4.4.1. Практичность
Применимость – свойства ПС, обуславливающие сложность его понимания, изучения и использования, а также привлекательность для квалифицированных пользователей при применении в указанных условиях. В число пользователей могут быть включены операторы, конечные и косвенные пользователи, которые находятся под влиянием или зависят от качества функционирования ПС.
В практичности следует учитывать все разнообразие характеристик внешней среды пользователей, на которые может влиять ПС, включая требующуюся подготовку к использованию и оценке результатов функционирования программ. Применимость (практичность) использования ПС – понятие достаточно субъективное и трудно формализуемое, однако в итоге зачастую значительно определяющее функциональную пригодность и полезность применения ПС.
В эту группу показателей входят критерии, с различных сторон отражающие функциональную понятность, удобство освоения, системную эффективность или простоту использования.
Некоторые субхарактеристики можно оценивать экономическими показателями – затратами труда и времени специалистов на реализацию некоторых функций. В стандарте ISO 9126:2 для этой характеристики качества предлагается наибольшее число (27) атрибутов, подробно описывающих качественные свойства ПС, полезные для заказчика и пользователей при их практическом освоении и применении.
Понятность – свойства ПС, обеспечивающие пользователю понимание, является ли ПС пригодным для его целей, и как его можно использовать для конкретных задач и условий применения.
Понятность зависит от качества документации и субъективных впечатлений от функций и характеристик ПС. Понятность ПС можно описать четкостью функциональной концепции, широтой демонстрационных возможностей, полнотой, комплектностью и наглядностью представления в эксплуатационной документации возможных функций и особенностей их реализации. Она должна обеспечиваться корректностью и полнотой описания исходной и результирующей информации, всех деталей функций ПС для пользователей.
Простота использования – свойства ПС, обеспечивающие пользователю возможность удобно и комфортно его эксплуатировать и управлять им. Этот критерий учитывает физические и психологические характеристики пользователей и отражает уровень контролируемости и комфортности условий эксплуатации ПС, возможность предотвращения ошибок пользователей. Он должен обеспечивать простоту управления функциями ПС и достаточный объем параметров управления, реализуемых по умолчанию, информативность сообщений пользователю, наглядность и унифицированность управления экраном, а также доступность изменения функций в соответствии с квалификацией пользователя и минимум операций, необходимых для запуска определенного задания и анализа результатов. Кроме того, удобство использования характеризуется рядом динамических параметров: времени ввода и отклика на задание, длительностью решения типовых задач, временем на регистрацию результатов.
Изучаемость – свойства ПС, обеспечивающие удобное освоение его применения достаточно квалифицированными пользователями. Может определяться трудоемкостью и длительностью подготовки пользователя к полноценной эксплуатации ПС. Эти атрибуты зависят от возможности предварительного обучения и от совершенствования знаний в процессе эксплуатации, от возможностей оперативной помощи и подсказки (Help) при использовании ПС, а также от полноты, доступности и удобства использования руководств и инструкций по эксплуатации. Изучаемость может также характеризоваться объемом эксплуатационной документации и/или объемом и качеством электронных учебников.
Привлекательность – субъективное свойство ПС нравиться заказчику, покупателям и/или пользователям. Оно связано с внешними атрибутами, наглядностью рекламы и эстетикой оформления ПС, интерфейсов с пользователями и эксплуатационной документации.
Атрибуты практичности по степени влияния на функциональную пригодность частично можно оценивать экспертами качественно – порядковыми мерами, но частично и количественными мерами (табл.4.3).
Некоторые атрибуты практичности доступны не только качественным оценкам, но и количественным. Изучаемость можно отражать трудоемкостью и продолжительностью изучения пользователями соответствующей квалификации методов и инструкций применения ПС для полноценной эксплуатации. Эти атрибуты могут составлять трудоемкость от единиц до тысяч часов, необходимых для освоения квалифицированного применения сложных комплексов программ. Они в свою очередь зависят от степени обеспечения пользователей учебными пособиями, которые приближенно можно характеризовать числом страниц эксплуатационной документации и объемом электронных учебников, например, в килобайтах.
Выбор диапазонов целесообразных значений этих объемов можно проводить по отзывам пользователей о прецедентах освоения ПС, хорошо обеспеченных средствами обучения. Но для создания этих пособий необходимы определенные затраты труда и времени разработчиков, которые в некоторой степени пропорциональны сложности функций ПС.
