывания длительных процессов;
корректная обработка аварийных ситуаций внешних устройств (например, неготовность принтера);
обработка некорректных действий пользователя;
Программа не должна содержать отвлекающих элементов, всё внимание учащегося должно быть сосредоточено только на изучаемом материале.
Билет 7
- Классификация ит.
- 2. Инфологическое проектирование базы данных предметной области.
- 3. Определение Web-дизайна.
- Геоинформационные системы.
- 2. Этапы проектирования бд.
- 3. Общие характеристики пользователей и особенности программирования сайтов в зависимости от этих характеристик.
- 1.Принцип "открытости" информационной системы. Семиуровневая модель взаимодействия информационных систем. Технологии открытых систем.
- 2. Основы реляционной алгебры.
- 3. Проектирование сайтов.
- Распределенные системы обработки данных; технологии «клиент- сервер». Понятия «толстый» и «тонкий» клиенты.
- 2. Основные категории языка манипулирования данными sql.
- 3. Структура сайта.
- Информационные подсистемы tps, mis, oas, kws и kms, их место в системе управления организацией, основные пользователи этих подсистем.
- 2. Понятие бизнес-логики. Хранимые процедуры, триггеры, представления.
- 3. Теория навигации.
- Этапы моделирования систем.
- 2. Основные блоки эвм.
- 3. Понятие и структура электронного учебника, принципы разработки.
- Статистическое моделирование систем на эвм.
- 2. Системная плата персонального компьютера.
- 3. Управление коммуникативной деятельностью в дистанционном образовании.
- Программы, среды и системы моделирования.
- 2. Виды и структура основной памяти.
- 3. Особенности работы в системе Moodle.
- Основные понятия планирования экспериментов.
- 3. Педагогические особенности проведения образовательного процесса в дистанционном образовании.
- Основные элементы языка gpss.
- 3. Основные принципы и модели дистанционного образования.
- 1. Данные, информация и знания. Приобретение, создание, описание и кодификация, хранение/востребование, передача и использование знаний в организации.
- 2. Назначение и основные функции операционных систем.
- 3. На какие группы можно разделить всю информацию по видам восприятия, которые возможны при работе с компьютерной и коммуникационной техникой.
- 1. Семантические сети, их классификация и принципы построения. Типы объектов и отношений в семантических сетях.
- 2. Управление процессами и потоками.
- 3. Укажите известные вам форматы аудио, видео, графики укажите их преимущества и недостатки, области применения.
- Классификация инструментальных средств для работы со знаниями. Языки, использующиеся при представлении и обработке знаний.
- Функции операционных систем по управлению памятью.
- Нейронные сети и их применение в ис. Биологический прототип и искусственный нейрон.
- 2. Характеристики файловых систем операционной системы Windows.
- 3. Библиотеки в Macromedia Flash.
- 1. Персептроны и зарождение искусственных нейронных сетей. Персептронная представляемость. Обучение персептрона. Алгоритм обучения персептрона.
- 2. Функции операционных систем по защите данных; политики безопасности.
- 2.1. Принципы проектирования защищенных систем
- 2.2. Понятие защищенной операционной системы
- 2.3. Подходы к созданию защищенных операционных систем
- 2.4. Административные меры защиты
- 2.5. Адекватная политика безопасности
- 3. Структура проекта в Macromedia Flash - кадры, слои, сцены.
- Топологии компьютерных сетей.
- 2. Система внутренних коммуникаций компании: вертикальные и горизонтальные каналы распространения знаний.
- 3. Структура информационно-логической модели информационных систем в образовании.
- Эталонная модель взаимодействия открытых систем (модель osi).
- Основные операции над семантическими сетями. Агрегация и обобщение. Управление выводом в сетевых моделях.
- Проектирование и разработка пользовательского интерфейса информационных систем в образовании.
- Стандарты Ethernet и Fast Ethernet.
- 3. Архитектура информационных систем в образовании.
- 5.1.2. Централизованная архитектура
- 5.1.3. Архитектура "файл-сервер"
- 5.1.4. Архитектура "клиент-сервер"
- 5.1.5. Многоуровневый "клиент-сервер"
- 5.1.6. Архитектура распределенных систем
- Адресация в сетях tcp/ip.
- Общие сведения о языках инженерии знаний. Понятие о функциональном и логическом программировании. Особенности языков Лисп, Пролог и Смолток.
- 3. Инструментальные средства проектирования информационных систем в образовании.
- Безопасность информационных сетей.
- Типы онтологий: верхнего уровня, предметных областей, прикладных онтологий. Лексические онтологии.
- 3. Модели жизненного цикла программного обеспечения информационных систем в образовании.
- Классификация современных операционных систем.
- 2. Роль и место банков данных в информационных системах.
- 3.Тэги, фреймы, создание документа в html.
- Планирование процессов и потоков.
- Сетевая модель данных
- Реляционная модель данных
- 3. Формы в html документах.
- Тупики, методы устранения тупиков.
- 2. Ограничения и целостность данных в базе.
- 3. Формы, функции, мультимедиа.
- Методы реализации виртуальной памяти.
- 2. Понятие транзакции. Управление транзакциями.
- 3. Типы ссылок, глобальная структура документа, метаданные, стили, списки.
- 1. Структура и функции файловой системы.
- 2. Управление пользователями и их правами доступа к данным в базе.
- 3. Вызов cgi программ.
- Основные классы современных эвм.
- Структура информационной сети.
- 3. Заголовки запросов и ответов.
- Физическая и функциональная структура микропроцессора.
- Классификация компьютерных сетей.
- 3. Модели объектов javascript и свойств объектов.
- Типы, назначение и параметры шин.
- Основные способы доступа к среде передачи в информационных сетях.
- 3. Фреймы, наследование кода скриптов различными страницами.
- Периферийные устройства.
- Методы коммутации в информационных сетях.
- 3. Возможные способы создания Web-страниц.
- Сети эвм.
- Этапы моделирования в системе gpss World.
- Баннеры: принципы создания.