logo
C#, 320 стр

Универсальные делегаты

Делегаты также могут иметь родовые параметры. Чаще встречается ситуация, когда делегат объявляется в универсальном классе и использует в своем объявлении параметры универсального класса. Давайте рассмотрим ситуацию с делегатами более подробно. Вот объявление универсального класса, не очень удачно названного Delegate, в котором объявляется функциональный тип - delegate:

class Delegate<T>

{

public delegate T Del(T a, T b);

}

Как видите, тип аргументов и возвращаемого значения в сигнатуре функционального типа определяется классом Delegate.

Добавим в класс функцию высшего порядка FunAr, одним из аргументов которой будет функция типа Del, заданного делегатом. Эта функция будет применяться к элементам массива, передаваемого также функции FunAr. Приведу описание:

public T FunAr(T[] arr, T a0, Del f)

{

T temp = a0;

for(int i =0; i<arr.Length; i++)

{

temp = f(temp, arr[i]);

}

return (temp);

}

Эта универсальная функция с успехом может применяться для вычисления сумм, произведения, минимума и других подобных характеристик массива.

Рассмотрим теперь клиентский класс Testing, в котором определен набор функций:

public int max2(int a, int b)

{ return (a > b) ? a : b; }

public double min2(double a, double b)

{ return (a < b) ? a : b; }

public string sum2(string a, string b)

{ return a + b; }

public float prod2(float a, float b)

{ return a * b; }

Хотя все функции имеют разные типы, все они соответствуют определению класса Del - имеют два аргумента одного типа и возвращают результат того же типа. Посмотрим, как они применяются в тестирующем методе класса Testing:

public void TestFun()

{

int[] ar1 = { 3, 5, 7, 9 };

double[] ar2 = { 3.5, 5.7, 7.9 };

string[] ar3 = { "Мама ", "мыла ", "Машу ", "мылом." };

float[] ar4 = { 5f, 7f, 9f, 11f };

Delegate<int> d1 = new Delegate<int>();

Delegate<int>.Del del1;

del1= this.max2;

int max = d1.FunAr(ar1, ar1[0], del1);

Console.WriteLine("max= {0}", max);

Delegate<double> d2 = new Delegate<double>();

Delegate<double>.Del del2;

del2 = this.min2;

double min = d2.FunAr(ar2, ar2[0], del2);

Console.WriteLine("min= {0}", min);

Delegate<string> d3 = new Delegate<string>();

Delegate<string>.Del del3;

del3 = this.sum2;

string sum = d3.FunAr(ar3, "", del3);

Console.WriteLine("concat= {0}", sum);

Delegate<float> d4 = new Delegate<float>();

Delegate<float>.Del del4;

del4 = this.prod2;

float prod = d4.FunAr(ar4, 1f, del4);

Console.WriteLine("prod= {0}", prod);

}

Обратите внимание на объявление экземпляра делегата:

Delegate<int>.Del del1;

В момент объявления задается фактический тип, и сигнатура экземпляра становится конкретизированной. Теперь экземпляр можно создать и связать с конкретной функцией. В C# 2.0 это делается проще и естественнее, чем ранее, - непосредственным присваиванием:

del1= this.max2;

При выполнении этого присваивания производятся довольно сложные действия - проверяется соответствие сигнатуры функции в правой части и экземпляра делегата, в случае успеха создается новый экземпляр делегата, который и связывается с функцией.

Покажем, что и сам функциональный тип-делегат можно объявлять с родовыми параметрами. Вот пример такого объявления:

public delegate T FunTwoArg<T>(T a, T b);

Добавим в наш тестовый пример код, демонстрирующий работу с этим делегатом:

FunTwoArg<int> mydel;

mydel = max2;

max = mydel(17, 21);

Console.WriteLine("max= {0}", max);

Вот как выглядят результаты работы тестового примера:

Рис. 22.7.  Результаты работы с универсальными делегатами

Универсальные делегаты с успехом используются при определении событий. В частности, класс EventHandler, применяемый для всех событий, не имеющих собственных аргументов, теперь дополнен универсальным аналогом, определенным следующим образом:

public void delegate EventHandler<T> (object sender, T args)

where T:EventArgs

Этот делегат может применяться и для событий с собственными аргументами, поскольку вместо параметра T может быть подставлен конкретный тип - потомок класса EventArgs, дополненный нужными аргументами.