logo
C#, 320 стр

Как определяется функциональный тип и как появляются его экземпляры

Слово делегат (delegate) используется в C# для обозначения хорошо известного понятия. Делегат задает определение функционального типа (класса) данных. Экземплярами класса являются функции. Описание делегата в языке C# представляет собой описание еще одного частного случая класса. Каждый делегат описывает множество функций с заданной сигнатурой. Каждая функция (метод), сигнатура которого совпадает с сигнатурой делегата, может рассматриваться как экземпляр класса, заданного делегатом. Синтаксис объявления делегата имеет следующий вид:

[<спецификатор доступа>] delegate <тип результата > <имя класса> (<список аргументов>);

Этим объявлением класса задается функциональный тип - множество функций с заданной сигнатурой, у которых аргументы определяются списком, заданным в объявлении делегата, и тип возвращаемого значения определяется типом результата делегата.

Спецификатор доступа может быть, как обычно, опущен. Где следует размещать объявление делегата? Как и у всякого класса, есть две возможности:

Так же, как и интерфейсы C#, делегаты не задают реализации. Фактически между некоторыми классами и делегатом заключается контракт на реализацию делегата. Классы, согласные с контрактом, должны объявить у себя статические или динамические функции, сигнатура которых совпадает с сигнатурой делегата. Если контракт выполняется, то можно создать экземпляры делегата, присвоив им в качестве значений функции, удовлетворяющие контракту. Заметьте, контракт является жестким: не допускается ситуация, при которой у делегата тип параметра - object, а у экземпляра соответствующий параметр имеет тип, согласованный с object, например, int.

Начнем примеры этой лекции с объявления трех делегатов. Поместив два из них в пространство имен, третий вложим непосредственно в создаваемый нами класс:

namespace Delegates

{

//объявление классов - делегатов

delegate void Proc(ref int x);

delegate void MesToPers(string s);

class OwnDel

{

public delegate int Fun1(int x);

int Plus1( int x){return(x+100);}//Plus1

int Minus1(int x){return(x-100);}//Minus1

void Plus(ref int x){x+= 100;}

void Minus(ref int x){x-=100;}

//поля класса

public Proc p1;

public Fun1 f1;

char sign;

//конструктор

public OwnDel(char sign)

{

this.sign = sign;

if (sign == '+')

{p1 = new Proc(Plus);f1 = new Fun1(Plus1);}

else

{p1 = new Proc(Minus);f1 = new Fun1(Minus1);}

}

}//class OwnDel

Прокомментирую этот текст.

Заметьте, экземпляры делегатов можно рассматривать как ссылки (указатели на функции), а методы тех или иных классов с соответствующей сигнатурой можно рассматривать как объекты, хранимые в динамической памяти. В определенный момент происходит связывание ссылки и объекта (в этой роли выступают не обычные объекты, имеющие поля, а методы, задающие код). Взгляд на делегата как на указатель функции характерен для программистов, привыкших к С++.

Приведу теперь процедуру, тестирующую работу созданного класса:

public void TestOwnDel()

{

int account = 1000, account1=0;

OwnDel oda = new OwnDel('+');

Console.WriteLine("account = {0}, account1 = {1}",

account, account1);

oda.p1(ref account); account1=oda.f1(account);

Console.WriteLine("account = {0}, account1 = {1}",

account, account1);

}

Клиент класса OwnDel создает экземпляр класса, передавая конструктору знак той операции, которую он хотел бы выполнить над своими счетами - account и account1. Вызов p1 и f1, связанных к моменту вызова с закрытыми методами класса, приводит к выполнению нужных функций.

В нашем примере объявление экземпляров делегатов и связывание их с внутренними методами класса происходило в самом классе. Клиенту оставалось лишь вызывать уже созданные экземпляры, но эту работу можно выполнять и на стороне клиентского класса, чем мы сейчас и займемся. Рассмотрим многократно встречавшийся класс Person, слегка изменив его определение:

class Person

{

//конструкторы

public Person(){name =""; id=0; salary=0.0;}

public Person(string name){this.name = name;}

public Person (string name, int id, double salary)

{this.name = name; this.id=id; this.salary = salary;}

public Person (Person pers)

{this.name = pers.name; this.id = pers.id;

this.salary = pers.salary;}

//методы

public void ToPerson(string mes)

{

this.message = mes;

Console.WriteLine("{0}, {1}",name, message);

}

//свойства

private string name;

private int id;

private double salary;

private string message;

//доступ к свойствам

public string Name

{get {return(name);} set {name = value;}}

public double Salary

{get {return(salary);} set {salary = value;}}

public int Id

{get {return(id);} set {id = value;}}

}//class Person

Класс Person устроен обычным способом: у него несколько перегруженных конструкторов, закрытые поля и процедуры-свойства для доступа к ним. Особо обратить внимание прошу на метод класса ToPerson, сигнатура которого совпадает с сигнатурой класса, определенной введенным ранее делегатом MesToPers. Посмотрите, как клиент класса может связать этот метод с экземпляром делегата, определенного самим клиентом:

Person man1 = new Person("Владимир");

MesToPers mestopers = new MesToPers(man1.ToPerson);

mestopers("пора работать!");

Обратите внимание, что поскольку метод ToPerson не является статическим методом, то при связывании необходимо передать и объект, вызывающий метод. Более того, переданный объект становится доступным экземпляру делегата. Отсюда сразу же становится ясным, что экземпляры делегата - это не просто указатели на функцию, а более сложно организованные структуры. Они, по крайней мере, содержат пару указателей на метод и на объект, вызвавший метод. Вызываемый метод в своей работе использует как информацию, передаваемую ему через аргументы метода, так и информацию, хранящуюся в полях объекта. В данном примере переданное сообщение "пора работать" присоединится к имени объекта, и результирующая строка будет выдана на печать. В тех случаях, когда метод, связываемый с экземпляром делегата, не использует информацию объекта, этот метод может быть объявлен как статический метод класса. Таким образом, инициализировать экземпляры делегата можно как статическими, так и динамическими методами, связанными с конкретными объектами.

Последние три строки были добавлены в вышеприведенную тестирующую процедуру. Взгляните на результаты ее работы.

Рис. 20.1.  Объявление делегатов и создание их экземпляров