logo
C#, 320 стр

Методы-свойства

Методы, называемые свойствами (Properties), представляют специальную синтаксическую конструкцию, предназначенную для обеспечения эффективной работы со свойствами. При работе со свойствами объекта (полями) часто нужно решить, какой модификатор доступа использовать, чтобы реализовать нужную стратегию доступа к полю класса. Перечислю пять наиболее употребительных стратегий:

Открытость свойств (атрибут public) позволяет реализовать только первую стратегию. В языке C# принято, как и в других объектных языках, свойства объявлять закрытыми, а нужную стратегию доступа организовывать через методы. Для эффективности этого процесса и введены специальные методы-свойства.

Приведу вначале пример, а потом уточню синтаксис этих методов. Рассмотрим класс Person, у которого пять полей: fam, status, salary, age, health, характеризующих соответственно фамилию, статус, зарплату, возраст и здоровье персоны. Для каждого из этих полей может быть разумной своя стратегия доступа. Возраст доступен для чтения и записи, фамилию можно задать только один раз, статус можно только читать, зарплата недоступна для чтения, а здоровье закрыто для доступа и только специальные методы класса могут сообщать некоторую информацию о здоровье персоны. Вот как на C# можно обеспечить эти стратегии доступа к закрытым полям класса:

public class Person

{

//поля (все закрыты)

string fam="", status="", health="";

int age=0, salary=0;

//методы - свойства

/// <summary>

///стратегия: Read,Write-once (Чтение, запись при

///первом обращении)

/// </summary>

public string Fam

{

set {if (fam == "") fam = value;}

get {return(fam);}

}

/// <summary>

///стратегия: Read-only(Только чтение)

/// </summary>

public string Status

{

get {return(status);}

}

/// <summary>

///стратегия: Read,Write (Чтение, запись)

/// </summary>

public int Age

{

set

{

age = value;

if(age < 7)status ="ребенок";

else if(age <17)status ="школьник";

else if (age < 22)status = "студент";

else status = "служащий";

}

get {return(age);}

}

/// <summary>

///стратегия: Write-only (Только запись)

/// </summary>

public int Salary

{

set {salary = value;}

}

}

Рассмотрим теперь общий синтаксис методов-свойств. Пусть name - это закрытое свойство. Тогда для него можно определить открытый метод-свойство (функцию), возвращающую тот же тип, что и поле name. Имя метода обычно близко к имени поля (например, Name). Тело свойства содержит два метода - get и set, один из которых может быть опущен. Метод get возвращает значение закрытого поля, метод set - устанавливает значение, используя передаваемое ему значение в момент вызова, хранящееся в служебной переменной со стандартным именем value. Поскольку get и set - это обычные процедуры языка, то программно можно реализовать сколь угодно сложные стратегии доступа. В нашем примере фамилия меняется, только если ее значение равно пустой строке и это означает, что фамилия персоны ни разу еще не задавалась. Статус персоны пересчитывается автоматически при всяком изменении возраста, явно изменять его нельзя. Вот пример, показывающий, как некоторый клиент создает и работает с полями персоны:

public void TestPersonProps()

{

Person pers1 = new Person();

pers1.Fam = "Петров";

pers1.Age = 21;

pers1.Salary = 1000;

Console.WriteLine ("Фам={0}, возраст={1}, статус={2}",

pers1.Fam, pers1.Age, pers1.Status);

pers1.Fam = "Иванов"; pers1.Age += 1;

Console.WriteLine ("Фам={0}, возраст={1}, статус={2}",

pers1.Fam, pers1.Age, pers1.Status);

}//TestPersonProps

Заметьте, клиент работает с методами-свойствами так, словно они являются настоящими полями, вызывая их как в правой, так и в левой части оператора присваивания. Заметьте также, что с каждым полем можно работать только в полном соответствии с той стратегией, которую реализует данное свойство. Попытка изменения фамилии не принесет успеха, а изменение возраста приведет и к одновременному изменению статуса. На рис. 16.1 показаны результаты работы этой процедуры.

Рис. 16.1.  Методы-свойства и стратегии доступа к полям