logo
C#, 320 стр

Объявление одномерных массивов

Напомню общую структуру объявления:

[<атрибуты>] [<модификаторы>] <тип> <объявители>;

Забудем пока об атрибутах и модификаторах. Объявление одномерного массива выглядит следующим образом:

<тип>[] <объявители>;

Заметьте, в отличие от языка C++ квадратные скобки приписаны не к имени переменной, а к типу. Они являются неотъемлемой частью определения класса, так что запись T[] следует понимать как класс одномерный массив с элементами типа T.

Что же касается границ изменения индексов, то эта характеристика к классу не относится, она является характеристикой переменных - экземпляров, каждый из которых является одномерным массивом со своим числом элементов, задаваемых в объявителе переменной.

Как и в случае объявления простых переменных, каждый объявитель может быть именем или именем с инициализацией. В первом случае речь идет об отложенной инициализации. Нужно понимать, что при объявлении с отложенной инициализацией сам массив не формируется, а создается только ссылка на массив, имеющая неопределенное значение Null. Поэтому пока массив не будет реально создан и его элементы инициализированы, использовать его в вычислениях нельзя. Вот пример объявления трех массивов с отложенной инициализацией:

int[] a, b, c;

Чаще всего при объявлении массива используется имя с инициализацией. И опять-таки, как и в случае простых переменных, могут быть два варианта инициализации. В первом случае инициализация является явной и задается константным массивом. Вот пример:

double[] x= {5.5, 6.6, 7.7};

Следуя синтаксу, элементы константного массива следует заключать в фигурные скобки.

Во втором случае создание и инициализация массива выполняется в объектном стиле с вызовом конструктора массива. И это наиболее распространенная практика объявления массивов. Приведу пример:

int[] d= new int[5];

Итак, если массив объявляется без инициализации, то создается только висячая ссылка со значением void. Если инициализация выполняется конструктором, то в динамической памяти создается сам массив, элементы которого инициализируются константами соответствующего типа (ноль для арифметики, пустая строка для строковых массивов), и ссылка связывается с этим массивом. Если массив инициализируется константным массивом, то в памяти создается константный массив, с которым и связывается ссылка.

Как обычно задаются элементы массива, если они не заданы при инициализации? Они либо вычисляются, либо вводятся пользователем. Давайте рассмотрим первый пример работы с массивами из проекта с именем Arrays, поддерживающего эту лекцию:

public void TestDeclaration()

{

//объявляются три одномерных массива A,B,C

int[] A = new int[5], B= new int[5], C= new int[5];

Arrs.CreateOneDimAr(A);

Arrs.CreateOneDimAr(B);

for(int i = 0; i<5; i++)

C[i] = A[i] + B[i];

//объявление массива с явной инициализацией

int[] x ={5,5,6,6,7,7};

//объявление массивов с отложенной инициализацией

int[] u,v;

u = new int[3];

for(int i=0; i<3; i++) u[i] =i+1;

//v= {1,2,3}; //присваивание константного массива

//недопустимо

v = new int[4];

v=u; //допустимое присваивание

Arrs.PrintAr1("A", A); Arrs.PrintAr1("B", B);

Arrs.PrintAr1("C", C); Arrs.PrintAr1("X", x);

Arrs.PrintAr1("U", u); Arrs.PrintAr1("V", v);

}

На что следует обратить внимание, анализируя этот текст:

public static void CreateOneDimAr(int[] A)

{

for(int i = 0; i<A.GetLength(0);i++)

A[i] = rnd.Next(1,100);

}//CreateOneDimAr

Здесь rnd - это статическое поле класса Arrs, объявленное следующим образом:

private static Random rnd = new Random();

Процедура печати массива с именем name выглядит так:

public static void PrintAr1(string name,int[] A)

{

Console.WriteLine(name);

for(int i = 0; i<A.GetLength(0);i++)

Console.Write("\t" + name + "[{0}]={1}", i, A[i]);

Console.WriteLine();

}//PrintAr1

На рис. 11.1 показан консольный вывод результатов работы процедуры TestDeclarations.

Рис. 11.1.  Результаты объявления и создания массивов

Особое внимание обратите на вывод, связанный с массивами u и v.