logo
C#, 320 стр

Массивы объектов

Во всех рассмотренных примерах этой главы нам встречались массивы, элементы которых имели только простые значимые типы. В реальных программах массивы объектов и других ссылочных типов встречаются не менее часто. Каков бы ни был тип элементов, большой разницы при работе с массивами нет. Но один важный нюанс все же есть, и его стоит отметить. Он связан с инициализацией элементов по умолчанию. Уже говорилось о том, что компилятор не следит за инициализацией элементов массива и доверяет инициализации, выполненной конструктором массива по умолчанию. Но для массивов ссылочного типа инициализация по умолчанию присваивает ссылкам значение Null. Это означает, что создаются только ссылки, но не сами объекты. По этой причине, пока не будет проведена настоящая инициализация с созданием объектов и заданием ссылок на конкретные объекты, работать с массивом ссылочного типа будет невозможно.

Рассмотрим детали этой проблемы на примере. Определим достаточно простой и интуитивно понятный класс, названный Winners, свойства которого задают имя победителя и его премию, а методы позволяют установить размер премии для каждого победителя и распечатать его свойства. Приведу код, описывающий этот класс:

/// <summary>

/// Класс победителей с именем и премией

/// </summary>

public class Winners

{

//поля класса

string name;

int price;

//статическое или динамическое поле rnd?

//static Random rnd = new Random();

Random rnd = new Random();

// динамические методы

public void SetVals(string name)

{

this.name = name;

this.price = rnd.Next(5,10)* 1000;

}//SetVals

public void PrintWinner(Winners win)

{

Console.WriteLine("Имя победителя: {0}," +

" его премия - {1}", win.name, win.price);

}//PrintWinner

}//class Winners

Коротко прокомментирую этот текст.

  1. Свойство name описывает имя победителя, а свойство price - величину его премии.

  2. Свойство rnd необходимо при работе со случайными числами.

  3. Метод SetVals выполняет инициализацию. Он присваивает полю name значение, переданное в качестве аргумента, и полю price - случайное значение.

  4. Метод PrintWinner - метод печати свойств класса. Без подобного метода не обходится ни один класс.

  5. В классе появится еще один статический метод InitAr, но о нем скажу чуть позже.

Пусть теперь в одном из методов нашего тестирующего класса Testing предполагается работа с классом Winners, начинающаяся с описания победителей. Естественно, задается массив, элементы которого имеют тип Winners. Приведу начало тестирующего метода, в котором дано соответствующее объявление:

public void TestWinners()

{

//массивы объектов

int nwin = 3;

Winners[] wins = new Winners[nwin];

string[] winames = {"Т. Хоар", "Н. Вирт", "Э. Дейкстра"};

В результате создан массив wins, состоящий из объектов класса Winners. Что произойдет, если попытаться задать значения полей объектов, вызвав специально созданный для этих целей метод SetVals? Рассмотрим фрагмент кода, осуществляющий этот вызов:

//создание значений элементов массива

for(int i=0; i < wins.Length; i++)

wins[i].SetVals(winames[i]);

На этапе выполнения будет сгенерировано исключение - нулевая ссылка. Причина понятна: хотя массив wins и создан, но это массив ссылок, имеющих значение null. Сами объекты, на которые должны указывать ссылки, не создаются в момент объявления массива ссылочного типа. Их нужно создавать явно. Ситуация аналогична объявлению массива массивов. И там необходим явный вызов конструктора для создания каждого массива на внутреннем уровне.

Как же создавать эти объекты? Конечно, можно возложить эту обязанность на пользователя, объявившего массив wins, - пусть он и создаст экземпляры для каждого элемента массива. Правильнее все-таки иметь в классе соответствующий метод. Метод должен быть статическим, чтобы его можно было вызывать еще до того, как созданы экземпляры класса, поскольку метод предназначен для создания этих самых экземпляров. Так в нашем классе появился статический метод InitAr:

//статический метод

public static Winners[] InitAr(Winners[] Winar)

{

for(int i=0; i < Winar.Length; i++)

Winar[i] = new Winners();

return(Winar);

}//InitAr

Методу передается массив объектов, возможно, с нулевыми ссылками. Он возвращает тот же массив, но уже с явно определенными ссылками на реально созданные объекты. Теперь достаточно вызвать этот метод, после чего можно спокойно вызывать и метод SetVals. Вот как выглядит правильная последовательность вызовов методов класса Winners:

Winners.InitAr(wins);

//создание значений элементов массива

for(int i=0; i < wins.Length; i++)

wins[i].SetVals(winames[i]);

//печать значений элементов массива

for(int i=0; i < wins.Length; i++)

wins[i].PrintWinner(wins[i]);

}//TestWinners

Теперь все корректно, массивы создаются, элементы заполняются нужными значениями, их можно распечатать:

Рис. 12.5.  Печать элементов массива wins

Обратите внимание, что всем победителям назначена одна и та же премия. Хотя понятно, что дело в программной ошибке, но в ней можно видеть и знак свыше. Коль скоро для победителей выбраны такие имена, почитаемые всеми программистами, то негоже пытаться расставить их по ранжиру даже в примере.

Что же касается ошибки, то она связана с тем, что в данном случае свойство rnd следует сделать статическим, чтобы оно было одно на все экземпляры класса. В тексте описания варианта класса приведены оба варианта объявления свойства, один из которых закомментирован.