logo search
C#, 320 стр

Интерфейс iSerializable

При необходимости можно самому управлять процессом сериализации. В этом случае наш класс должен быть наследником интерфейса ISerializable. Класс, наследующий этот интерфейс, должен реализовать единственный метод этого интерфейса GetObjectData и добавить защищенный конструктор. Схема сериализации и десериализации остается и в этом случае той же самой. Можно использовать как бинарный форматер, так и soap-форматер. Но теперь метод Serialize использует не стандартную реализацию, а вызывает метод GetObjectData, управляющий записью данных. Метод Deserialize, в свою очередь, вызывает защищенный конструктор, создающий объект и заполняющий его поля сохраненными значениями.

Конечно, возможность управлять сохранением и восстановлением данных дает большую гибкость и позволяет, в конечном счете, уменьшить размер файла, хранящего данные, что может быть крайне важно, особенно если речь идет об обмене данными с удаленным приложением. Если речь идет о поверхностной сериализации, то атрибут NonSerialized, которым можно помечать поля, не требующие сериализации, как правило, достаточен для управления эффективным сохранением данных. Так что управлять имеет смысл только глубокой сериализацией, когда сохраняется и восстанавливается граф объектов. Но, как уже говорилось, это может быть довольно сложным занятием, что будет видно и для нашего простого примера с рыбаком и рыбкой.

Рассмотрим, как устроен метод GetObjectData, управляющий сохранением данных. У этого метода два аргумента:

GetObjectData(SerializedInfo info, StreamingContext context)

Поскольку самому вызывать этот метод не приходится - он вызывается автоматически методом Serialize, то можно не особенно задумываться о том, как создавать аргументы метода. Более важно понимать, как их следует использовать. Чаще всего используется только аргумент info и его метод AddValue (key, field). Данные сохраняются вместе с ключом, используемым позже при чтении данных. Аргумент key, который может быть произвольной строкой, задает ключ, а аргумент field - поле объекта. Например, для сохранения полей name и age можно задать следующие операторы:

info.AddValue("name",name); info.AddValue("age", age);

Поскольку имена полей уникальны, то их разумно использовать в качестве ключей.

Если поле son класса Father является объектом класса Child и этот класс сериализуем, то для сохранения объекта son следует вызвать метод:

son.GetObjectData(info, context)

Если не возникает циклов, причиной которых являются взаимные ссылки, то особых сложностей с сериализацией и десериализацией не возникает. Взаимные ссылки осложняют картину и требуют индивидуального подхода к решению. На последующем примере мы покажем, как можно справиться с этой проблемой в конкретном случае.

Перейдем теперь к рассмотрению специального конструктора класса. Он может быть объявлен с атрибутом доступа private, но лучше, как и во многих других случаях, применять атрибут protected, что позволит использовать этот конструктор потомками класса, осуществляющими собственную сериализацию. У конструктора те же аргументы, что и у метода GetObjectData. Опять-таки, в основном используется аргумент info и его метод GetValue(key, type), который выполняет операцию, обратную к операции метода AddValue. По ключу key находится хранимое значение, а аргумент type позволяет привести его к нужному типу. У метода GetValue имеется множество типизированных версий, позволяющих не задавать тип. Так что восстановление полей name и age можно выполнить следующими операторами:

name = info.GetString("name"); age = info.GetInt32("age");

Восстановление поля son, являющегося ссылочным типом, выполняется вызовом его специального конструктора:

son = new Child(info, context);

А теперь вернемся к нашему примеру со стариком, старухой и золотой рыбкой. Заменим стандартную сериализацию собственной. Для этого, оставив атрибут сериализации у класса Personage, сделаем класс наследником интерфейса ISerializable:

[Serializable]

public class Personage :ISerializable

{...}

Добавим в наш класс специальный метод, вызываемый при сериализации - метод сохранения данных:

//Специальный метод сериализации

public void GetObjectData(SerializationInfo info,

StreamingContext context)

{

info.AddValue("name",name); info.AddValue("age", age);

info.AddValue("status",status);

info.AddValue("wealth", wealth);

info.AddValue("couplename",couple.name);

info.AddValue("coupleage", couple.age);

info.AddValue("couplestatus",couple.status);

info.AddValue("couplewealth", couple.wealth);

}

В трех первых строках сохраняются значимые поля объекта и тут все ясно. Но вот запомнить поле, хранящее объект couple класса Personage, напрямую не удается. Попытка рекурсивного вызова

couple.GetObjectData(info,context);

привела бы к зацикливанию, если бы раньше из-за повторяющегося ключа не возникала исключительная ситуация в момент записи поля name объекта couple. Поэтому приходится явно сохранять поля этого объекта уже с другими ключами. Понятно, что с ростом сложности структуры графа объектов задача существенно осложняется.

Добавим в наш класс специальный конструктор, вызываемый при десериализации - конструктор восстановления состояния:

//Специальный конструктор сериализации

protected Personage(SerializationInfo info,

StreamingContext context)

{

name = info.GetString("name"); age = info.GetInt32("age");

status = info.GetString("status");

wealth = info.GetString("wealth");

couple = new Personage(info.GetString("couplename"),

info.GetInt32("coupleage"));

couple.status = info.GetString("couplestatus");

couple.wealth = info.GetString("couplewealth");

this.couple = couple; couple.couple = this;

}

Опять первые строки восстановления значимых полей объекта прозрачно ясны. А с полем couple приходится повозиться. Вначале создается новый объект обычным конструктором, аргументы которого читаются из сохраняемой памяти. Затем восстанавливаются значения других полей этого объекта, а затем уже происходит взаимное связывание двух объектов.

Кроме введения конструктора класса и метода GetObjectData, никаких других изменений в проекте не понадобилось - ни в методах класса, ни на стороне клиента. Внешне проект работал совершенно идентично ситуации, когда не вводилось наследование интерфейса сериализации. Но с внутренних позиций изменения произошли: методы форматеров Serialize и Deserialize в процессе своей работы теперь вызывали созданный нами метод и конструктор класса. Небольшие изменения произошли и в файлах, хранящих данные.

Мораль: должны быть веские основания для отказа от стандартно реализованной сериализации. Повторюсь, такими основаниями можгут служить необходимость в уменьшении объема файла, хранящего данные, и в сокращении времени передачи данных.

Когда в нашем примере вводилось собственное управление сериализацией, то не ставилась цель минимизации объема хранимых данных, в обоих случаях сохранялись одни и те же данные. Тем не менее представляет интерес взглянуть на таблицу, хранящую объемы создаваемых файлов.

Таблица 19.1. Размеры файлов при различных случаях сериализации

Формат

Сериализация

Размер файла

Бинарный поток

Стандартная

355 байтов

Бинарный поток

Управляемая

355 байтов

XML-документ

Стандартная

1, 14 Кб.

XML-документ

Управляемая

974 байта

Преимуществами XML-документа являются его читабельность и хорошо развитые средства разбора, но зато бинарное представление выигрывает в объеме и скорости передачи тех же данных.