logo search
ІНФОРМАЦІЙНЕ ПРАВО (стац) / ПІДРУЧНИКИ / Информационное право Учебное пособие,

4.1. Правовое регулирование отношений в области

документированной информации

В основе правового регулирования отношений в области производства документированной информации лежат информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации, к которым можно отнести нормы ч. 4 ст. 29, ст. 33, ст. 42, ч. 3 ст. 41, ст. 24.

В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Указанное право может осуществляться различными способами: через средства массовой информации, при помощи самых разнообразных материальных носителей информации, путем освоения дисциплин в учебных заведениях, посредством межличностного общения, на собраниях, митингах и т.п. Эти способы считаются законными, если соблюдаются установленные законодательством правила.

Право на распространение информации законными способами означает и необходимость соблюдения определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне. Конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию создает правовую среду для гражданского и публичного оборота информации, для информационно прозрачной деятельности органов государственной власти.

Следует отметить, что обязанность предоставления какой-либо информации органами государственной власти Российской Федерации законодательством не предусмотрена. Исключение составляет п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" <*>, в которой закреплена обязанность федеральных органов исполнительной власти информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503.

Право, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в полной мере распространяется и на документированную информацию, представленную в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и иных информационных системах.

В ст. 33 указывается, что "граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Этому праву граждан соответствует обязанность органов и должностных лиц рассмотреть обращения и принять по ним законные решения. Данная норма не исключает доступа граждан к информации из информационных ресурсов посредством информационных систем общего пользования.

По мнению ряда ученых, положения данной статьи недостаточно конкретизированы в федеральном законодательстве <1>. Кроме того, в настоящее время действуют нормативно-правовые акты, в определенном смысле ограничивающие доступ граждан к информации и информационным ресурсам. К таким актам относится, например, Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <2>. Названный Указ действует в редакции Указа Президиума ВС СССР от 4 марта 1980 г. N 1662-Х с изменениями от 2 февраля 1988 г. в части, не противоречащей Конституции РФ. Согласно ст. 1 этого Указа обращения могут быть как письменными, так и устными. Однако данная статья Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1988 г. N 8422-XI "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <3> была дополнена частью следующего содержания: "Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит". Подобная формулировка не отвечает современным требованиям, например, задачам федеральной целевой программы "Электронная Россия" <4> и значительно осложняет доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти.

--------------------------------

<1> См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

<2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 17. Ст. 143.

<3> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 6. Ст. 94.

<4> См. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531.

В этой связи необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти" <*> утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

--------------------------------

<*> Российская газета. 2003. 15 февраля.

Важное место в Конституции РФ отводится экологической информации. В ст. 42 отмечается, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Указанная норма Конституции РФ является правовой базой создания информационных ресурсов в экологической сфере.

Право на достоверную информацию необходимо рассматривать в контексте ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, где указывается, что "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

Конституционными нормами ст. 24 регламентируется создание информационных ресурсов, содержащих персональные данные, а также возможность доступа к этим ресурсам. В ч. 1 ст. 24 указывается, что "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются". "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, - отмечается в ч. 2 этой же статьи, - обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

К нормам, регулирующим отношения в области производства документированной информации нормативного характера, формирования и использования информационных ресурсов, содержащих нормативно-правовые акты, следует отнести также ч. 3 ст. 15, ст. 105, 106, 107, 108, 90, 102, 103, 115 Конституции РФ. Указанные нормы нашли развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах, регулирующих информационные правоотношения и лежащих в основе государственной политики в области формирования и использования информационных ресурсов.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*> является важнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в области обращения документированной информации. Согласно ст. 1 этого Закона сферой его действия являются отношения, возникающие при "формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации".

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Напомним, что ст. 2 указанного Федерального закона определены следующие важные термины:

- информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

- документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

- информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

- информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Основные направления государственной политики в области формирования и использования информационных ресурсов сформулированы в п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации":

- обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

- формирование и защита государственных информационных ресурсов;

- создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

- обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

- формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

- поддержка проектов и программ информатизации;

- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

- развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.