- Стандартизация и сертификация программного обеспечения
- © Уо «пгу», 2007Содержание введение
- Рабочая программа
- Рейтинговая оценка знаний
- Конспект лекций
- 1. Качество как экономическая категория и объект управления
- 1.1. Понятие качества. Предмет и задачи курса
- 1.2. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
- 1.3. Стандартизация в системе управления качеством
- 1.3.1. Система стандартизации
- 1.3.2. Категории нормативных документов
- 1.3.3. Уровни стандартизации
- 1.4. Механизм управления качеством
- 1.5. Стандарты исо серии 9000
- 1.5.1. Фундаментальные требования
- 1.5.2. Структура комплекса стандартов
- 1.5.3. Структура документов системы управления качеством
- 1.5.4. Как работает система управления качеством
- 1.6. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента качества
- 1.6.1. Основные предпосылки сертификации
- 1.6.2. Обязательная и добровольная сертификация
- 1.6.3. Национальная система сертификации
- 1.6.4. Схемы сертификации и условия их применения
- 1.6.5. Порядок проведения работ по сертификации
- Вопросы по теме
- 2. Жизненный цикл программнЫх средств
- 2.1. Понятие жизненного цикла
- 2.2. Базовый профиль жизненного цикла программных средств
- 2.3. Особенности стандартизации жизненного цикла программных средств
- 2.4. Методическая основа технологии жизненного цикла программных средств
- 2.5. Преимущества применения стандартов жизненного цикла
- 2.6. Структура профилей стандартов жизненного цикла программных средств
- 2.7. Стандартизация жизненного цикла программных средств
- 2.7.1. Стандарт iso/iec 12207
- 2.7.2. Стандарт iso 15504
- 2.8. Модель жизненного цикла программного продукта
- 2.8.1. Схема модели
- 2.8.2. Каскадная модель
- 2.8.3. Спиральная модель
- 2.8.4. Другие типы моделей
- Вопросы по теме
- 3. Основные понятия и характеристики качества программных средств
- 3.1. Основные факторы, определяющие качество программных средств
- 3.2. Стандарты, регламентирующие характеристики качества
- 3.3. Метрики характеристик качества программных средств
- 3.4. Особенности измерения и оценивания характеристик качества
- 3.5. Негативные факторы, влияющие на качество
- 3.6. Ресурсы, ограничивающие достижимые характеристики качества
- Вопросы по теме
- 4. Выбор мер и шкал характеристик качества программных средств
- 4.1. Принципы выбора характеристик качества
- 4.2. Выбор свойств и атрибутов качества функциональных возможностей
- 4.2.1. Функциональная пригодность
- 4.2.2. Корректность и надежность
- 4.2.3. Способность к взаимодействию
- 4.2.4. Защищенность
- 4.3. Выбор количественных атрибутов характеристик качества
- 4.3.1. Надежность
- 4.3.2. Эффективность
- 4.4. Выбор качественных атрибутов характеристик качества
- 4.4.1. Практичность
- 4.4.2. Сопровождаемость
- 4.4.3. Мобильность
- 4.4.4. Качество документации
- 4.5. Процессы выбора и установления характеристик и мер качества в проектах программных средств
- Вопросы по теме
- 5. Стандартизация оценивания технологических процессов жизненного цикла и характеристик качества программных средств
- 5.1. Оценивание уровня зрелости процессов жизненного цикла и обеспечения качества программных средств
- 5.2. Оценивание жизненного цикла программных средств по стандарту iso 15504
- 5.3. Оценивание качества готового программного продукта по стандарту iso 14598
- 5.4. Организация и средства для оценивания качества комплексов программ
- 5.4.1. Модель внешней среды
- 5.4.2. Испытания программного продукта
- 5.4.3. Альфа– и Бета–тестирование
- 5.4.4. Программная генерация тестов
- 5.4.5. Обработка результатов испытаний
- Вопросы по теме
- 6. Единая система программной документации
- 6.1. Общая характеристика еспд
- 6.2. Структура еспд
- 6.3. Гост 19.101. Виды программ и программных документов
- 6.4. Гост 19.102. Стадии разработки
- 6.5. Гост 19.103. Обозначение программ и программных документов
- 6.6. Гост 19.105. Общие требования к программным документам
- 6.7. Гост 19.104. Основные надписи
- 6.8. Гост 19.106. Требования к программным документам, выполненным печатным способом
- 6.9. Гост 19.201. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению
- 6.10. Гост 19.202. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению
- 6.11. Гост 19.301. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию, оформлению и контролю качества
- 6.11.1. Требования к содержанию
- 6.11.2. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программе»
- 6.11.3. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Требования к программной документации»
- 6.11.4. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Средства и порядок испытаний»
- 6.11.5. Показатели качества, определяемые на основе результатов анализа раздела «Методы испытаний»
- 6.12. Гост 19.401. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению
- 6.13. Гост 19.402. Описание программы
- 6.14. Гост 19.404. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению
- 6.15. Гост 19.502. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению
- 6.16. Гост 19.503. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.17. Гост 19.504. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению
- 6.18. Гост 19.505. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению
- 6.19. Гост 19.508. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению
- Вопросы по теме
- 7. Оценивание характеристик качества программных средств
- 7.1. Оценивание функциональных возможностей
- 7.1.1. Функциональная пригодность
- 7.1.2. Корректность
- 7.1.3. Способность к взаимодействию
- 7.1.4. Защищенность
- 7.2. Оценивание надежности функционирования
- 7.3. Оценивание эффективности использования ресурсов эвм
- 7.4. Оценивание практичности
- 7.5. Оценивание сопровождаемости
- 7.6. Оценивание мобильности
- 7.7. Оценивание качества эксплуатационной и технологической документации
- 7.7.1. Документирование в процессах жизненного цикла
- 7.7.2. Технологическая документация
- 7.7.3. Эксплуатационная документация
- 7.8. Оценивание рисков в жизненном цикле
- 7.9. Интегральное оценивание характеристик качества
- Вопросы по теме
- 8. Сертификация программного обеспечения
- 8.1. Организация сертификации программных продуктов
- 8.2. Документирование процессов и результатов сертификации
- Вопросы по теме
- Практические занятия практическая работа № 1 выбор характеристик и мер качества программного средства по стандарту isO 9126
- План практического занятия
- Практическая работа № 2 разработка технического задания на создание программного средства
- План практического занятия
- Практическая работа № 3 разработка технологической документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 4 разработка эксплуатационной документации на программное средство
- План практического занятия
- Практическая работа № 5 Оценивание качества программного продукта по стандарту гост 28195
- Словарь основных терминов
- Список использованных источников
- Перечень основных международных стандартов в области обеспечения жизенного цикла и качества программных средств
- 211440 Г. Новополоцк, ул. Блохина, 29